Jeka Jump: «Рождён мечтой – воспитан целью»

Jeka Jump – новое имя в хип-хопе. Что не странно, парню недавно только исполнилось 16 лет. Но у артиста уже вышел дебютный альбом. Он – представитель следующего поколения рэперов, которое быстро взрослеет, охотно учится и уже пытается сделать свой голос громким и заметным. У молодёжи свои взгляды на жизнь, музыку и правила. Творчество JJ уверенное, хоть и не безусловное. Сам парень не скрывает, что ему ещё много надо научиться, но уверен — ему уже есть, что сказать.

Выражаем благодарность бару «Goos’to Wine» за предоставленную возможность проведения интервью и фотосъёмки.

— Тебе исполнилось 16 лет. Недавно вышел твой первый альбом «Рождён мечтой – воспитан целью». Ты ведь начал его записывать, когда тебе было 14?

— Да, мы записывали его примерно с сентября 2015 по май 2016. Если учитывать, что я работал над альбомом по выходным, 2 дня в неделю, ведь я совмещаю учебу, занятия спортом и творчество, то по моим ощущениям, суммарно получилось не очень много времени, затраченного на запись. Думаю, делать быстро – это не всегда правильно. В музыке должно быть качество, оно важнее продуктивности.

— В альбом вошли 11 треков. Я так понимаю, что записано было больше и ты выбирал. На какие критерии ты ориентировался?

— Да, записали больше 11. Что-то было явно удачнее, что-то менее. И из тех, которые нам казались удачнее, был составлен трек-лист. Самое лучшее и вошло в альбом. Сейчас я продолжаю записывать треки и готовых песен у меня больше 20. Я писал тексты, потом с ребятами в студии мы их разбирали. Актуальные для меня темы, о чем я читаю сейчас и хочу в дальнейшем писать треки – семья, нравственность и деньги (трек «Поднять бабла»). Собственно, было по несколько текстов по одинаковой теме. И мы выбирали самые «вкусные» по содержанию и смыслу, удачные по ритмической конструкции. Хотелось выбрать наиболее глубокие, точно характеризующие сказанное. Сейчас я записываю более разноплановые песни. Где-то больше пою, где-то читаю. Не люблю жёстко разделять музыку по жанрам и манере исполнения – рэп, попса и так далее. Жанровые деления, конечно, существуют, но я слушаю саму музыку. Так что, если я захочу, то буду петь, либо одновременно и петь, и читать в одном треке.

— Для молодого человека у тебя в альбоме крайне мало лирики.

— Лирических трека у меня всего 2: «Кампсис» и «Муза». И то, «Муза» — это не совсем любовная грустная лирика. Это, скорее, песня о самом себе. Как будто выглядываешь из окна и смотришь на свою жизнь. «Кампсис» — единственный трек о любви, но это – мечты, размышления молодого человека, без пошлости, мысли о будущем. Ты правильно заметил, что лирики мало. Обычно я пишу о том, что меня волнует. Это связано с тем, что у меня ещё не было серьёзных отношений, большой любви. Может, потому, что я достаточно скрытный.

— Ты замкнутый человек?

— Да, так и есть. Возможно, именно поэтому я и стал писать тексты, изливать на бумагу свои мысли. Меня, наверно, сложно было назвать интересным собеседником, я практически не общался со своими сверстниками. Ещё раньше я писал дневник где-то на протяжении года, потом стихи. И много слушал рэп. И подумал: «Зачем просто вести дневники, когда можно это сделать в музыкальной форме»? Так и пошло. Поэтому в треках из моего дебютного альбома много личного, я часто описываю свою жизнь.

— Ты считаешь, что артист должен быть в своём творчестве открытым для публики? Включая какие-то личные моменты?

— Если взять в целом историю разных вариаций творческой деятельности людей за последние 200 лет, то искусство стало чересчур автобиографичным. В предисловии «Дориана Грея» Оскар Уайлд написал, что искусство должно скрывать художника и ставить перед собой цель выставлять впереди себя созданное. Грубо говоря, личная жизнь и переживания творца не должны влиять на его творения. Но сегодня каждый говорит и пишет о себе.

