Долгий разговор по-чесноку: интервью с лидером группы «Ангел неБес» Вячеславом Никаноровым

«Ты всю жизнь прожил в маленьком городке.
Но у тебя была мечта и ты был налегке».
А. Чернецкий

Питерский мегаполис как голодный удав каждый день заглатывает в себя тысячи людей: от желающих просто заработать, до мечтающих реализовать свои недюжинные амбиции в абсолютно разных сферах. Так повелось с петровской эпохи, так продолжается и по ныне. И неважно итальянский ли это архитектор или музыкант из Тулы. Вячеслав Никаноров 7 лет назад приехал в Петербург играть рок-н-ролл и делает это прямолинейно, быть может даже агрессивно. Он прошёл довольно быстрый, но нелёгкий путь, от парня, что размахивал тряпками в клубе для начинающих музыкантов Олега Гаркуши до создания своей группы, выступающей как хэдлайнер на самых посещаемых фестивалях страны.
Сказать по правде, Слава совершенно не изменился за то время, когда мы с ним так же два года назад общались в уютных апартаментах арт-центра на «Пушкинской 10». Да и на концертах без его «маханий тряпками» уже просто не обойтись — это самый любимый для его публики сокровенный жест. Чего стоит только фан-клуб группы, который жжёт (буквально!) и рвёт (фигурально) толпу в зале так, что многие «динозавры» русского рока могли бы позавидовать. Но он такой же гостеприимный хозяин, предлагающий чай и готовый к искреннему общению.

— Обычно спрашивают у публики: понравился концерт или нет? А вам самим то понравился? (концерт в честь 10-летия группы 04.12.16 в «AURORA Concert Hall» — здесь и далее прим. автора)

— В целом да. Но видишь ли, я был наказан за крамольные мысли, которые посещали меня перед концертом. Что вот такой важный итог, а может потом чуть расслабиться? Поэтому не всё прошло стопроцентно гладко. Были моменты особенно, что касается видео рядов. Мы готовили сильную видео инсталляцию, но она к сожалению не запустилась — там проблемы были технические. Видишь, меня Боженька наказал и сказал: «Твой главный концерт, где всё будет хорошо ещё впереди и поэтому бери себя в руки, фигачь дальше, пиши новую программу». А в целом всё хорошо.

— А что за технические неполадки? Я, например, не заметил.

— Да никто не заметил! Кроме меня… Ну это такое личное. А так ты прав, надо слушать народ и отзывы замечательные, поэтому грех жаловаться.

— Задам довольно актуальный вопрос. Каким образом вам удаётся держать такие демократичные цены на билеты? (входные билеты стоили по 300 руб.)

— Это наша совместная политика с клубом. Не каждый клуб на такое решится. Когда мы выбирали площадку, честно говоря, были предложения не только от «Авроры». Предлагали свои услуги «Космонавт», «Зал Ожидания». Но для нас была важна ценовая категория и мы знаем, что многие клубы на это не пойдут, а «Аврора» опускает цены, делает такие акции в честь юбилеев и мы сразу согласилась на такую ценовую политику, выбрав её из всех точек. Это мы учитывали. Помимо возрастной и мало бюджетной категории публики, надо ещё учитывать какое количество сейчас в Питере концертов. Это же вообще! Каждый день какой-то концерт. Конечно людям приходиться выбирать, в стране ведь кризис, от этого никуда не уйдёшь. Мы когда с этим юбилейным туром ездим по стране, то замечаем, что эти концерты проходят хуже, чем обычные рядовые концерты в данном городе два года назад. В Твери, Тамбове, Петрозаводске, Великом Новгороде два года назад мы собирали практически аншлаги, залы были битком. Сегодня посещаемость упала очень сильно. Когда мы общаемся с организаторами, они говорят нам: «Ребята, дело не в вас, дело не в том, что вы стали менее популярны. Завтра вот приезжает «Крематорий» и тоже билеты не идут». В регионах действительно сложная ситуация. Я общаюсь со многими директорами групп, артистами — всё воют сейчас. Поэтому ценовая политика сыграла свою роль и большое спасибо «Авроре», что они пошли на такой шаг.

