Владимир Кальян: Аудитории нужен качественный продукт

1
23.03.2017 Андрей Голубов в Голубика

Владимир Кальян, генеральный продюсер musecube.org: о современном российском музыкальном андеграунде, о музыкальных и иных тенденциях чуть ниже и чуть выше ground zero, и об интересах и ожиданиях слушателей/зрителей, потребителей музыки.

Беседа генпроюсера www.musecube.org Владимира Кальяна (В.К.) c колумнистом портала Андреем Голубовым (А.Г.).

А.Г.: Володь, какие процессы происходят сейчас в российском музыкальном андеграунде и какие тренды в нём можно сегодня отметить/выделить, позитивные или негативные?

В.К.: Самая главная проблема, которая сейчас существует – это падение интереса у слушателя/зрителя к рок-музыке и, в частности, особенно, к живой рок-музыке. Это очень сильно и больно.. Чистое падение интереса публики..

А.Г.: Каковы главные причины этого падения интереса?

В.К.: Это процесс не вот вам год назад или сейчас, это тенденция, которая наметилась несколько лет назад, когда каждый кто худо-бедно держал в руках гитару, лез на сцену и считал себя рок-музыкантом. Естественно, народ, приходя в клубы и на различные рок-фестивали, видел совершенно некачественный продукт, в некачественном звуке, и разочаровывался в услышанном/увиденном. И я считаю, что при таком подходе объективное падение интереса должно было произойти. Я даже сужу по себе.. Если я раньше внимательно следил за «прорывами» молодых коллективов, то сейчас всё это не так или не совсем так. Я прихожу в клуб, а клуб — грязный, с ужасным обслуживанием, в котором не позаботились о качестве аппарата, не позаботились о проведении некоего отбора, чтобы публике были интересны выбранные коллективы.. Но при этом они (эти клубы) себя уже называют популярными концертными площадками.. Но на самом деле же всё не так..

А.Г.: Ну неужели так всё плохо на всех площадках?

В.К.: Нет, и я, конечно, могу выделить несколько площадок и фестивалей молодых исполнителей, которые заслуживают моего уважения, в частности, для открытия новых групп и имен.. Это прежде всего ИНДЮШАТА, это был фестиваль НАВИГАЦИЯ, его сейчас нет, и я пытаюсь выяснить его судьбу..

Но тут обязательно надо вести политику рекламы и агитации, привлечения людей и спонсоров, поскольку на голом энтузиазме тут ничего не поимеешь и ничего не толкового не сделаешь.. Еще назову пару фестивалей, чтобы закрыть эту тему. В прошлом году проводился фестиваль групп-англофонов в Сокольниках. Это был первый опыт привлечения и классификации российских англопоющих рок-групп, был чуть ли не трехступенчатый достойный отбор, сначала организаторы, затем администрация парка Сокольники, затем утверждал департамент культуры города Москвы. Они организовали фестиваль за месяц.. Фестиваль прошел на «ура», даже в условиях отсутствия каких-то спонсорских денег. Тут я бы еще назвал фестиваль REVOLUTION, он имеет немножко расширенный формат и там всё-таки и панк музыка, и альтернативная музыка.. Джазовые фестивали есть неплохие, которые проводит клуб Козлова и другие… Тут я бы вспомнил и мой фестиваль НОВЫЕ КУБОМЕТРЫ, в который я сам отбираю группы, которые пишут и хотят выступить.. У меня не было спонсоров на этот фестиваль, это мой энтузиазм, который тянется с 2012 года. Он претерпел различные метаморфозы, начинался с камерного фестиваля на 100 человек, и мной двигало желание донести до людей эту новую музыку.

Ну а в этом году уже был клуб VOLTA. Ну тут ты же знаешь, и «Своё Радио» тоже теперь в этом клубе. Клуб Volta захотел подтянуть к себе все наши художественно-самодеятельные проекты, прекрасно зная, что мы не профессионалы в организации, к примеру, фестивалей.. И может быть для нас более комфортна полудомашняя остановка, к которой мы привыкли…

Но получилось следующее: на огромную площадку на тысячу человек приходит человек 100-150 гостей, и я, не имея особых иллюзий, рад и этому..

