Кравц: «Нужно делать то, от чего ты кайфуешь»

Павел Кравцов, он же Кравц, он же Пафнутий. Один из самых популярных рэперов страны и основатель лейбла «Presnya Family». Самоироничен, талантлив, интересен в общении. Один из немногих артистов данного направления, кто говорит не «текстА», а «стихи», что характеризует его как человека дуамающего, интеллектуального и интеллигентного. Выпускает дуэты с певцами самых разных направлений – от хип-хопа до шансона. Не «троллит» коллег и не боится критики. У Кравца хорошая репутацию в музыкальных кругах, артисты уважают Пашу, хорошо о нём отзываются и охотно идут на сотрудничество. Наш диалог был долгим, но всё равно не удалось спросить всё, что хотелось.

Выражаем благодарность бару «Goos’to wine» за возможность проведения интервью и фотосъёмки.

— В апреле у тебя сразу 2 концерта в Москве. У тебя вообще хороший концертный график. Какие-то большие сольники?

— Нет, это ночные клубы, «club-show». Ночь, угар, веселуха. Сначала клуб «Looking Room», потом в Зеленограде. Затем поеду в Израиль, у меня концерт в Тель-Авиве. Потом Магнитогорск и так далее. Каждые выходные разноплановые концерты.

— В прошлом году у тебя вышел альбом «На одной улице». Недавно вы запустили синглом дуэт с Егором Сесаревым «Настоящий секс». Мне казалось, что традиционно сначала раскручиваются синглы, а затем уже выпускается альбом?

— У меня нет строгой последовательности. Есть артисты, которые чётко раз в полгода выпускают песню и снимают клип, продумывают стратегические ходы, рекламу – всё очень грамотно. А у меня всё иначе, уличный подход. Думаю, рэперам и пацанам с улицы он будет понятен. В кайф – идёшь на студию, записываешь, получаешь песню и хочется, чтобы её поскорее услышали. Поэтому у меня хаотичный набор. У меня вышел совместный альбом с Daffy, не просто мой сольный. Он занимался продакшном, саундом, сведением музыки. Обычно у меня на альбомах много разных музыкантов, а в случае альбома «На одной улице» всё было сделано одним человеком — Daffy. И моей поэзией и исполнением. И, вместо того, чтобы поддержать альбом, вышли клипы с песнями с других альбомов – с предыдущего, будущего… Всё очень хаотично происходит! Сейчас у меня выходит клип «Дисонект», дуэт с Элджеем. Мы недавно отсняли его в Питере, сейчас монтируем. Это серьёзный хит, который удался. У него тысячи просмотров просто заставки в YouTube. Мы этот трек выпускали как сингл и за 4 месяца увидели, что люди его везде постят, в новостях он появляется, выкладывают видео с вечеринок, где эта песня играет. Песня действительно популярна в ВК и других соцсетях. Мы решили: раз песня так популярна, надо клип снять! А иногда думаешь, что песня будет популярна, снимаешь заранее клип, а песня не имеет ожидаемого успеха. Делаешь много и от души, а там – что стрельнёт. Зависит от людей и от их ушей.

— У поп-артистов часто весь маркетинг просчитан на пару лет вперёд.

— У меня тоже немного просчитано, правда, не так надолго. Может, на полгода. Я иногда думаю: может переходить на более взрослую, попсовую тему с коммерческим уклоном? Делать по треку в полгода. Но мне кажется, что мои фанаты уже привыкли к моему хорошему темпу, к постоянному выпуску новых песен. И они скажут: «Паш, ну ты чего? Совсем обленился?». Да мне и самому будет скучно сидеть, выжидать какого-то идеального момента, обрубать крылья у других артистов. По себе сужу: если мне нравится творчество кого-то из артистов, то пусть он выпускает чем больше – тем лучше! И если я люблю пару треков этого артиста, то пусть он пятьдесят средненьких песен выпустит, я всё равно буду его любить и уважать. А так – слушатели, они такие: выпустил хорошую песню и они думают, что ты идеальный. Выпускаешь что-то от себя, неожиданное – им не нравится. Зритель любит одно и тоже, схожее по структуре. Близкое к тому, что один раз их уже зацепило. А у меня не получаются одинаковые песни! Они все разные. У меня есть альбом, в котором приглашены Гуф, «Каспийский груз», Евгений Кемеровский, Александр Панайотов, Иван Дорн. Попсовики, рэперы, шансон. Даже из «Comedy Club» — Андрей Аверин. Всё по-разному и я доволен. Делаю то, что в кайф. И люди кайфуют от этого. Много пишут мне объёмные сообщения с благодарностями. Пишут о том, как песни помогают им. И ради этого стоит выпускать все песни.

