Лебединая песня

0
24.03.2013 Антон Романовский в Museзачёт

Вы хотели бы побывать на самом настоящем тёмном ритуале, хотели бы окунуться в атмосферу настоящего безумия и ощутить первообразное зло? Если да, то вам обязательно стоит посетить концерт культовых американских шаманов, способных лишь одной музыкой излечить вас или, наоборот, заставить упасть в обморок. И это всё легендарные Swans.

Swans как музыкальное явление появились в 1982 году под руководством бессменного участника Майкла Джиры. Начиная как пост-панк коллектив, со временем Swans пришли к более резкому звучанию. Как таковой стиль постоянно менялся, от альбома к альбому, но всегда был основан на минимализме и резком шумном звучании. В таком экспериментальном ключе Swans успели записать 10 альбомов, после распасться в 1997 году, а спустя 13 лет заявить о воссоединении и записать ещё два альбома, мало похожие на предыдущие, более спокойных, но в то же время изысканных. А Майкл Джира успел перебрать в рамках группы множество музыкантов, среди которых и известная певица Джарбо (к слову, стала она известной именно благодаря долгой карьере в Swans, с которыми она сотрудничает и по сей день и участвует в записи альбомов). Но несмотря на минимализм и кажущуюся простоту, такие вещи, как получасовые композиции, использование таких нечастых инструментов, как цимбалы, труба, слайд-гитара и нестандартные, сложные с музыкальной точки зрения ходы для музыкантов вполне обычны и составляют ещё одну грань большого пласта творчества Swans.И творят на данный момент эту музыку шесть человек, помимо самого Майкла Джиры это гитарист и слайд-гитарист Кристоф Хан, барабанщик Фил Пулео, гитарист Норман Вестберг, бас-гитарист Крис Правдика и Тор Харрис, являющийся и перкуссионистом, и трубачом, и зачастую отвечающий за цимбалы наравне с барабанщиком Филом.

Но понять всю суть Майкла Джиры и компании по студийным записям просто невозможно, и на концерт идти стоило даже человеку, мало знакомому с группой всего лишь для того, чтобы почувствовать и попробовать понять то, что многие почитатели «Лебедей» называют, как правило, «темной мессой» или ритуалом. И таких желающих оказалось на удивление много. Организаторам даже пришлось сменить площадку с Москва Hall на клуб Tonight, который находится в бывшем здании клуба PiPl, чтобы все, купившие билет или только собирающиеся это сделать, смогли уместиться. В то же время ожидающие на улице зрители обсуждали предстоящий концерт, рассказывая о предыдущем выступлении Swans в Москве: мол, люди падали в обморок во время концерта, выступление длилось так долго, что люди не успели на метро и подобное. Рассказывали, что сегодня на саундчеке в ресторане клуба Tonight все ходило ходуном, а жидкость чуть ли не переливалась из сосудов из-за сильнейшего звука. Однако всё равно зрители  ждали как минимум повтора, а может и чего-то более монументального от «Лебедей».  И все предпосылки к этому были.

Начать сегодняшний вечер предстояло известной московской группе «Собаки Табака», по праву являющейся одной из самых темных музыкальных формаций в России и играющих мощнейший тяжелый индастриал. Многие еще до концерта утверждали, что это лучший из возможных разогревов Swans. Первое что бросилось в глаза входящему в зал – отсутствие барабанщика «Собак» на сцене. Оказалось, что из-за обилия оборудования установку Петра Жаворонкова пришлось поставить на уровне зрителей, причем Пётр играл спиной к публике. В целом же «Собаки» не подвели, отыграли отличный тяжелый сэт с великолепным звуком. Низкие частоты можно было охарактеризовать как «чистую синусоиду», настолько глубокими и ничем не загрязненные были басы. А вокалист Роберт Остролуцкий использовал одновременно два микрофона, то пев в них поочередно, то используя их совместно. Более того, всё это музыкальное действо поддерживалось мрачным и в целом абстрактным видеорядом, делающим атмосферу более пугающей и напряженной. Впрочем, несмотря на то, что барабанщика практически не было видно большинству зрителей, Роберт периодически спускался к нему, чтобы люди попытались обратить на Петра внимание. Отыграв свою сорокаминутную программу, отыграв чисто,  на одном дыхании, под конец «Собаки» частично подготовили слушателей к тому, что им предстояло совсем скоро: довольно жестко и громко пошумели, немного заложив публике уши. Поблагодарив всех за теплый прием, Роберт попросил всех поприветствовать героев сегодняшнего вечера и подготовиться к их выходу, пообещал, что и сами музыканты «Собак Табака» спустятся в зал и на равных со всеми будут внимать в магию Swans.