А.Г.: Как ты в этой связи оцениваешь усилия Семёна Чайки, делающего практически то же самое, но в рамках интернет-радио? Усилия «Своего Радио» по привлечению и раскрутке малоизвестных андеграундных рок-групп?

В.К.: Всё, что делает Семён Чайка, заслуживает у меня огромного уважения. Я, может быть, не совсем соглашусь с тем наполнением, которое у него существует.. Потому что это дело вкуса)).. Но глобально мне кажется, что независимо от вкуса моего, твоего, Семёна, многие коллективы сами не понимают, чего хотят и что они делают на сцене.

А.Г.: Ну в моём понимании, треть коллективов очень четко и ясно знают и понимают, что они делают, ждут и хотят, вторая треть колеблется, ну а третья находится, как ты говоришь, во внутренних непонятках.

В.К.: Да, они умеют играть на инструментах, они умеют петь, они пытаются совместить и то и другое, разбираются в структуре песни, могут сделать песню.. Но они это делают неприцельно.. Они не хотят изучать аудиторию и в тоже время хотят собирать залы.. И тут не особо важно, членам коллектива по 20 лет или по 35 или по 50 лет.. Они почему-то уверены, что в нашей стране живет 150 млн человек, и что свою аудиторию на «Олимпийский» они рано или поздно обязательно наберут. Они почему-то уверены, что какое-то количество людей обязано любить их музыку, ходить на их концерты и платить им за это деньги.. Это, по меньшей мере, думать так глупо! Это глубочайшее заблуждение 99 процентов коллективов, которые плавают в этом море..

А.Г.: Но ведь есть и коллективы, коммерчески мега-успешные: БИ-2, АРИЯ, другие..

В.К.: Ну у них всё было сделано правильно.. Человечески, музыкально и коммерчески.. И при этом очень важно понимать, что совершенно безкультурно, когда артист или группа, не достигшие успеха, не собирающие даже маленький клуб в Москве, отзывается о коллегах по цеху, уничижительно о коллективах, достигших большого коммерческого успеха. Таких музыкантов вообще надо гнать со сцены..

Ну и нельзя забывать при этом, что музыкант – это субстанция неблагодарная, и мы с тобой, занимаясь продвижением каких-то коллективов, слово «спасибо» слышим крайне редко. Мы хотим помочь, мы двигатели прогресса, мы понимаем, что им нужна помощь.. Но тут происходит следующая история: как только коллектив понимает, что им занимается какой-то продвинутый в этой сфере человек (типа нас с тобой), так у них возникает чувство превосходства, некоей вседозволенности и они начинают «гнуть пальцы», Чувствовать себя «звездами».. А это путь в никуда..

А.Г.: — Что бы ты сделал с ротацией «Своего Радио» с учетом того, что пару лет назад все начиналось с 80-ти, а теперь насчитывает порядка 400-450 групп?

В.К.: На мой взгляд, нужно искать хиты или почти хиты.. Я бы изымал из ротации уже поднадоевшие коллективы. А также коллективы, набирающие наибольшее количество дислайков на сайте www.svoeradio.fm. Я бы устроил какой-то нестыдный соревновательный момент..

А.Г.: А может быть, больше не искать, а делать хиты из того, что есть?

В.К.: Это нереально. Говоришь людям – играйте эту песню, а они говорят, не, она неформат, она нам не нравится, она похожа на «Наше радио», мы ее не хотим играть. Но если на неё есть спрос – ее нужно играть!).. А группы этого не понимают!)..

А.Г.: Володь, как ты считаешь, ни политики, ни социалки в современной рок-музыке (андеграундной и не очень) быть не должно?