— По-твоему, это хорошо или плохо?

— Это тенденция, к которой всё шло. Нельзя судить категорично. Но это есть и это нужно воспринимать. О себе написать легче, чем что-то придумать или рассказать чью-то историю.

— Может, это честнее?

— Смотря, что артист хочет передать. Должны быть песни, в которых ты рассказываешь о себе, чтобы ближе общаться с публикой. Это создаёт связь между артистом и слушателем, зритель проецирует на себя какие-то моменты из жизни артиста. И это не только в музыке. Всё творчество, создаваемое одним человеком, может быть примерено на себя другим.

— Судя по твоим текстам и публичным высказываниям, создаётся впечатление, что ты ужасно правильный юноша. Весь только в творчестве и учёбе.

— Я обычный, нормальный парень. И с учёбой не так всё ровно. Просто я воспитан в классических канонах и у меня есть свои ценности. Например, я категорически против наркотиков. Конечно, каждый волен получать удовольствие тем способом, который сам выбирает. Просто потом многие из этого не могут выбраться, это прописная истина. Не хочу никого осуждать, но наркотики убивают и духовность, и всё лучшее в человеке.

— А как же все обязательные глупости, которые проходит каждый в молодости?

— Они присутствуют. Но я всегда себя контролирую, хоть и молод, и прохожу, как все в моем возрасте эти периоды. Но это никогда не выходило за рамки. Родители меня особенно не ограничивают, но напоминают, что надо иметь голову на плечах. А так – я обычный подросток из благополучной семьи.

— Не боишься, что создастся слишком «ванильный» для рэпера образ?

— А в альбоме всё сказано. Для меня на первом месте – семья, человеческие ценности. На втором – деньги, я думаю. Все любят деньги. Это ресурс, который может двигать тебя вперёд. И это напрямую связано с возможностью творчества. «Создать искусство – поднять бабла» — это типа девиза. И связано не только с творчеством. Но всё равно во главе всего – семья, близкие, родные.

— А пойти в семейный бизнес не хочется?

— Я в любом случае буду получать высшее образование. Думаю поступать в МГУ или МГИМО на юриста. Считаю, что без образования нельзя. Если есть возможность получить профессиональные знания, подкрепленные дипломом, это нужно делать. Даже с практичной точки зрения: образование формирует разум, речь и прочее. Тем более, я понимаю, что на истинном рэпе в России очень много заработать практически невозможно. Есть вдохновение, когда ты полностью занимаешься творчеством, пишешь треки. Но оно может иссякнуть. Известны случаи, когда с артистами это случалось. И в этом случае образование – «запасной парашют», который не даст пропасть. Хотя, сейчас мне интереснее творчество.

— По поводу вдохновения Дмитрий Бикбаев сказал (цитирую смысл фразы): «Я не понимаю людей, которые сидят и ждут вдохновения. Я профессионал и если что-то хочу сделать – иду и делаю». А ты?

— Он говорит абсолютно верно! Под вдохновением я имел в виду в целом удачный продукт, результат. Когда мне нужен текст я сажусь, настраиваюсь и начинаю писать. И дальше – или прёт, или нет. Зависит от настроения. Если ты профессионал, то технически можешь сделать своё дело в любой момент. От опыта качество повышается. Даже если треки не станут суперхитами, они всё равно будут качественны и хорошо звучать. Так – в любой работе. Бывают периоды, когда я 2 недели ничего не пишу. Коплю мысли. Потом сажусь и за вечер их выкладываю. Нужно давать себе время отдохнуть и подумать. При этом, я постоянно записываю или надиктовываю на телефон какие-то мысли, строчки, идеи. Потом систематизирую и превращаю в тексты. За месяц сессии я сделал 4 трека, садясь в пятницу за работу и заканчивая в воскресенье. А на студию я приезжаю уже с готовым материалом.
— Слушая альбом, я обратил внимание, что у тебя периодически мелькают мысли на тему, странную для подростка твоего возраста – о быстротечности времени. Откуда это у тебя?