— 20 января в «Зале Ожидания» фестиваль ожидается. Вы там как хэдлайнер заявлены. И название у него такое пацифистское : «Дадим миру шанс». Что за фестиваль, чья идея?

— Ну одни из хэдлайнеров, если можно так сказать, но мне не хочется впадать в такие мелочи и решать кто там хэдлайнер. Дело в том, что всю свою жизнь я очень трепетно отношусь к благотворительным вещам. И в первую очередь есть такая Настя Мурзич. Она несколько лет назад написала прекрасную книгу о моём любимом нашем русском поэте Саше Башлачёве. Она достаточно, так сказать, закопана в рок-н-ролльной истории. Её долго не было слышно, а раньше она проводила многочисленные мероприятия. Сейчас она с новыми силами выходит на арену, начиная с этого благотворительного фестиваля. Во-первых у меня всегда с ней были хорошие отношения, а во-вторых эта позиция, что она выступает против войны в сегодняшней ситуации мне очень близка. Поэтому, всё взвесив, мы согласились.

— В вашем коллективе был очень интересный, колоритный музыкант, с такой интеллигентной харизмой, который очень здорово смотрелся на сцене. На юбилейном концерте он был только в качестве гостя. Почему ушёл «Моцарт»? (Сергей «Моцарт» Никонов бас-гитарист с 2009 по 2016 год).

— Мне он тоже нравился. И публике он нравился. Понимаешь, это жизнь и когда-то дороги расходятся. В феврале этого года у нас с Серёжей состоялся серьёзный разговор. В следствие общей дискуссии группа выбрала путь более профессиональный. Всё-таки 10 лет. Нам надо понимать как двигаться и жить. На первое место надо поставить музыку, а затем все побочные с рок-н-роллом вещи. Вот Серёжа выступил абсолютно против этого и несколько первых концертов этого тура провалились из-за его поведения. Его выбранная позиция показала, что он неправ. Через месяц после нашего расставания он уже нашёл себе группу, где все его жизненные направления и стереотипы сошлись с творчеством коллектива. По его словам он там себя прекрасно ощущает и я ему желаю всего самого хорошего, потому что он действительно прекрасный шоумен и музыкант. Так что дай Бог сил.

— У вас очень мощный фан-клуб и на концерте иногда даже интересней смотреть на то, что происходит в зале, а не на сцене. В других городах есть что-то подобное?

— Конечно интересней, ведь это наша часть! Но то, о чём ты говоришь, происходит только в Питере. Есть города, где местные фан-клубы тоже трепетно подходят к нашим концертам. Нас прекрасно, к примеру, принимают в родной Туле, там всегда полные залы, но с Питером не сравнить.

— Такой проницательный и забавный клип у вас снят на песню «Другу». Кто все эти люди, чья идея, ну и конечно, натуральная ли пьянка?

— Плавно и гармонично мы с тобой беседуем. Только что мы говорили про фан-клуб. Практически все персонажи из клипа это задействованные представители фан-клуба, самые активные и вознаграждённые, неравнодушные к нашему творчеству. Пьянка абсолютно натуральная, поскольку была задача отобразить всё честно. И паренёк, которого я катаю на коляске тоже наш поклонник, так что там всё по-честнаку. В большей степени оператором и режиссёром являлся Егор Антонов. Несколько лет с нами сотрудничал. А сценарист — Юра Мочулов он же Георгий «Голодный», который выступал с нами на концерте. Он такой мастер на все руки.

— Это который шоумен с чубом таким?!

— Да, вообще он неплохой барабанщик, у него несколько коллективов. Вследствие нашей дружбы многолетней, я открыл его в новом свете как прекрасного шоумена. До Гаркуши он ещё дорастёт постепенно… (смеясь)

— Последний альбом у тебя называется «Идиотрока, том II». Неудивительно, что он вызвал огромный интерес у слушателей — как никак, первый «Идиот» альбом то уже легендарный. Представь какой ажиотаж мог бы подняться, если завтра вышел бы, допустим, «Шестой Лесничий, часть вторая». От такого названия попахивает верным коммерческим ходом…