— У тебя много видеоклипов?

— Да, много, я выпускаю по 6 – 7 клипов в год. Я часто сам снимаю. Вот недавно был клип, где я ещё и оператором был. В нём я снимал всё, кроме себя самого. Клипы — тоже важная часть творчества. Пробуем, экспериментируем. Ещё нужно понимать, на какие песни нужно снимать клипы, а на какие необязательно. Нужно ведь правильно инвестировать деньги.

— Многие артисты мне говорили, что была бы их воля – снимали бы на каждую песню.

— И у меня есть такое желание! Главное, чтобы клипы подчёркивали песню. А при возможности – улучшали. Ведь бывает, что клип всё портит. А бывает – всё вместе становится произведением искусства. Моя задача – получить настроение, написать музыку, покреативить, вдохновиться. По сути, на выходе 50/50. Половина песен успешных, вторая половина – эксперименты. С Ваней Дорном, песня «Дисконект» — это всё эксперименты, от которых я кайфую. От них что-то замирает в душе. Что-то новое, клёво!

— Мне кажется, что ты достаточно легко идёшь на эксперименты?

— Да. Я очень много пишу. Если ко мне прямо сейчас войдёт 100 новых артистов – я могу с каждым написать песню, с этим проблем нет. Я сейчас больше рассуждаю о том, как стратегически правильно действовать. У меня много песен, много заготовок. Я быстро могу записать рэп-альбом, самого привычного рэпа. Хочется двигаться дальше. Может, под прямую бочку что-то почитать. У меня есть свой скиллз, свой приобретённый навык. И я этот свой навык могу положить на любые направления в музыке: на рок, на прямую бочку, но новую или старые школы рэпа. Могу экспериментировать с собой, со своей техникой. С тем, как я кладу свою поэзию на музыку. Главное, чтобы мне нравилось.

— О количестве выпускаемого материала: ты не боишься «перекормить» свою публику?

— Сначала боюсь, а потом думаю: «На фиг об этом думать и бояться». Я вижу, что у меня есть фан-клуб, люди, которые меня слушают постоянно и преданно. И они привыкли к тому, что я делаю разные песни, записываю фиты с разноплановыми артистами. Мне кажется, это моя тема. Может быть такое? Все артисты пытаются соблюдать одну концепцию. Это правильно, я их понимаю. Но у меня своя фишка. Если будешь делать то грустное, то танцевальное, то у тебя будет разноплановая публика. Какая у меня и присутствует. Есть маленькие дети, а есть сорокалетние, которые говорят, что познакомились под мои песни.

— Твой круг поклонников позитивно принимает всё, что ты делаешь? Или критика неизбежна?

— Если читать комментарии, то всегда увидишь и «хейтеров» и «лайкеров» (как я их называю). Людям нравится, но всё зависит от их настроения. Важнее, от чего ты сам кайфуешь. Мне, например, в кайф путешествовать подолгу, поэтому я часто уезжаю. Работать на студии, писать новее песни – мне в кайф. Работать над новой музыкой. Могу, конечно, разменяться на более коммерческие ходы, но если всё это не связано с творчеством – меня это не интересует. Вот почему мы сделали «Настоящий секс» с Егором Сесаревым – клевая музыка, что-то их 80-ых. Я не пою, я могу только зачитать. И я зачитал в таком расслабленном стиле, мне показалось, что это будет интересно. Или трек с Айзой – огромное количество просмотров, но были писавшие, что слушать это не могут. Всё эксперименты. Всё в кайф. Так сложилось, что мне и то, и другое нравится. Вот такой я человек. В одной песне душа, в другой – сумасшедшая альтернативная реальность. И в моём плей-листе самые разные песни – я люблю от мантр до «клубняка». Главное, чтобы нравилось. Мне кажется, что всем так надо жить. Нужно делать то, от чего ты кайфуешь.

— Не загонять себя в рамки?

