Александра Житинская и клуб «Книги и Кофе»: «Все на свете делают живые люди, и это вселяет надежду!»

Между шумных городских улиц и набережных Петербурга уютно «затерялся» один из самых колоритных и душевных клубов нашего города — клуб «Книги и кофе», нашедший свое пристанище на Гагаринской улице. Сворачивая с шумной Фонтанки или вечно кричащего и суетливого Литейного проспекта, вы попадаете в зону спокойствия и тишины, не известно как сохранившуюся в самом центре Питера. Арт-клуб «отвоевал» себе «место под солнцем» почти волшебное и удивительное, удобно устроившись на этом уединенном «островке», в то же время оставаясь в зоне пешей доступности от двух станций метро — Невский проспект (Гостиный двор) и Чернышевская. Удобное расположение этого места в сочетании с его неповторимой атмосферой и богатой культурной программой делает «Книги и кофе» особенно привлекательным для населения, для людей творящих и сочувствующих. К сожалению, в настоящее время клубу угрожает закрытие, и этот печальный факт не может оставить равнодушными истинных ценителей душевного и интеллектуального отдыха.

«Книги и кофе» — место культовое. Среди питерских интеллигентов, романтиков и просто людей, любящих интеллектуальный досуг, наверное, нет таких, кто никогда не слышал про этот клуб. Однако существующий с 2008 года клуб «Книги и кофе» не всегда располагался по этому адресу, да и формат его вначале был несколько иным. В первоначальном своем виде арт-пространство возникло в рамках «Центра современной литературы и книги», который и по сей день находится на набережной адмирала Макарова в доме № 10/1. Первым его директором стал знаменитый петербургский писатель Александр Житинский (1941-2012), а впоследствии к арт-клубу присоединилась его дочь Александра — композитор, пианистка и писательница. «Помню, как я выступала там, еще будучи студенткой Консерватории, — рассказывает нам Александра Житинская, нынешний директор клуба «Книги и кофе». — Помню, приезжал Быков (российский писатель, поэт и журналист Дмитрий Быков — прим.ред.), мы вместе с ним пели какие-то песни… Там стояло пианино, но всё было достаточно скромно — это было абсолютно бюджетное государственное помещение без ремонта, без каких-либо излишеств». В те годы в «Центре современной литературы и книги» собирались писатели, поэты и иные деятели культуры, регулярно устраивая там серьезные и не очень серьезные, неформальные, мероприятия. В 2008 году Александр Житинский пришел в Центр на пост директора. «Будучи человеком деятельным, папа посмотрел на всё это и сказал: так жить нельзя, — смеется Александра. — Первое, что он сделал — это ремонт, хотя это было не так-то просто: на тот момент уже не выделялись государственные деньги, они выделялись только в виде субсидий. Но папа пошел на это и сделал ремонт помещения, хоть и довольно скромный: на полу постелили линолеум, в зале появились стульчики…»

Первое время в Центре продолжал собираться узкий круг писателей, но вскоре возникла идея привлечь к нему более широкую публику. Появилась возможность готовить кофе для посетителей, хотя, по всем нормам, делать этого было нельзя — и, всё же, власти города пошли навстречу знаменитому писателю, разрешив благоустроить заведение. Рассказывает Александра Житинская: «В какой-то момент, за семейным ужином, папа сказал мне: давай попробуем сделать в нашем Центре что-то типа маленького арт-центрика, где будешь играть ты сама, твои друзья и знакомые. Так мы мы постепенно начали устраивать вечера, абсолютно без всякого пафоса, иногда платные, иногда бесплатные. У нас не было цели зарабатывать деньги, хотя, конечно, помещение нужно было как-то содержать: оно было снято с дотацией, но, все же, зарабатывание денег не стояло во главе угла. Мы стали развиваться, естественным путем у нас образовалась своя команда, свой коллектив музыкантов, артистов, и так в течение 4-х лет мы всё это радостно делали».