В.К.: Думаю, ее должно быть как можно меньше. Чтобы серьезно петь о социалке и политике в сегодняшнем мире, нужно разбираться в этих процессах.. Лучше петь о вечном, о жизни и любви, об отношениях и.. Все политики рано или поздно передохнут, а «любовь, мир, дружба, жвачка» останутся..

А.Г.: Давай поговорим про хиты и прорывы..

В.К.: Хит – это есть коммерчески успешная песня, въедающаяся в мозг….

На недавней музыкальной конфренции Семён Чайка показывал мне несколько тысяч (пока) неотвеченных писем-заявок.. Я это вполне могу сравнить с тысячами неотвеченных заявок в своей почте.. Нужны хиты, порой многотрудно сделанные и выстраданные.

Но в большинстве своем все в России хотят халявы. Я представляю, сколько Семён Чайка вложил за два с лишним года в свой продукт.. Я знаю, сколько я за 7 лет вложил в свой продукт. Сил, средств, души, желания, времени..

Ты знаешь, я выбрал для себя нишу андеграунда, но с пониманием того, что этот андеграунд должен быть вкусным. И мне не должно быть за него стыдно. Я понимаю аудиторию, с которой я буду работать..

А.Г.: Это группы, собирающие до 80-100 человек?

В.К.: Надо очень хорошо понимать, что клубу, куда приходит 50-80 человек и из них по гостевым спискам 40-50 человек, рано или поздно надоедает терпеть убытки..

Расставьте уже стульчики для 40-50 человек и приготовьте столики для тех, кто реально хочет покушать.. Клубы, которые закрываются, это те, кто хотели провести по 50-150 человек, не набирали даже минимума, потому что у них разбавленное пиво, невкусная еда и так далее.. Я экономист по образованию, и прекрасно понимаю эту ситуацию..

А.Г.: Так что же делать этим группам?

В.К.: Группы, которые хотят собирать хотя бы сотню человек, пусть сначала научатся и натренируются на своих репецетиционных базах, наиграют свои программы.. Потом подадут заявки на фестивалях, добудут себя право выступать на разных площадках..

А.Г.: Что ты скажешь о закрытии ряда средним по размаху фестивальных площадок в прошлом фестивальном году?

В.К.: Массовые мероприятия, независимо от их владельца-организатора, должны быть обеспечены не только технически, но и безопасно и концепцией, и какими-то важными стратегиями. Вот любой из нас, если был бы властью, закрывал бы каждый второй фестиваль, а может закрыл бы даже такой бренд как НАШЕСТВИЕ. Это аудитория, которую можно куда-то вести, особенно в том состоянии, в котором она может пребывать. С безопасностью и моральным обликом на наших даже крупных фестивалях очень плохо.. Я вообще не понимаю тему с палатками, где народ бухает беспробудно три дня, не говоря уже об фестивалях разной электронной музыки, где народ не ограничивается алкоголем, а лакомится еще и синтетическими наркотиками. Поэтому не удивительно, что возникают запреты на проведение фестивалей. Но, при этом, как сказала нашему порталу в одном из недавних интервью Хелависа, «если какие-то клубы или фестивали закрываются, то тут же новые откроются вновь»..

Появятся какие-то новые площадки.. Но если не будет спроса на живую музыку, то здесь и спроса не будет..

А.Г.: Скажи мне честно, Володь, musecube.org — это то же самое, что «Своё Радио» в интернете?

В.К.: Ты знаешь, я за все эти годы вкладывал и вкладывал в проект — силы, средства, время.. Я хочу сейчас от него отдачи. Я не претендую на яхты, дачи и всё прочее, я просто хочу чтобы все понимали, что труд этот имеет денежный эквивалент. И это не благотворительная отныне организация. Да, изначально это была некая благотворительная акция, на моем содержании и помощи некоторых из моих друзей. Семилетняя история musecube основывалась на голом энтузиазме огромного коллектива. Но сегодня musecube постепенно становится коммерческой площадкой, обозначив цены на часть наших услуг. А 7 лет работать бесплатно на зачастую неблагодарных людей, наверное, это абсурд. Новая политика портала вызвала протесты в музыкальной среде.. Протесты, на мой взгляд, неоправданные и стерильные.. Мы разумны и чтобы продолжать это великое дело, нам нужно жизнеобеспечение. И каждый это должен понимать.