— Мне кажется, что время до того, как я начал заниматься творчеством – потерянное. Я часто думаю об этом. Мне становится обидно. Честно. При этом я не люблю тратить время на бессмысленные для меня вещи. Например, я не играю в компьютерные игры. В детстве мама ограничивала меня в них, в телевизоре. Тогда я злился, мне казалось это несправедливым. Как так — мои сверстники играют, а я не могу?! А сейчас я маме очень благодарен. Пытаясь себя развлечь, я много читал, например. Я слушал много музыки, размышлял, что-то записывал.

— Ты производишь впечатление человека, которому образование интересно. Это так?

— Я не отличник, если ты об этом. Но «троек» в четвертях и в году у меня нет. А сам процесс учёбы мне нравится. Хоть я и не сижу целыми днями за учебниками. Думаю, что сейчас я трачу примерно равное количество времени на учёбу и на музыку. Образование помогает творчеству. Повышается словарный запас, например. Я уже говорил, что по вечерам читаю словарь синонимом и антонимов, словарь Ожегова. Я слушаю свой первый альбом и мне кажется, что там мало интересных речевых оборотов. Пытаюсь это исправлять. Скоро будут выходить новые треки и по ним будет видно, что я вырос в плане рифмы и построения фраз.

— Много читаешь?

— Сейчас, к сожалению, немного меньше, чем раньше. Люблю английскую классику, Оскара Уайлда. Современную литературу читаю, но меньше. В классике более масштабно раскрыты мысли, другой язык. Этому я тоже учусь. Считаю, что неплохо смешивать современные слова со «старыми» – это придаёт определённый колорит.

— Хочу спросить тебя как человека, интересующегося образованием: по-твоему, нормально, что в русском рэпе, да и в другой музыке, огромное количество сленга, иностранных слов, заимствований и тому подобных пришлых и сиюминутных вещей?

— Это зависит от артиста. У кого-то это погоня за трендами. Есть люди, которые просто «слизывают» у американских артистов какие-то слова, идеологию и пытаются это продвинуть у нас. А в России другая культура. Некоторые даже не понимают значения того, что они говорят. Просто так складывается. А если смотреть на общую картину, то я не считаю, что это плохо. Важно ещё и о русском языке не забывать. Если у человека есть цель сказать своё слово в искусстве, то не надо бездумно повторять за другими. Подобный подход ничего не даст.

— Может, начинающим артистам в этом направлении творчества сначала нужно найти свой почерк, а потом уже начинать активно продвигать в массы?

— В любом случае, рэп – это фан, который каждый видит по-своему. Думаю, что раньше русский рэп был более самобытным. Сейчас это в чём-то утеряно. Возможно, из-за желания некоторых артистов копировать то, что делают на Западе. Только там это всё равно будет лучше – копия не может превзойти оригинал. Что-то заимствовать, учиться у западных артистов, неплохо, стиль пошёл оттуда. Но необходимо делать что-то своё. Своя мысль должна быть. Из новой школы я могу выделить Жака Энтони. Он очень образованный, начитанный человек. Он говорит очень умные вещи, использует отличные речевые обороты. Я его уважаю. Он использует и традиционные слова, и сленг – смешивает, как это делают западные исполнители. У него есть свой стиль, своя идеология. У него получается самобытное и гармоничное творчество. У современных рэперов идеология не всегда присутствует. Я тоже хочу создать свою, чтобы была узнаваемость, свой колорит.

— На данный момент ты как можешь охарактеризовать в двух словах свою идеологию? С учётом того, что девиз у тебя уже есть: «Рождён мечтой – воспитан целью».

— Уважать свои корни. Любить свою семью. Ну и материальные ценности я тоже приветствую. Делайте в кайф то, что вам нравится, а если это приносит деньги – отлично. Может, это звучит немного банально, такие общепринятые фразы, зато честно.

— Ты не скрываешь, что ты из достаточно обеспеченной семьи, но при этом не считаешь себя мажором и не сильно общаешься с этой категорией людей.