Кем же были эти первые музыканты и поэты, которые поддержали новоиспеченный клуб в самом начале его пути и остались с ним по сей день? «Как сейчас помню, самый первый поэтический вечер был Веры Полозковой, — говорит Александра. — Это был ее самый первый вечер в Питере, хотя она, конечно, была уже очень популярна в сети в то время. Потом довольно быстро появился Арбенин (поэт, писатель и музыкант Константин Арбенин — прим. ред.), Комаров (автор-исполнитель Кирилл Комаров — прим. Ред.) и вся эта плеяда акустических рок-музыкантов, поэтов, которым очень близок формат «квартирников». Они нашлись, и они до сих пор с нами. Я пробовала подтягивать к нам классических и джазовых музыкантов, но это немного другая история: классика больше нуждается в филармониях и тому подобных площадках. А наша площадка с самого начала была воспринята как «самовыраженческая». Мне кажется, это то, осталось у нас до сих пор, хотя многое изменилось». Сама Александра Житинская занимала пост арт-директора клуба, но, по собственному признанию Саши, «всё это было очень смешно»: «По сути, клуба «Книги и Кофе», о котором знала половина нашего города, формально не существовало. Это была просто группа людей, которая именовалась — клуб «Книги и Кофе» при Центре современной литературы и книги». Но в ту пору формальности мало кого интересовали — клуб жил, музыканты и поэты выступали, люди охотно приходили, и всё шло своим чередом.

Переломный момент случился в 2012 году, когда не стало Александра Житинского. Писатель скончался внезапно, оставив после себя светлую память, колоссальное творческое наследие — книги стихов и прозы, публицистические статьи и очерки. Остался арт-клуб «Книги и кофе». Остался сын и трое дочерей. Средняя дочь, Александра, быстро поняла, что с новым руководством «Центра современной литературы» арт-клуб не сработается в силу разности восприятия этого места: новое руководство планировало сделать проект более коммерческим, в то время как Саша, дочь знаменитого писателя, сама являясь человечком искусства, видела дальнейшее будущее клуба совершенно иным. «Уходить в коммерцию мы не собирались, — говорит Житинская. — Кому-то там «утереть нос» или попробовать себя в бизнесе — я даже близко никогда об этом не мечтала. Но та энергия боли и переживаний, оставшаяся после потери близкого человека, должна была найти выход. Мне хотелось, чтобы папа остался. Я была с ним с самого начала, и это нас очень сблизило. Чем старше я становилась, тем больше его было в моей жизни, и общая работа во многом сблизила нас». Таким образом, пришлось искать новое место для клуба и фактически начинать его новую историю почти с нуля.

До этого момента Александра не имела никакого опыта в сфере бизнеса. Девушка активно занималась музыкальным творчеством, и это было единственное, что она позволяла себе: даже в другие сферы искусства Саша предпочитала не «вторгаться», поскольку отец — писатель, мать — театральный критик, и каким-то образом «опозорить» родителей совсем не хотелось. «Я занималась музыкой профессионально и чувствовала, что это мой «островок», где я умею делать все лучше, чем другие. Родители всегда радовались моим исполнительским успехам. Впервые в жизни я поняла, что нахожусь на одной волне с папой, когда я показала ему свою первую аудио-книжку, записанную совершенно случайно. История такая: Быков приехал в Питер, папа звонит мне и приглашает посидеть вместе с ними. Я стала метаться в поисках подарка. Вдруг неожиданно взяла с полки книжку Быкова «Зверьки и зверюши» и стала рассказывать ее под свой музыкальный аккомпанемент… Во время праздника в какой-то момент мою запись включили и стали слушать: папа и Быков на пару валялись, то от смеха, то от слез — их зацепило мое творчество. И я поняла, что вот оно — то лучшее, что я взяла от папы. Он настоял на том, чтобы я сделала профессиональную запись, и я ее сделала. Так пошли аудио-книжки, а потом стихи…»