А.Г.: Что же сегодня делать андеграунду?

В.К.: Андеграунд, если он хочет остаться андеграундом, пусть забывает о том, что эта тема у них выйдет обязательно на коммерческую основу. Группы должны в первую очередь осознать свою аудиторию, сделать если не коммерческий продукт, то хотя бы удобоваримый и интересный слушателю. И четко все должны понимать, для кого они хотят петь..

А.Г.: Так каково же будущее андеграунда?

В.К.: Если коллективы хотят зарабатывать, пусть изучают внимательно свою аудиторию, ищут ее, привлекают ее.. Они не должны забывать, что если они хотят стать успешными и при этом остаться в андеграунде, необходимо искать золотую середину и совместить два направления. Как, например, Иван Дорн или Ёлка, которая сделала правильный ход, спела пару хитов на усладу публики и теперь спокойно собирает Крокус Сити Холл с самым разным материалом, устраивает джазовые концерты в ММДМ.

Чтобы идти дальше, песня должна быть качественная, хорошая. Все в гармонии. Музыка и слова.. Нужно не забывать, что наши уши хотят комфорта.. И не важно, это альтернатива, металл или попса))..

А.Г.: Ну а как определить сильное падение интереса к альтернативному року?

В.К.: Интерес к альтернативе падает.. Шумная музыка.. Не дающая отдушины.. Умиротворения.. Слушатель ищет умиротворения, и не находит его там.. Да и материал там все слабее, зациклился, приемы одни и те же, прикиды одни и те же, голоса невыразительные, хрипят, глаза таращат — а по сути полный ноль для восприятия. Нет развития у этой музыки.

Вот историю тебе расскажу. У меня есть друг, который в какой-то жизненный период слушал один трэш-металл. За несколько лет он дошел до того, что был готов купить себе пистолет и застрелиться.. Он принес мне свои любимые треки. Я послушал их и к десятой композиции сам уже захотел купить пистолет и застрелиться.. Я ему предложил найти другую музыку для себя, более легкую, более мелодичную, более доходящую до сердца и ума. Перешли на синти-поп и ему через пару-тройку лет стало гораздо лучше морально, он обрел новые жизненные увлечения, путешествовать начал, мыслями хорошими наполнился.

Вот почему НАШЕ радио популярно? Там подобран добротный поп-рок — Арбенина, Би-2, Сплин, другие — то, что комфортно для ушей миллионов. Я очень люблю Нино Котамадзе (джаз-рок) – светлая грусть – после ее концертов хочешь взлететь.. Ее музыка излечивает душу. Я очень люблю группу СЛОТ, но с недавних пор перестал ходить на них, поскольку ощущение тяжести после концерта не очень приятно, мне ближе желание парить в настроении. Например, с концерта любимых мною и не только мною БИ-2 выходишь позитивно заряженным, легким, свободным.. Вот пусть молодые коллективы и учатся у мэтров как создавать настроение полета у людей.

А аудитория будет обращаться к более качественной музыке. Аудитория будет продолжать ориентироваться на продукт в хорошей упаковке. Помимо хорошего музыкального материала, группа обязательно должна быть хорошо упакована — качественно записанные треки, хорошее live видео, хороший клип. Одеты музыканты тоже должны быть хорошо и со вкусом. Это ведь тоже составляющие успеха. И тогда всё может стать и хорошо!).


Об авторе

Андрей Голубов
Андрей Голубов


Один комментарий


  1.  
    Денис

    Фигня все это. Если хотите отдачи, увеличивайте посещаемость. 500-1000 уников в сутки — эточистый непрофессионализм. Много трепа, мало дела. Филиппов со своими проектами тем же грешит.





Написать комментарий