— У меня вообще мало друзей. В основном приятели. Так было всегда, я так живу, и меня этот факт не напрягает абсолютно. Насчёт «золотой молодёжи»: некоторые пользователи социальных сетей, назовем их комментаторами, меня так же относят к этой категории. Я не скрываю своё происхождение. Сейчас у меня начнут выходить клипы, новые треки… Думаю, всем и так все понятно. Было street video «Поднять бабла», сейчас выйдет ещё одно в такой же стилистике. Но скоро будем снимать полномасштабное видео, такой, мини-фильм. В 16 лет человек не может иметь такое количество своих денег, чтобы записать собственный альбом, отправлять материал на мастеринг и сведение в США, снимать клипы. Качественная музыка – это дорогое удовольствие. Так что я не скрываю информацию про свою семью. Спасибо отцу, который вложился во все. Если бы не он, ничего бы не было. Но мои родители – люди рабочие, они постоянно и очень много трудятся. Я по себе знаю, как нелегко достаются деньги, очень тяжело – мама и папа работают с утра до вечера. От «золотой молодёжи», мажоров, меня отличает наверное то, что я понимаю всю ответственность происходящего и тех благ, которыми окружен с детства. Я не могу позволить себе попросту и бессмысленно тратить эти деньги, разбрасывать их направо и налево. Это было бы неуважением к моим родителям.

— Тебя задевает такое мнение о тебе посторонних людей?

— Если честно – да. Мажоры – это определённое поведение, круг общение. Меня всегда воспитывали нормальным, простым парнем. Я никому не хамлю, не сужу людей по одежде. Я не позиционирую себя богатым, потому что не я заработал эти деньги, это достижение моих родителей. Мой дед был пастухом, а отец работал с 13 лет. Да и вообще, богатство – понятие растяжимое. Я не претендую на заслуги отца. А мажоры уверены, что состояния их родителей – это их достоинство априори. И у них очень много неоправданных амбиций. Но я знаю много ребят, которые выросли в состоятельных семьях и при этом остаются нормальными людьми. А родители меня учат тому, что я сам должен работать и зарабатывать. Я не думаю, что мне на 18-летие должны подарить машину. «Мужчина должен сам купить себе тачку, часы и туфли». Мне было бы просто некомфортно к 18 годам продолжать жить за счёт родителей.

— Ты упомянул Жака Энтони, в других интервью говорил про Oxxxymiron как образец успешности российского рэп – артиста. А как ты относишься к творчеству других востребованных в представителей вашего направления? Pharaoh, к примеру?

— Pharaoh талантливый. Всю эту суицидальную тему он делает лучше всех в России, потому он собирает большие площадки, люди его слушают. Знаю, что много талантливых молодых ребят, но я за всем этим особенно не слежу. Это же логично: раз у них есть просмотры на YouTube и концерты, значит, они всё делают правильно. А если говорить о том, кто из них останется, кто в ближайшем будущем пропадет с радаров – время покажет. Зависит от них, от того, как они будут работать.

— Мне показалось, что о современной российской культуре ты высказывался с некоторым сомнением.

— Хочу уточнить: я говорил, что я её стараюсь не слушать. Ещё говорил о том, что не хватает молодым исполнителям самобытности. Если брать новую западную школу, то там ребята всё изначально придумывали самостоятельно. У нас много скопированного. Хотя надо быть справедливым: российские рэперы всегда смотрели на Запад и так, наверно, будет всегда.

— Рэп-направление – стиль достаточно чёткий и ограничен рамками. Так может, потолок достигнут? Всё уже придумали?

— В нашу страну года 2-3 назад пришла новая школа и она начинает главенствовать. Людям надоел старый звук. Стало появляться много нового. Я считаю, что хип-хоп выбирает от других жанров самая лучшее, переваривает и выдаёт новый продукт в лучшем виде. Возможно, в превосходном виде. Музыкальная история к этому шла. Раньше так происходило в рок-музыке, теперь в рэпе. Во многом, рэп взял на себя те функции в моральной составляющей, которые раньше принадлежали року, лет 30 назад. Это касается и нарушения правил, и музыки протеста. Смелое, вульгарное, возможно, пошлое. И честное. Во всяком случае, сейчас рэп видится именно таким в массовом восприятии, это его территория. Но хватает и другого. Треков про то, как чувак купил себе крутую тачку и так далее.

