Alt-J: «Красота в простоте»

В последний день лета в Петербург пожаловали британцы Alt-J с презентацией новой пластинки «Relaxer». Британское трио доехало до Северной столицы лишь с третьей попытки (в предыдущие два визита в Россию они выступали только в Москве).

Alt-J являются удачным примером того, как можно стать популярными, при этом не поступаясь своими принципами и творя в удовольствие. В своей музыке британцы смешивают, казалось бы, несовместимое — умиротворенный инди-фолк, вкрадчивую акустику и… прямо-таки кричащие поп-мелодии, которые впору играть на переполненных стадионах. Возможно, именно из-за этих контрастов их музыка и стала такой притягательной для слушателей. За сравнительно короткий промежуток в десять лет Alt-J успели выпустить три альбома (последний из них — «Relaxer», увидел свет в июне этого года), получили престижную награду Mercury Prize за дебютную пластинку, а также мировое признание — в настоящий момент группа является желанным гостем практически на любом более-менее крупном музыкальном фестивале.

Важность момента прочувствовала и питерская публика, до краев заполнив помещение «A2 Green Concert», где обычно собирают аншлаги коллективы с куда более известными именами. На разогреве у Alt-J выступили музыканты Shortparis, которых уже можно назвать местными (ребята переехали в Петербург из Новокузнецка несколько лет назад). То, что это будет не традиционный тихий-мирный разогрев, а настоящая вещь в себе, было известно заранее всем, кто хотя бы мельком когда-либо видел или слышал Shortparis. Остальным же пришлось на своей шкуре испытать всю мощь и психоделию сибирских парней! Музыканты устроили прямо-таки инфернальный перфоманс: мрачный пост-панк, разбавленный французcким шансоном, нервный вокал и метания фронтмена, два барабанщика, периодически «убивающие» свои установки… От их театрального перфоманса порой мурашки бежали по коже.

Применительно к Shortparis действует правило — либо ты подпадаешь под их странное обаяние и становишься записным фаном, либо вспоминаешь, как самый страшный сон. Остаться равнодушным просто невозможно. Другое дело, что далеко не каждый в зале был готов к их перфомансу, изначально настраиваясь на более мягкую музыку в исполнении Alt-J.

После окончания разогрева техникам группы потребовалось еще полчаса, чтобы установить оборудование и сценический реквизит, и ровно в девять вечера Alt-J появились на сцене. Сразу бросалось в глаза интересное визуальное оформление — сцена была поделена световыми панелями на 3 секции-квадрата, в которых находились клавишник, вокалист и барабанщик, а за их спинами по всему периметру были установлены led-панели для вывода видеоряда. Все это, конечно, открывало огромным простор для экспериментов со светом и видео — для каждой песни было подобрано оригинальное решение, что придавало шоу особый колорит.

Что касается музыки, тут Alt-J поступили достаточно консервативно, отыграв лишь пять песен из нового альбома — «3WW», «Adeline», «Deadcrush», «In Cold Blood» и «Pleader». А в остальное время музыканты сосредоточились на исполнении материала с предыдущих двух пластинок, отыграв в числе прочих всеми любимые «Breezeblocks», «Dissolve Me», «Fitzpleasure», «Left Hand Free». Вживую музыкальные контрасты ощущались еще более отчетливо — иногда музыканты замедляли темп практически до полной остановки, переходя на пение акапелла, а затем наступал черед динамичного проигрыша… Это были своеобразные «американские горки», не иначе. И, несмотря на общий меланхоличный настрой, имели место танцы под самые динамичные треки группы.

Alt-J представили сбалансированную концертную программу и красочный визуальный перфоманс, обойдясь без ненужных излишеств. Видно, что парни прочно стоят на земле и не пытаются прыгнуть выше головы. И именно их подход к оформлению шоу наводит на мысль, что некоторые коллеги британцев по инди-сцене откровенно не дорабатывают. Казалось бы — ничего сверхъестественного в перфомансе Alt-J нет, светодиодные панели давно не редкость и уж точно не дефицит, для их транспортировки не нужны огромные грузовики. Однако далеко не все группы разделяют такой подход. Как пример — апрельское выступление White Lies в том же «A2 Green Concert», где из визуального шоу были… несколько стандартных софитов, да дым-машина, из-за чего их перфоманс смотрелся крайне невразумительно. И это у группы, носящей неофициальное звание «английские The Killers» (у самих Killers, к счастью, с шоу полный порядок)! Контраст, как говорится, разителен.

Что же, будем ждать второго пришествия Alt-J в Петербург, с новым шоу и новой программой!

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Любови Никанчук смотрите здесь


Об авторе

Игорь Фоломеев
Игорь Фоломеев


Нет комментариев



Будь первым!


Написать комментарий