Группа «КАФЕ»: конец борьбы с клонами, бессмысленной и беспощадной

«И рад бы домой, да мосты развели» — спел однажды Алексей Смирнов, лидер питерской группы «Кафе», в своей хитовой песне «Товарищ сержант». И как в воду глядел. На долю легендарного коллектива выпало немало преград, и мосты разводились, перекрывая дорогу и дыхание музыкантам, на протяжении многих лет неоднократно. Нашумевшая за последние годы история с группой-двойником, присвоившей себе творческую биографию, авторство песен и название «КАФЕ», особенно подрывала настроение артистов. Однако, «эту песню не задушишь, не убьешь». Долгие годы борьбы, судебных и журналистских расследований, расстройства и предательства, конечно, привели к грустным выводам и печальным последствиям, однако также подарили коллективу новых друзей, которые поддерживали и помогали бороться, снабдили уверенностью в себе, в правосудии и, главное, в своей музыке. «Все, что нас не убьет, сделает нас сильнее» – воистину. Недавно Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам признало за Алексеем Смирновым и настоящей группой «КАФЕ» права на использование названия, товарного знака, аудио и видео-материалов, исполнение музыки, владение текстами, кассетами и дисками с записями группы «КАФЕ», аранжировки, съемки, гастрольную деятельность и т.д.

Musecube желает музыкантам, чтобы их жизнь, как в той самой песне, стала «хороша, как сказочный сон». Мы спросили Алексея о его ощущениях в связи с победой и поговорили про прошлое, настоящее и будущее свободной от клонов группы «КАФЕ».

Алексей Смирнов:  «Радости победы», о которой почему-то твердят журналисты, нет. По одной простой причине — радость может быть от реализации чего-то, к чему ты стремился. От воплощения планов, стараний, мечты. В нашей же ситуации есть чувство завершенного дела и нового этапа работы впереди. Никакой лирики.

Musecube: Вы и Ваши коллеги по группе долго боролись за справедливость. Что сопутствовало этой борьбе?

Алексей Смирнов: Тонны грязи и клеветы в наш адрес, сорванные концерты, письма с рок-порталов «вот разберитесь между собой, тогда и вернем вас в хит-парад», полная, на наш взгляд, беспомощность законов, связанных с интеллектуальной собственностью и искренняя поддержка друзей и поклонников. Причем, поддержка настолько мощная и бескорыстная, что я до сих пор сомневаюсь – уж не приснилось ли мне все это? Все-таки времена нынче – сами понимаете – такие, что не до рок-н-ролльной романтики. И тем не менее…

Musecube: А как относились друзья и коллеги к происходящему?

Алексей Смирнов: Первые полгода и друзья и коллеги попросту отказывались верить в происходящее, уверенно считая все это нашим очередным приколом или фарсом в целях пиара и скандала в прессе. Но не тут-то было. Когда все осознали что к чему, за голову схватились даже матерые юристы международного уровня. Да. Были прецеденты, когда группы распадались надвое и экс-коллеги по коллективу тянули название каждый на себя (это происходит повсеместно и сейчас). Бывает, что не поделили авторский материал – раскрученные, известные в народе песни. Но такого, чтобы совершенно посторонние, незнакомые люди попросту взяли имя другого коллектива и начали исполнять те же самые песни (да еще и переписали под себя биографию группы, выдавая себя за оригинал, а истинных участников всюду выставляя как «самозванцев»!) – такого, как нам сказали, не было еще даже в мировой практике.

Musecube: Какие конкретные проблемы повлекло за собой присвоение бренда этими посторонними людьми?

Алексей Смирнов: В основном – это нежелание организаторов ввязываться в чужие проблемы. Ощущение полной запуганности концертных агентов. «Моя хата с краю, у нас и без вас проблем хватает». Но в большинстве своем – это ощущение брезгливости и беспомощности, когда при вопиющем нарушении прав автора и музыканта, ты фактически бессилен что-либо сделать без влиятельных покровителей или хотя бы «папика» в столице.

Musecube: Какие у вас сейчас отношения с человеком , назвавшим себя «продюсером» и «владельцем прав» на вашу группу?

Алексей Смирнов: Это уже не наши отношения. Это его личные отношения с судебно-правовой системой.

Musecube: Многих наблюдавших за ситуацией людей интересует вопрос: Вы поздороваетесь с ним, случайно столкнувшись на улице? Готовы ли когда-то еще общаться в случае, если он попросит прощения и примет свою вину?

Алексей Смирнов: А как бы повели себя Вы, если бы вдруг обнаружили, что дело всей Вашей жизни неожиданно присвоил некто, не имеющий ни к Вам, ни к Вашему творчеству никакого отношения? И не только присвоил, но еще и сделал все, чтобы публично опозорить и очернить Ваше имя, лишить Вас любимого дела и средств к существованию? Я думаю, на данном этапе это – вопрос риторический.

Musecube: Какие сегодня творческие планы у НАСТОЯЩЕЙ группы «КАФЕ»?

Алексей Смирнов: Не подохнуть с голоду, не изменив при этом себе и своему стилю. «Потенциальные заказчики» наелись песнями-плясками. Мозги аудитории планомерно атрофируются, за всех думает всемогущий Интернет. Но один смелый критик как-то сказал, что песни «КАФЕ» кажутся «простоватыми» только для людей с ограниченным кругозором, не слышавших ничего, кроме вбитого в подсознание ля-минора. Все не так просто, поверьте. Идти на поводу у сиюминутных желаний публики и конъюнктуры «КАФЕ» не намерено. Те, кто хочет и может вникнуть в наше творчество, делают это без помощи навязчивой рекламы и хвалебной критики. Настоящий автор и артист должен постепенно, через непонимание и плевки, приучать своего слушателя к Музыке и Словам. В нашей реальности давно все перемешалось – и розовую жвачку попсы, и кожаный пафос псевдорокеров оплачивают одни и те же «папы», наживающиеся на нежелании аудитории мыслить. И все чаще за гордым бунтарским имиджем скрывается грамотно разрекламированная пустышка.

Участники «КАФЕ» всегда боролись с системой. Не с некоей абстрактной «системой» вселенского масштаба, мифическая борьба с которой давно стала средством самопиара каждого только что выучившего два аккорда малолетнего рокера-«бунтаря». А с огромной, хорошо налаженной машиной по промыванию мозгов. Поверьте, для этого не обязательно устраивать скандальные акции, концерты протеста и прочую шумную бессмысленную лабуду. Достаточно иметь творческую совесть, совершенствовать себя как личность и упрямо идти к намеченной цели. Шаг за шагом расширять свою аудиторию. Учить и направлять ее. Работать и самим учиться на ошибках. Что касается реальных творческих планов… Когда нибудь мы сложим воедино множество нашим маленьких поражений и воплотим их в одну большую победу. Я верю в это.

Интервью подготовила Дарья Мишина, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.