— Может, это – знак эпохи?

— Возможно. Всё меняется. Потом возвращается.

— Но у рэперов сейчас больше возможностей для массовости.

— Из разговоров со своими знакомыми рэперами я понял, что в сознании людей образ рэпера до сих пор сидящего на «кортах» в подъезде на районе в широких штанах, ы бейсболке, с «плюшкой» или «косяком». В этом плане всё напоминает те времена, когда стыдно было признаться, что слушаешь русский рэп. Тебя засмеяли бы. Стереотипы ломать сложно. С другой стороны, сейчас пришёл ряд блогеров, которые стали типа читать рэп. Конечно, рэп – это для всех, а не для избранных. Но они это делают исключительно для того, чтобы сделать себе имя. Я не имею в виду, что это плохо или как-то осуждаю. Но из-за их творческих порывов люди начинают думать, что весь рэп такой. Они очень обесценивают понятие рэпа. Ведь не так давно Тимати и Баста начали продвигать грамотный рэп в масс-культуру, а тут они, думающие о количестве просмотров и унижающие друг друга на баттлах типа VERSUS. Они же откровенно поливают друг друга грязью и грубо высказываются про близких людей. Всё равно, что раньше на «кортах» сидели – равноценно. Обидно, что люди могут начать думать, что все рэперы такие.

— Как с этим бороться?

— А никак! Ничего тут не сделаешь. Кому нравится – будут смотреть. Надо просто это игнорить. Не надо особенно комментить, чтобы не превратиться в хейтеров. Нужно создавать и продвигать достойное творчество.

— Но для многих интернет стал площадкой для изливания злобы и желчи. Думаешь, интернет сделал позволительным хамство?

— Скорее, люди просто забыли о воспитании и вежливости и явили свою настоящую натуру. С этим тоже бороться бессмысленно. Кто они? Диванные аналитики. Среднестатистический хейтер – это лузер. И лузер не потому, что глупый, а потому, что ленивый. Ему может даже нравится артист и его творчество, но он считает своим долгом написать гадость, чтобы самоутвердиться таким образом. Если при случае попросить этого индивида (личностью я назвать такое не могу) повторить в лицо – никогда этого не сделает. Попроси его ответить за свои слова и он будет молча смотреть в пол. В душе он понимает, что не прав. А если нормально написать такому человеку в личку, то он может из хейтеров ещё и приятелем стать. Им нужно внимание. Ну и бог бы с ними. Я перестал читать комментарии. Вот один пример. В одном из треков у меня есть строчка «Я презираю сироп» (имелся в виду сироп от кашля смешанный с кодеином). Один персонаж услышал «Я презираю сирот», что вообще бред. И он стал писать, что я урод (больше матом, конечно) и меня надо убить. Он писал это в 4 часа дня. Через какое то время я открываю паблик и вижу, что он продолжает писать в той же тональности в 8 вечера. На следующий день он продолжил это делать. Прикинь, чувак писал комменты сутки! Я не удержался и написал ему в личку, мол, братан, мне на тебя… без разницы, скажем так. Так он потом в том же паблике выложил скрин с моим сообщением. Ему уже люди пишут, мол — чувак, успокойся! А он продолжал мне угрожать. Ну и как мне к нему относится? Он больше суток своей жизни на меня потратил. Это дикость! Остаётся только угорать с таких вещей.

— В твоих текстах хватает юношеского максимализма, что естественно. Но при этом ты держишься в рамках. Что редкость – прекрасно обходишься без мата.

— В новых треках кое-где мелькнёт определённый лексикон. Это не мат, просто жёсткие слова. Это было необходимо для передачи мысли в точной форме, более атмосферно. Считаю, что если нет необходимости выражаться нецензурно, то лучше этого не делать. Русский язык очень богат. Мат можно использовать, если иначе нельзя. Всё должно быть органично. Я не противник мата, но его использование не должно быть пошлым и грязным. Каждый делает так, как считает нужным.

— Для тебя есть табуированные вещи?

— Если бы я делал дисы, я бы никогда не стал так или иначе задевать семьи людей, их близких. Рэп-музыка – прежде всего игра слов, стихи. Ты несёшь ответственность за то, что говоришь. Нельзя опускаться до низости.

