«Сергей Есенин. Мой путь» — правдивая история о жизни и смерти поэта, рассказанная им самим

0
18.09.2015 Яна Квятковская в Театральные рецензии

BNAeBFDrZKY12 сентября на сцене зала Арт-Подвала бродячей собаки прошёл моноспектакль Олега Попова «Сергей Есенин. Мой путь». В основу спектакля положены стихи Есенина, воспоминания о нем современников и автобиографические заметки поэта. Атмосферу откровенной доверительности того, что происходило на сцене, прекрасно дополнила музыка Алексея Голубева.

Вместе с артистом зрители прошли весь жизненный путь поэта с момента рождения и детских воспоминаний, до трагического вечера 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

Весь спектакль пролетел на одном дыхании. Стихи вперемежку с прозой и автобиографичные факты обнажают перед нами мысли и чувства поэта. Поэт- хулиган, поэт — скандалист, кудрявый парень-повеса с трагичной судьбой, он, как отражение судьбы самой России очень тонко чувствовал настроение своей страны и передавал его в своей лирике.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах, какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Олег Попов постарался рассказать нам о том, какое место в жизни поэта занимали Родина, женщины, революция, друзья и творчество. Вместе с Есениным каждый зритель в зале пережил и Первую мировую войну, и смену власти, и любовные переживания поэта.Артист справедливо считает, что самым лучшим биографом поэта был он сам. Сергей Есенин в своих строчках обнажал свои чувства, показывая без прикрас то, что он думал. По стихам поэта, талантливо подобранным и скомпонованным в моноспектакле, мы можем проследить все основные моменты его жизни, увидеть моменты депрессии, любовной лихорадки и творческого подъема.

Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Моноспектакль Олега Попова переносит нас сначала в дом деда Есенина в Рязанскую Губернию, затем в Белокаменную Москву, призрачный Петербург и далёкую Европу. Он ведёт нас вслед за рифмованными строчками знакомиться с Блоком, Маяковским, Мейерхольдом, Анной Изрядновой, Зинаидой Райх, Софьей Толстой и Айседорой Дункан. Артист как будто приоткрывает нам дверь в личную жизнь и мысли поэта, которые он без утайки превращал в стихи.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Небольшой зал создает практически интимную атмосферу. Читая стихи про любовь, Олег старался заглянуть в глаза каждой зрительнице в зале хотя бы по разу. Произнося строки про Родину, Попов искал понимания у мужчин. Эта сопричастность к происходящему на сцене вкупе с гениальными строчками великого поэта сделали спектакль действительно живым. Есенину Попова сочувствуешь, сопереживаешь, вместе с ним проживаешь эту короткую, но полную событий жизнь.
Последние дни поэта переданы артистом с большой точностью. Невероятное желание жить и работать, и вместе с тем усталость и обреченность — Есенин будто бы предчувствовал беду. «Чёрный человек» как предсмертная записка, как завещание, Есенин подобно некогда Моцарту будто бы знал, что скоро конец. Поэма, прочитанная артистом в чёрном плаще и чёрном цилиндре только усиливают трагизм того, что случилось в декабре 1925-го.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Однако спектакль не заканчивается на тяжёлой ноте. Есенин был человеком весёлого нрава, и Олег Попов как нельзя лучше понимает это. Перед уходом за кулисы он посылает в зал задорную улыбку, словно бы говоря, что несмотря на столь трагичную жизнь, поэт по нраву всё же «озорной гуляка, улыбающийся встречным лицам».

Яна Квятковская, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Литературного театра Олега Попова

Поделиться через:
Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on Reddit


comments powered by HyperComments


Об авторе

Яна Квятковская