— Точно. Конечно, есть менеджеры, продюсеры, серьёзные люди в индустрии. Мне говорят: «Сделай ещё вот таких пять одинаковых песен!». А у меня есть похожая по энергетике, но другая. Настроение одинаковое, а высказано иначе. Люди, которые любят мои старые серьёзные рэперские песни, раскрывающие душу, не могут слушать всё остальное. Просят: «Делай так, другого не надо». А я им говорю: «Представьте: вы на озере, с девушками, у вас всё хорошо, отдыхаете. Вы что, в этот момент будет слушать фит с «Каспийским грузом»? Да не будете вы это слушать! Слегка поднакидаетесь, свежий воздух в голову ударит. Вы же сами захотите поставить что-то повеселее, потанцевать, чтобы девочкам понравилось. Вот сами и расслабитесь, не будете загружаться». У меня под разное настроение есть разные треки. Как друзья – они есть, но они же непохожи все. Я от этого кайфую. Как от разноплановости своих песен, друзей, стран, в которые я езжу.

— Судя по твоему инстаграму, ты вообще нечасто в Москву приезжаешь!

— Ну, почему, сейчас я здесь, я много в Москве. Правда, недавно я был на Гоа 45 дней. Это ж почти 2 февраля! Но там и работа, и концерты. Декабрь был очень насыщенным, было около 20 концертов. Так что обязательно надо давать себе отдыхать. Январь всегда «мёртвый» и я уезжаю путешествовать. Привожу себя в форму – физическую, духовную. Всем советую периодически менять обстановку. В эти моменты вспоминаешь – зачем ты, ради чего ты живёшь, начинаешь любить всех заново. В Москве зимой тяжело становится.

— У тебя множество фитов, среди них есть эстрадные и поп артисты. При этом в одной из песен есть строчки про «эстрадный говностиль».

— Это про то, что не зрители решают, что будет в эфире. Раньше эстраду назначало государство. Теперь есть форматы. В любой части планеты это полный абсурд! «Возьмём – не возьмём, нравится – не нравится». Даже если песня стрельнула в интернете – всё равно «нет, нам это не нравится». Это и есть такой эстрадный подход, шоу – бизнес.

— Все зарабатывают прежде всего.

— В этом и есть «эстрадный» бизнес. Мне нравится то, что сейчас происходит: из интернета люди стреляют очень высоко. Артисты, находящиеся в постоянных ротациях, даже близко не зарабатывают столько, сколько ребята из интернета. И близко таких залов нет! Макс Корж, «Грибы». Понятно, что у всех на определённом этапе есть нехилая поддержка. Но факт – людям нравится. Если есть ещё и поддержка и эти вещи работают вместе – вообще супер. Я рад нынешней тенденции: то, что нравится мне, интересно и людям. Потому что много лет люди не понимали эту музыку.

— Если взять артиста Loc Dog, то его трек «Фонари», который стоит на всех топовых радиостанциях, скорее шансон, но точно не рэп. Твоё отношение к этому?

— Да, он там поёт. Ну и отлично, я считаю! Он мой хороший знакомый, коллега. Баста делает также. Все делают то, что хотят, это здорово. Лочи как вокалист уже какие-то успехи делает. Грамотно продуманный проект, правильно отрекламированный, с правильной попсой. Всё сработало, это шоу-бизнес. Круто, что люди деньги зарабатывают. Кстати, мы думаем с Лочи трек записать.

— Как человека, который любит и делает рэп – не ломает?

— Моё субъективное человеческое мнение — это одно. Каждая песня мне либо нравится, либо нет. Или я не понимаю результата. А мнение как артиста, знающего, как всё происходит, как устроена система – это совсем другое. Я понимаю, насколько нужно доверять человеку в том, что он делает. А так вообще – все молодцы, все красавчики, все делом занимаются. Бесит другая ситуация: есть очень талантливые люди, которые в полной заднице. А есть ничего из себя не представляющие персонажи, которые занимают рынок. И некоторым талантливым приходится уходить из музыки, чтобы выживать. Я знаю кучу артистов, которые достойны намного большего, но не хватает денег. И чисто по-человечески, и как артисту, это обидно. Хотя, это чистый бизнес. Как и везде, тут есть два подхода. Первый – это когда ты сам с нуля поднимаешься. Второй – это когда у папы или инвестора много денег и тебе покупают всё необходимое для известности и артист перепрыгивает через несколько этапов. Есть разница: заказали вертолёт и взлетели на гору или сами поднимались.

— Может, у каждого свой путь?