— Так смотри. Ситуация в том, что если бы я первый альбом назвал просто «Идиотрока», но он же назывался «Идиотрока, том I». У меня сразу, изначально планировалась вторая часть, но из-за других творческих ежегодных ориентиров, которые у меня всплывали, я не приступал ко второй части. Вот меня «накрыло» и я написал абсолютно новую программу, которую посчитал не продолжением «Идиотрока». Мы выпустили альбом «наКрыло», дальше меня «накрыло» опять и мы выпустили альбом «Я играю в войну». Смысл в том, что творческая жизнь такая. Хотелось сразу же выпустить «том II», но никак время не подходило. Творческие мысли, связанные с «Идиотомрока» никак не мог собрать воедино, чтобы составить вторую часть. И как раз в прошлом году мне показалось, что та программа, существующая на данный момент, близка… Не скажу, что прямо продолжение, но близка к тому, чтобы её обозначить как «Идиотрока, том II». Там очень много параллелей. Так же в прошлом году мы вернулись к истокам, вспомнили много песен моего раннего периода, они были перемешаны с новыми композициями, поэтому если бы это был просто «Идиотрока», тогда вопросов бы не было. Вернее — они бы были! Если он назван как том первый, то должна же быть часть два?

— Давно уже хочу тебя спросить. Кто придумал эту гениальную обложку для первой части альбома? Ну и для второй тоже.

— Это девочка из Тулы. Мы давно с ней не общаемся. В период нашего тульского творчества она и посещала концерты, и лестно отзывалась о группе. Потом, когда я узнал, что она дизайнер, попросил её послушать песни, вникнуть более глубоко и придумать. Её зовут Лиза Романенко. Вторая часть делалась здесь в Питере, это было уже не так сложно, использовалась её стилистика и делал это наш питерский дизайнер.

— Одна из главных ссылок, при заходе на ваш официальный сайт, это ненавязчивая реклама, если тут уместно это слово, портала «Благотворительного фонда Архангела Гавриила». По не подтверждённым данным от наркозависимости каждый год в России умирает 70 тысяч человек. Это население маленького города. Ведь страшно. Что делать?

— Государству, в первую очередь, надо обратить внимание на эту проблему не голословно, как они любят говорить во всех своих интервью : «Да, да. Давайте запретим продавать алкоголь, сигареты, то, сё…» Но кроме слов я не вижу чтобы что-то шло дальше. Сейчас я скажу банальные вещи, о которых сегодня все рассуждают. У сегодняшней молодёжи нет примеров, правильных стереотипов. Нету, пусть это уже замыленная фраза, идеологии. Это очень важно. Всё-таки, как бы не хаили Советский Союз, были другие люди с другим менталитетом и идеологией. Там была идея! Сегодня вот так всё — живи как хочу. Вот тебе свобода и делай что хочешь. И поэтому государству нужно какие-то ориентиры и принципы выстроить. Ради чего человек живёт ? Чтобы ему с детства об этом говорили. Что он живёт для света, а не для тьмы. У нас сегодня всё можно : хочешь критикуй, хочешь нет. Молодёжь растёт и куда она смотрит, кроме компьютера и интернета? И это их главный идол, ведь ценностей то нет! Вообще никаких. Их надо выстроить. Хотя бы начать строить, фундамент закладывать начинать. А то так все говорят и говорят. Я со школьной скамьи, с десятого класса начал читать всякие политические книги и очень долгое время увлекался политикой, потом немножко остыл к этому. Ещё несколько лет назад я с большим удовольствием смотрел передачи того же Соловьёва… Сейчас просто не могу смотреть, просто не могу. Я включаю на 5-6 минут. Ну куда это? Это же цирк! И как-то всё это печально… Надо строить, строить систему ценностей. Хотя бы начать.

— Два года назад на Нашествии якобы за использование пиратехники ОМОН устроил мордобой и задержание. Ты пытался вмешаться в ситуацию. Что там случилось на самом деле?