Но в этот раз Саше пришлось заняться совершенно иным видом деятельности, от которого она всю жизнь была так далека. По ее собственному признанию, клуб «Книги и кофе» продолжил свое существование только потому, что дочь слишком сильно любила своего отца. Поиски нового места увенчались успехом: как мы уже говорили, «Книги и кофе» нашел свое пристанище на Гагаринской улице, расположился он в доме № 20. «Новый клуб получился совершенно чудесным образом. Всё сложилось не здесь, а где-то там, — Саша улыбается и указывает глазами вверх. — Я носилась, как угорелая, смотрела помещения, бывала в Смольном и в других инстанциях… В один прекрасный момент все сложилось, и вот мы здесь».

Сегодняшний «Книги и кофе» отличается от своего предшественника, но сохраняет свою особую прелесть и неформальную атмосферу. При входе в клуб вы видите две двери, за которыми скрываются два разных зала. Слева — кафе, где можно выпить бодрящий кофейный напиток, согревающий изысканный чай или прохладный коктейль. Можно устроиться у окна или в уголке на диванчике, а можно взять со стеллажа книгу и погрузиться в увлекательное литературное путешествие, с которым и кофе непременно покажется вкуснее. Есть небольшой выбор еды, горячих закусок и сладкого. За второй дверью располагается второй, более уютный зал, в который также можно попасть из первого — через небольшой коридор, где в это время, скорее всего, будет проходить очередная выставка рисунка и живописи. Во втором зале проходят концерты и творческие вечера. Диапазон исполнителей, которые выбирают «Книги и кофе» в качестве места своего выступления, поистине велик: от признанных мэтров отечественной культуры, таких, как Александр Городницкий и Светлана Крючкова, до совсем молодых, только начинающих поэтов и уже широко известных и любимых публикой музыкантов, в числе которых — Ольга Арефьева, Михаил Башаков и многие другие. В дневное время суток в концертном зале можно почитать книги, которых здесь очень много — целый большой книжный шкаф. Здесь же хранится большое количество разнообразных настольных игр, которые в последние годы всё больше и больше набирают популярность среди молодежи, предпочитающей культурный и увлекательный отдых.

В клубе регулярно проходят детские мастер-классы, на которые дети ходят охотно и с удовольствием, хотя безусловной стабильности, к сожалению, не наблюдается. И, всё же, подобные мероприятия приносят радость людям: «Было смешно: у нас был мастер-класс по калейдоскопу, — вспоминает Саша. — Мне звонит мастер и говорит: у меня записались 5 человек взрослых, будем отменять? Я говорю — нет, подожди пока. И мастер-класс состоялся, и в группе была половина взрослых, половина детей».

Особый колорит концертному залу придают разнообразные мягкие игрушки из тканей, валяной шерсти и других материалов, очаровательные и добродушные, созданные талантливыми мастерами. Игрушки, книги, а также многочисленные украшения ручной работы и многие другие сувениры имеют ценники и могут быть куплены всеми желающими, но, к несчастью для заведения, их почти не покупают, и чудесные зверюшки так и остаются всего лишь элементом декора. Хотя, безусловно, они несут в себе ту светлую и положительную энергию добра и тепла, которая так необходима людям и которая является немаловажной при выборе места для проведения своего досуга.

В чем же принципиальная разница между первым клубом и его последователем? «Разница в том, что нам теперь нужно зарабатывать деньги, — с сожалением признает Житинская. — Это не значит, что мы испортились, но теперь нам нужно думать о том, какой проект будет более успешным и т.д. Сейчас наш главный ресурс — это кухня, она нас и кормит. Мы кормимся отнюдь не искусством, не книгами. Мы изо всех сил поддерживаем наше кафе, но когда одно это направление тянет на себе три остальных — понятно, что это неудачная бизнес-модель. Хотелось бы сохранить и благотворительные концерты, и концерты за небольшую плату… Я не хочу лишать народ возможности ходить на хорошие мероприятия, но мне всё время нужно искать некий баланс, и порой это бывает сложно. Это постоянное разрывание между бизнесом и просто хорошим делом».