— Сейчас многие делают фиты с поп и рок артистами. Твоё отношение к этому?

— Некоторые треки делаются умышленно с коммерческой направленностью. Раскрутку артиста никто не отменял. Ничего плохого в таком творчестве нет. Я тоже готов на такие эксперименты.

— То есть, если тебе предложат зачитать в новой песне, например, Аллы Пугачёвой, ты согласишься?

— А ты представляешь, как все начнут беситься – с Пугачёвой записать! Это же дикий хайп! И даже если это будет совсем эстрадная песня, то ведь можно и очень качественно зачитать свою часть. А в целом это неплохая идея. Хейтеры все взорвутся просто! Такие вещи нужны, чтобы тебя заметили, чтобы массово донести какие-то свои идеи. Но не стоит уходить в это полностью. И потом, попса – это жвачка, а поп – это то, что становится популярным. Можно развивать себя в разных направлениях. Например, у Басты «Медлячок» — это популярная музыка. Но у него много более жёстких, не менее известных вещей – недавно вышел альбом Ноггано, где 35 очень суровых треков. Баста молодец, профессионал, человек – оркестр. И он даёт слушателям возможность выбирать. Я – за такой подход, «с головой».

— Ты говорил, что с детства слушал Eminem. Есть кто-нибудь, кого ты можешь назвать своим кумиром в музыке?

— «Не сотвори себе кумира». Это моя позиция. Eminem, по сути, ввёл меня в музыку, я слушал его очень давно. Сейчас уже меньше. Мне нравится, что у него есть alter ego Слим Шедди, психопат и забавный парень. Это интересно. Но я слушал его так много, что просто пресытился и устал от этих песен. Всё меняется.

— Что ты слушаешь помимо рэпа?

— Сейчас только рэп. Я готовлюсь ко второму альбому, настраиваюсь. Скорее всего, буду записывать новый материал летом, в каникулы. Сейчас буду делать синглы. Так что я сосредоточен на своей музыке. Когда записывал первый альбом, слушал только инструменталы, биты. Так как я начинающий исполнитель, то опасался того, что невольно начну подражать другим артистам. А я всё-таки хочу сформировать свой стиль. Не хочу впитывать то, что может мне помешать найти свой колорит. Я хочу, чтобы люди с первых нот говорили: «О, это же JJ!».

— Как ты релаксируешься?

— Когда напишешь песню, то на какое-то время опустошаешься. Поэтому я стараюсь реализовать задуманное за один раз. Потом какое-то время не пишу ничего. Спорт помогает отвлечься. Я занимаюсь плаванием, фитнессом, боксом. Не профессионально, конечно, но это помогает во всём.

— Ты говорил, что у тебя в голове существует этапная планка – в 25 лет ты должен собрать «Олимпийский». И тут у меня вопрос из двух частей: что будет, если вдруг ты не соберёшь…

— Я знаю, что соберу «Олимпийский».

— «Если». И вторая часть: что будешь делать после того, как соберёшь?

— Для меня, скорее, как маяк на будущее. Если честно, я особенно не заморачиваюсь этим. Я делаю музыку от души. Вначале ты создаёшь искусство, потом поднимаешь бабла. Так что надо дело делать, не думая о том, что ты на этом, в первую очередь, сможешь сразу заработать. Об этом надо задумываться позже, по итогам созданного. Я знаю, что если я всё сделаю круто и люди будут это слушать, то «Олимпийский» я соберу. А планку в 25 лет я себе поставил потому, что начал в 14. Думаю, это достаточное количество времени, чтобы чего-то добиться.

— То есть, в твоём случае мечты, цели и планы – это одно и тоже?

— «Рождён мечтой – воспитан целью». Просто нужно расти и чтобы твои зрители росли вместе с тобой. К счастью, у меня есть такое желание и возможности для этого.

Александр Ковалев, специально для Musecube.

Фотографировала Марианна Астафурова, фоторепортаж смотрите здесь.

ССЫЛКИ:

ВКонтакте
Instagram
Youtube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.