— Да, я остановил выступление… Не хотелось бы, чтобы похвала была, ни в коем случае! Конечно я не мог на это смотреть. Вообще там такая ситуация была… Если зрить в корень и копануть, то тогда у нас только появилась песня, которая называется «Я вырос на Украине». Тогда был самый эпицентр всех этих событий и это было чуть ли не первое её исполнение на большом фестивале. Она уже была выложена в сеть, люди уже знали слова и они подготовили не просто файер-шоу. Это был их взгляд, позиция и именно под эту песню. Это был наш фан-клуб, собранный по всей России. И ОМОН, скажем так, прифигел. Помимо файеров там появились и дымы всякие, сумасшедшая пиротехника, которой, видимо, ранее на «Нашествии» не было. Когда я пересматривал видео, со сцены так страшно не казалось. Когда я посмотрел оттуда — это ужас! Будто война началась. Поэтому можно понять всех. Можно понять и ребят, которые на этой песне хотели отразить свою позицию. Можно понять и ОМОН, который был шокирован тем, что происходило через 30 секунд после начала нашего выступления. Но тем не менее я выступление продолжить не мог, когда на моих глазах заламывают, бьют ногами прямо перед сценой, затаскивают за волосы за забор. Закончилось всё-таки всё нормально: приехал главный начальник ОМОНА, остановили концертную программу на 40 минут, чего на «Нашествии», кстати, никогда не было. Разбирались и договорились, что ребят отпускают, а я, соответственно, доиграю. Да, это был прецедент, но доиграли, правда уже без того настроя. Было условие такое: мы доигрываем программу, я со сцены попрошу больше ничего подобного не устраивать и ребят отпускают. Такой компромисс мы нашли. Ребят отпустили и я увидел их некоторые лица в толпе. Действительно, они своё слово сдержали, а я своё. Дальше, насколько мне известно, некоторые мне близкие друзья из дирекции «Нашествия», говорили мне, что на собрании после нашего концерта виноватых выставили именно нас. Что в итоге чуть ли не мы всю эту пиротехнику пронесли. Бред полный! Я приехал за 10 минут до выступления. Мы, якобы, специально выбрали песню, что разожгла это всё в народе…

— Хочу тебе сказать спасибо за такую честную и правильную песню, поскольку после Борзыкиновского трусливого «покаяния», наконец-то хоть кто-то сказал правду со сцены.

— Не хочу я опять вдаваться в эти подробности, тем более, что мы все помирились и отношения наладили. Но крайними нас выставили, ну а мы люди, которые прощают.

— Всегда интересно знать сокровенный процесс сочинения самых популярных в народе песен. У тебя уже есть именно питерская песня с особым городским менталитетом. Как и почему на самом деле появилась «Лето в Петербурге»?

— Конечно, вполне банальная история. Лето это пора фестивалей. У нас была череда фестивалей, 5-6 выступлений и может нас около месяца не было в Питере. Я вернулся очень уставший. Жил я тогда в таком загородном чердачке в Парголово и когда я вышел из метро «Озерки» около семи часов вечера, сразу перебежал дорогу, кинулся в воду, наплавался вдоволь. Месяц август был. Вышел из воды, прилёг на траве и думаю: ну вот, всё, силы вернулись, теперь надо срочно всех вызванивать, собирать компанию и устроить какой-то сумасшедший сабантуй, тем более, что мы тогда часто собирались. И вот я сделал звонков пятнадцать близким мне людям, а не с кем не общался целый месяц, поскольку мы были в гастрольной теме. Значит, все сбрасывают и присылают смс-ки. Один пишет: «я в Анапе», другой: «я в Сочи, пиши смс». В общем, из пятнадцати человек, которым я позвонил, десять вот так ответили. Представляешь? Почти все! И тут песня родилась сразу сама собой. Я пошёл пешком такой грустный и расстроенный, с одной стороны. И смешная забавная ситуация с другой, как и песня получилась. Мне пешочком было идти от метро «Озерки» минут тридцать ходьбы в Парголово и, пока я шёл, в свой блокнотик, диктофончик наверное написал куплетов десять. Сначала это было про всех друзей, изредка я вставлял про кого-то из богемы. А потом, когда мы её быстро сделали группой, пришла пора писать «пятиЛетний альбом». Нам исполнилось пять лет и всем тоже показалось что это хит. Нужно было делать радио версию какую-то, соответственно нам пришлось из десяти-двенадцати куплетов оставить четыре.