— Конечно. Ты убеждён, что сам заработаешь себе на квартиру. Видя, как знакомым квартиры покупают квартиры родители. А ты впахиваешь сам. Это, само собой, тяжелее, но потом кайфа больше.

— Насколько ты готов к компромиссам ради медийности? Например, написать и записать не ту песню, которую хотелось бы, а более радиоформатную?

— Я считаю, что в музыке нельзя останавливаться. «Я люблю джаз, но не люблю блюз. Уважаю классику, но конкретно Бах – нет!» — это ерунда какая-то. Если появится какая-то песня, от которой я сам кайфану, мои друзья скажут, что это здорово, то почему бы не показать её зрителю! Я готов на эксперименты, но это должно меня цеплять.

— А то, что в сети трек «Тает лёд» «Грибов» не простебал и не критиковал только ленивый – как ты к этому относишься?

— А это и называется «популярность».

— Мне кажется, зря так массово наезжают на «Тает лёд». По мне – очень грамотная и просчитанная работа.

— Наезжать надо на эпоху и нравы. Если людям нравится, если это заставляет их улыбаться – значит, всё получилось. Клёвые эмоции. Здорово, смешно, искренние слова, стёбный голос. Мне очень нравится, людям тоже.

— Мне кажется, у тебя очень ироничная подача. Ты умышленно это делаешь?

— Иронии хватает, но не во всём. Если речь идёт про любовь, то искренность в этом присутствует. Так получается. И переживания. Я умею играть голосом. У меня есть разные подачи. Всё зависит от музыки, тональности – я подстраиваюсь. Больше всего я стараюсь делать позитив, хоть и не всегда получается. Позитив – моя тема.

— В отличие от многих рэперов, даже когда ты говоришь об очень серьёзных вещах, это не звучит агрессивно.

— Да, так и есть. Недаром меня назвали когда-то на RAP.RU «Самый позитивный рэпер». Вот блогеры – они, скорее, стебутся над рэпом. А среди рэперов – я самый позитивный.

— Лет пять назад или чуть больше была тенденция: вполне лощённые, явно не бедные парни массово зачитывали о «трудной жизни в гетто»…

— Да и сейчас такое случается. Рэп – разный, как люди. Кажется, всего 16 психотипов людей существует. Вот и рэп такой же разнообразный. Есть рэперы – поэты, например. Если людям в кайф – пусть делают. Не надо никого винить, унижать, заливаться желчью в интернете. Надо давать людям раскрыться.

— Ты удивительно дипломатичный человек!

— Просто я не люблю тратить силы на то, что вообще абсурд.

— Мне важно твоё мнение, как одного из самых популярных артистов этого направления.

— Ну может, где-то в двадцатке из артистов, имеющих российский паспорт. А так – люди приходят на концерты, зная пару треков. Начинают слушать и говорят: «Так это ты вот все эти песни исполняешь? Мы их знаем и слушаем, но не в курсе, что они тоже твои». И всё это совершенно разные песни, в разных стилях. И все хиты. Для меня это показатель, наверно. А так – да, меня знают музыканты, знает публика. Для каждого я сделал хотя бы одну песню, которая зашла.

А вообще я – не скандальный человек, в стиле Боба Марли. Пытаюсь всех объединить. И «хейтеров», и «лайкеров». Пытаюсь донести до людей, что все имеют право на свою жизнь. Живи сам, не мешай другим. Отдыхай хорошо, не мешай никому.

— Вот если к тебе придёт артист с «чемоданом денег»?

— Конечно, пусть приходят! Я могу спродюсировать, вложить своё время. Но участвовать вместе в песне я буду только, если это будет правда классно. За свою жизнь я спродюсировал больше 100 песен – своих и для других артистов. Конечно, я могу помочь. В практике такое не происходит потому, что мне приятнее работать с самостоятельными артистами. Которые сами всё пишут, сами развиваются. И не хочется залезать к ним в душу, чтобы, не дай бог, изменить, как наставник, старший брат или отец. Короче, по рукам не бить. Человек сам развивается. Если просят – помогу. Если спросят моего мнения – конечно, выскажу. Поэтому сейчас у меня на лейбле «Presnya Family» собираются самодостаточные артисты, музыканты. А мы все знаем, что у музыкантов, у художников своё мнение, они так видят. Им коммерческий настрой не подходит.