В настоящий период времени, в условиях экономического кризиса, многие клубы Петербурга оказались в затруднительном положении — часть их закрывается, часть ударяется в коммерцию, активно предлагая себя в качестве места проведения корпоративов и т.д. Тяжелое время наступило и для Сашиного клуба. «Книги и кофе» изо всех сил держится на плаву, продолжает устраивать музыкальные и поэтические вечера и старается делать не слишком дорогие билеты, охотно наливает горячий чай всем, кто замерз на морозных улицах города, сохраняет позитивный настрой. Милые и добрые игрушки на полках все так же тепло улыбаются гостям, а многочисленные книги манят к себе любителей чтения. Александра Житинская активно работает над тем, чтобы не ставить свое детище на коммерческую основу, не опускаться до уровня корпоративных вечеринок и сохранять его первозданную прелесть и обаяние: «Поскольку мы вынуждены балансировать, мы стараемся делать это достойно. Если к нам приходят наши посетители и просят устроить их личный праздник, мы не чувствуем, что продаемся — мы чувствуем, что принимаем участие в чьем-то личном счастье. В стенах нашего клуба уже несколько парочек сыграли свадьбы — было очень приятно, уютно».

Руководство клуба ведет активную деятельность по развитию. В новом 2015 году Александра планирует возобновить проект «Звезда на ладони», который уже существовал в стенах клуба и пользовался большой популярностью, но закрылся, поскольку ему стало слишком «тесно». Планируются организованные вечеринки, посвященные настольным играм, и, конечно же, многочисленные концерты, столь любимые публикой. В новом году «Книги и кофе» готовится принять у себя в гостях культового петербургского рок-музыканта, одного из самых любимых в городе и в стране, концерты которого всегда ждут с большим нетерпением.

В чем же сегодня заключается главная проблема, что затрудняет существование клуба? «Если б мы изначально попали в помещение со льготной арендой, которой занимается КУГИ, нам было бы легче, — говорит Александра. — Мы не были бы вынуждены постоянно думать о деньгах. Задача «выживать» не стояла бы так остро перед нами. Дело в том, что она немного не соотносится с задачей «творить». Когда одно перетягивает другое, получается дисбаланс. А ведь у нас проходит много мероприятий социальных, благотворительные концерты… В Европе таким проектам хотя бы снижают налоги, ведь для государства это важно — что не только оно помогает нуждающимся людям, но и другие люди. У нас нет такой культуры малого бизнеса».

Есть ли какие-то способы предотвратить закрытие клуба, так нежно любимого многими питерцами и гостями города? «Я очень надеюсь, что в будущем году на нас обратит внимание город, комитет по культуре, просто чтобы была какая-то поддержка, какие-то льготы, возможность получать субсидии для проектов, которые интересны и нужны городу,» — честно признается Саша.

А что мы, простые жители города, можем сделать со своей стороны, чтобы помочь любимому клубу остаться с нами? «Приходите к нам почаще!» — приглашает Саша Житинская, достойная дочь своего великого отца, и, к сожалению, это самое меньшее, что мы можем сделать для ее клуба. Все остальное зависит от властей, работать с которыми непросто, но Саша верит в то, что все получится. «Я знаю, что нельзя полностью быть зависимым от различных комитетов, но я верю, что это сотрудничество возможно, как было у папы. Мой папа — это пример того, как, оставаясь человеком и делая человеческие дела, можно находить общий язык с бюрократической машиной. Ведь там тоже работают люди, у которых есть свои чувства и мысли. Все на свете делают живые люди, и это вселяет надежду, что можно грамотно выстроить отношения и продолжать делать дела, которые нужны и приятны всем».

Полина Смирнова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.