— Мы с тобой любим поговорить про футбол. В этом году и Зенит с Арсеналом (г. Тула) и сборная совершенно не порадовали. Да и всю систему нашего футбола пора в корне менять…

— Разговор это глобальный и долгий. Но вначале я тебе расскажу одну историю, пока я её не забыл. Я не люблю на данную тему в этом году говорить. Это было 20 июня, когда группе официально исполнилось 10 лет. Мне прямо с утра позвонили с фестиваля «Нашествие», меня поздравил один мой очень большой друг, которому я за многое очень безгранично благодарен. И он мне сказал: «Вот тебе, Слава, такой подарок. Ты давно мечтал выступить на «Нашествии» ночью. Ты будешь закрывать первый день в этом году». Это был безумный такой подарок и на этой радости я обзвонил около двадцати своих самых близких, не хочу говорить поклонников, так как со временем они стали моими друзьями. Они все имеют отношение к группе как администраторы или лидеры фан-клуба. Я их обзвонил и говорю: «У нас день рожденья, я долго думал — отмечать или не отмечать. Но в честь такого события я сегодня заказываю сауну и давайте все отметим. И ещё такая новость пришла — мы столько лет мечтали выступить ночью на «Нашествии» и выступим!» К тому же красота ночью выступать, особенно с нашим фан-клубом. И что думаешь? Мы собрались в районе семи вечера и радость наша продолжалась может быть часа два… Потому что потом началась игра «Россия-Уэльс» на чемпионате Европы. После этого дня я решил, что данному составу сборной за такой испорченный день рождения никогда этого не прощу! Ну говорю я это всё с иронией… А то, что сейчас происходит с российским футболом это бред полный! Смотря на российских игроков, я недавно задумался. Получают же они миллионы, ни хрена не играют (бьёт по столу), все боятся ехать в Европу, по причине того, что там меньше платят и надо играть. Мне пришла недавно такая мысль в голову… Знаешь за что они получают такие бабки? Вот представляешь как их вся страна хаит и обсирает? Ведь надо иметь железные нервы, надо с этим справляться. Вот если бы меня вся страна так мешала с грязью, а может быть с этим согласиться и ведь за это тебе платят такую зарплату(смеётся). Что делать? Ну есть же умные люди. Газзаев что-то пытается, кстати, с глубоким уважением к нему отношусь. Его мысли интересные, и не только его. Все уже говорят об этой отмене на лимит легионеров. Короче — нужно что-то делать! (кричит)

— А может, надо начать с мальчиков?

— Да, это даже не обсуждается. Если урезать зарплаты этим игрокам процентов на 20, им же хуже не станет? А эти деньги можно вложить в детско-юношеский футбол, который у нас вообще «никакой». Это же вопрос о той самой идеологии, о которой мы говорили. Страна у нас по сути отражение всех этих явлений. Футбол тоже. Да возьми любую сферу. Всё сводится к тому, что надо начинать что-то делать. У нас все мастаки и полемисты сумасшедшие, а вот до дела почему-то не доходит.

— В песне «РЖД» огромное количество городов перечислено. Неужели вы везде там побывали?

— Там 50 на 50.Там сорок процентов городов, в которых мы побывали, сорок, в которых мы хотим побывать и двадцать, которые по-приколу и в рифму.

— Гастроли — ответственное дело. Но всё-таки это рок-н-ролл. Наверняка есть в твоей гастрольной жизни интересные истории?