Впопыхах музыканты уходят со сцены, и начинается перестройка на Swans. Неторопливая, но очень быстрая в итоге. Никаких техников, музыканты сами вышли и все настроили без лишней суеты. На сцену между тем выходит сам Майкл Джира – бессменный лидер «Лебедей».  Выходит в своей фирменной белой ковбойской шляпе, которую на время выступления он отложит, настраивается,  оставляет шляпу на сцене и вновь уходит. Так же поступают и другие музыканты. Спустя 10 минут они уже в полном составе выходят на сцену, занимают свои позиции, подготавливается, а гитарист Кристоф даже просит у зрителей жвачку. И темный ритуал начинается…
Начинается с фразы Майкла «Welcome, russian children», что явилась началом мессы под названием Swans. Вступление Кристофа на слайд-гитаре постепенно погружает всех до единого во вдумчивую, тяжелую атмосферу и дает всем присутствующим понять, что слышат они именно композицию To Be Kind. Музыканты тут же разрушили перегородки между реальностью и неким потусторонним миром, откуда, казалось, они черпают силы и вдохновенье. А потом все будто шло совершенно своим чередом. Просто феерия звука. Не было четкого ощущения, что эту музыку делают люди в данный момент времени, скорее казалось, что музыка сама руководит людьми, потому что иначе сложно объяснить такое действо. Музыканты творили нечто невообразимое, бесконтрольное шумовое представление, составляли из мелодий шум и наоборот, поддерживая тем самым шаманские размеренные напевы мистера Джиры. Но он сегодня не только пел и аккомпанировал на гитаре, но и руководил оркестром «лебедей», правда, в отличие от классического дирижера, Майкл давал подсказки своим подопечным посредством прыжков или махов ногами. Периодически Майкл поглядывая в пюпитр, на который постоянно был направлен белый луч света, словно некий божественный лучик, единственный светлый элемент на  этой вакханалии ужаса. Потому что всё остальное можно было назвать первородным праздником зла. Да, группа славится своими запредельно громкими выступлениями, но сложно было представить, что от таких басов будет перебивать  дыхание, будет резонировать весь организм, иногда будет доходить до тошноты. Теперь посыл организаторов взять с собой беруши или хотя бы прикрыть слуховые органы наушниками показался вовсе нешуточным, так как незащищенным ухом воспринимать этот музыкальный обряд было сложно, да и сами музыканты играли исключительно в берушах. Хотя многие не восприняли предложение организаторов всерьез или же просто не зашли в аптеку, большинство зрителей, даже стоя у сцены, выдерживали колоссальный напор звуков, разрывающих динамики, а те, кто с трудом выдерживал, все равно не мог сдвинуться с места. Ни сил, ни желания отойти не возникало, будто все жизненные силы зрителей собрались и куда-то улетели. Люди потели, хотя не двигались с места, так это всё было завораживающе. А музыканты и не думали давать слушателям передышки, все утяжеляя и еще больше нагнетая, давая лишь небольшие передышки между композициями, всего лишь на несколько десятков секунд, чтобы Майкл смог перевернуть страницу на пюпитре. Следом за To Be Kind последовала Mother Of The World —  композиция с последнего альбома The Seer, перемежавшая со Screen Shot. А следом музыканты исполнили монументальную Coward, просто переполненную агрессией и настолько мощной и завораживающей, что совершенно несложный ритм из трех ударов не хотелось завершать. Да, пусть играют и не останавливаются, а мистер Джира пускай продолжает шаманить и махать руками, настолько эта простота затягивала своей сложностью. Да и следующие две композиции – She Loves Us и Nathalie были не менее околдовывающими. На самом деле, многих почитателей Swans мучает вопрос: как же достопочтенному Майклу Джире удается сочетать такую тяжелую, неподъемную музыку с текстами про любовь? И как ему удается помимо всего прочего оставаться приветливым, добрым и любвеобильным дядей? Конкретного ответа пока получить так и не удается. Вот и еще одна загадка Майкла Джиры.
И только после Nathalie Майкл предложил передышку. Но это не значило, что всё, действо закончено. Огонь только разгорался. Уже спустя пару минут со сцены зазвучали…цимбалы, означавшие начало одноименного трека The Seer с нового альбома. Барабанщик Фил и перкуссионист Тор били молоточками по струнам и трубам соответственно, расслабляя слух зрителя и погружая публику в совершенно другой транс, нежели раньше. А потом чувства снова сливаются в некий клубок шерстяных ниток, дающий возможность зацепиться за него каждому со своей стороны, здесь ощущения понимания происходящего заканчивались совершенно точно, потому что музыканты не останавливаются, звуки льются и льются, а идет уже 20-я…нет, 32-ая…стоп. Это же просто бесконечно!! Люди на сцене осознают, что происходит? Они контролируют ситуацию вообще? Или же они сами с головой ушли в свою же собственную пучину? Но музыканты продолжали и продолжали, не отвлекаясь и не создавая какого-либо шоу. Свое шоу каждый человек воссоздавал для себя сам. И только спустя час от начала композиции музыканты остановились, вернулись в реальность и постарались вернуть туда зрителей. Всё, звуковой спектакль под названием Swans окончен. А для Майкла ещё не всё окончено, он для начала возомнил себя Михаилом Булгаковым и начал выкрикивать «РРРРУССССЬ», «РРРУСССЬ», ну а потом уже спустился в опустевший зал и охотно раздавал автографы и фотографировался со всеми желающими. Да, все-таки музыка – это огромная работа, не только с залом и инструментом, но и с самим собой, своими чувствами и эмоциями. И Майкл Джира вместе с сотоварищями доказал это сегодня вновь.

А люди в эту ночь покидали клуб Tonight с совершенно разными мыслями и эмоциями. Кому-то этот концерт будет сниться в кошмарах, кого-то этот водоворот затянет на долгие дни, кто-то потребует продолжения, но то, что эта темная месса, этот праздник первородного зла останется в головах и сердцах у всех присутствовавших, совершенно точно. Повторюсь: хотите ощутить настоящее зло? Идите на Swans.

Специально для MUSECUBE  Антон Романовский
Фотоотчёт Светланы Зыковой тут

Сэтлист:
Собаки Табака:
1)Ангел Мой
2)Чужие
3) Живи во мне
4) Деревьев тени кривые
5) На клык
Swans
1) To Be Kind
2) Mother of the World/Screen Shot
3) Coward
4) She Loves Us
5) Nathalie
6. The Seer/Toussaint Louverture Song/Oxygen

Поделиться через:
Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on Reddit


comments powered by HyperComments


Об авторе

Антон Романовский
Антон Романовский