— Я на днях как раз вспоминал и думал, что это как раз для какого-нибудь интервью. Есть вообще случай, который стоит особняком и даже не знаю, прикольный он или нет. Года два назад был тур по Уралу. Я ещё тогда хорошо выпивал, сейчас с этим делом уже завязал больше года. У нас прошёл концерт то ли в Уфе, то ли в Кургане, сейчас уже не вспомню. Короче — возвращались мы в Питер. Проснулся утром, накануне отметили хорошо. У нас там четыре или пять концертов было в Уральском туре подряд. Проснулся в поезде, ехать долго, чем заняться? А башка трещит… Посижу-ка я пойду в вагоне-ресторане. Предложил пацанам, а они как-то так… Кто ещё не проснулся, кто ещё туда-сюда, а кто только пошёл умываться. Не буду никого ждать — пойду один. Я один любил в своё время посидеть. И вот в 11 утра я сажусь один в вагоне-ресторане. Взял себе грамм 150, борщ, всё как надо. Какая-то остановка. Я прям так уже хорошо себя чувствую. Дай-ка я пройдусь! Пошёл, узнал у проводницы сколько стоим. Мне показалось, что она ляпнула — минут двадцать. А потом на самом деле выяснилось, что минут двенадцать… Ну я то думаю, что двадцать, так я вообще смогу тут по просторам прогуляться. В общем возвращаюсь — поезда нет. Хорошо я взял с собой барсеточку, причём не помню были ли там документы или нет, но были деньги. Что-то в кармане ещё гремело. Я звоню ребятам: «А вы где?» Они: «Поезд то уже уехал, ещё минут 7 назад! Мы думали, что ты в другой вагон зашёл и сейчас подойдёшь». Я говорю: «Отлично! А когда следующая станция?». Они перезванивают и говорят, что какая-то деревня через час с лишним. Я беру первого попавшегося таксиста и он мне сразу не понравился. Ощущение будто он медленно ехал и хотел, чтоб я ещё больше опоздал и он меня дальше повёз. Даже на мой нетрезвый взгляд. Очень он не спешил! Подъезжаем на эту станцию, я с ним рассчитываюсь, выбегаю на платформу. Какой-то поезд передо мною отправляется… Причём набирает скорость, всё больше и больше… Двери уже все естественно закрыты. Я звоню ребятам опять: «Пацаны вы где?». Они: «А наш поезд только тронулся». Я выключаю телефон… Если бы это кто-нибудь снял, то, что было дальше — вышла бы очередная часть фильма «Индиана Джонс». Я бегу за поездом, который набирает обороты, ну и, пьяному то море по колено, решаю прыгать. Прыгаю! … хватаюсь за эти боковые ручки и наверное еду с километр вот так. А поезд уже набирает скорость и ноги тянет под колёса… Пацаны не хотят эту историю вспоминать, не то, что бы я… Я висел из последних сил и до сих пор в ужасе… Что меня спасло? Метров 500-800 проехали пока одна из проводниц в первых вагонах не увидела и дёрнула стоп-кран. У меня было ощущение, что я продержусь ещё метров сто, руки уже опускались… Вот тебе история — как лето в Петербурге — грустная весёлая! (Слава смеётся, доволен рассказанной историей, но немного мрачен).

— Ну вот тебе история из весёлых. Был разговор про «Моцарта». На место «Моцарта» должен прийти же тоже кто-то из солидных? Вот пришёл «граф» Сергей Галевский. Значит, скоро один из его первых концертов. А он же переживал. Его в такую группу пригласили и он ко всему так педантично и щепетильно относился. Концерт в Саранске — полный зал пришёл, мы не ожидали такого от Саранска. У него рубашечка поглажена, партии свои вспоминает… А мы до Саранска очень тяжело добирались, поезда не было и мы заказали такой минивэнчик. Шестером в этом минивэне 11 часов, чуть с ума не сошли. В Саранске чуть поспали и на сцену. И вот он весь такой красивый, он так готовился к этому концерту… В общем, идёт пятая песня. У нас есть очень весёлая песня, «Гулял» называется. Шансонско-панковская такая. И я чувствую за спиной, что-то бас не так играет. Реально просто не то играет, а какую-то просто лирику играет! Я поворачиваюсь — он стоя спит! И продолжает играть! Он спит и чуть ли не храпит стоя. У меня последний раз такое было в военном училище на посту. Так же реально спал. Он так устал ,«бедный», у него ещё не было таких турне в жизни. Я его пнул и он сразу поймал и заиграл! (общий смех, минуты на две, с перекуром…)

— Ну у тебя и истории. Led Zeppelin отдыхает. Но звук у вас на концерте был всё-таки отменный.

— В музыкальном плане новые музыканты многое дали, это действительно так. А шоу и драйв у нас впереди.

Беседовал Алексей Романенко, специально для MuseCube
Фотографии Кристины Садовской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.