— Ты сам находишь и приглашаешь молодых артистов к себе на лейбл или в основном тебе присылают материал и вы его отслушиваете и выбираете?

— Могу сам услышать и написать, например, «В Контакте». Как-то сам мучу коннект. А на самом лейбле у нас есть музыка, есть stand-up, есть stiсker-book. Развиваем разные маленькие бренды. Всё, что связано с творчеством. От чего кайфуем, то и делаем. Можете на Новом Арбате сходить на наш Stand-up, можете купить наш stiсker-book – по всей России продается. А из музыкантов – я, Айза, Женя Дидур, Daffy (у них недавно вышел клип со Slim), музыкант Андрей Галев. Ребята, которые потихоньку развиваются в этой индустрии. Прикольно. Мне нравится, что каждый из них делает. Не могу ничего за них обещать, но чем смогу – помогу. Вот такое у нас творческое объединение.

— Непосредственно в их творчество ты не лезешь?

— Особенно не влезаю.

— Но руководишь?

— Да, говорю: «О, круто, давай! Если тебе самому нравится — выпускай». Нельзя ломать артистов. В этом и есть сущность настоящего творчества. Если ты начнёшь не кайфовать, а подстраиваться, то сломается что-то важное. Пока ты растёшь – это трогать нельзя. В какой-то момент понимаешь, что ты уже можешь управлять своим супер-оружием. А пока ты не научился его направлять, нужно пробовать, искать себя самому, как артисту. Поэтому я не влезаю, ищу друзей-артистов, которыми восхищаюсь и вместе мы работаем. Вот так. «Presnya Family» — это не продюсерский центр. Это букинг-агенство друзей творческого объединения.

Судя по названию, ваше ТО там же, где живёшь?

— Да. Stand-up-клуб на Новом Арбате, а так мы все живём и тусуемся на районе. Передвигаемся друг к другу в гости, что-то придумываем. У нас такой «студенческий городок». Много лет там живём.

— Ты учился музыке?

— Нет. Отходил три недели в музыкальную школу на кларнет. И сказал: «Нет, мам, я никогда туда больше не пойду!». Я не смог выдержать. Не пошло это у меня. И у меня такая позиция: если этому учиться, то творчества уже не будет. А по профессии я маркетолог. Вот, кстати, неплохо бы мне вернуться к своему образованию и наладить правильный маркетинг. Возвращаясь к моему «хаотичному» маркетингу – я уже знаю, какие песни будут выходить в этом году, новые и не очень. Больше размышляю о другом: на какую из них снять самый клёвый клип. И вообще, какую самую позитивную песню выбрать, которая будет мне нравиться. Хочется передавать улыбки. Если у меня есть талант к позитиву, то надо это и делать! Как говорил Станиславский: «Комедия – самый сложный жанр». Развеселить человека труднее всего.

— Будучи в жюри одного хип-хоп конкурса, я поймал себя на мысли, что уже на пятом артисте перестаёшь понимать: это уже следующий выступает или ещё прошлый не закончил. Ты сталкивался с этим?

— Я много бывал в жюри и попадал в такие ситуации. Мне кажется, тут нужно судить не только по одному выступлению. По многим факторам, делающим человека заметным в своём жанре: как он звучит на записи, какая у него энергетика, что за харизма, как он себя ведёт. Куча всего. На фестивалях очень тяжело, после десятого выступающего настолько «замыливаются» уши, что ты уже ничего не понимаешь. Но есть люди, которые удивляют. «О, ничего себе, вот этот парень отличается!».

— Некая заштампованность – это общая тенденция в рэпе?

— Мне кажется, да. Сейчас очень много одинаковых артистов, похожих друг на друга. Но все понимают, что нужно быть индивидуальным, находить свою фишку. Одеваться необычно, выпендриваться. Как Дорн, он вообще сейчас в стрингах бегал! Нужно находить свою необычную тему. Участвовать в скандалах, сняться в порнухе. Это нормально. Это то, как шоу-бизнес работает, нужно признать. И я ничего нового тебе сейчас не рассказываю. Во всём мире так. Это хайп, который создаётся искусственно или естественно. А у меня всегда были песни и расслабон с моими друзьями. Делать то, что я хочу и идти к своим целям. Лично мне скандалов, нервов не хочется. Хочется собрать корешей, отдохнуть так, как нам хочется, вернуться в студию, поработать. И опять офигенно отдохнуть где-нибудь в другой стране. Вот в Индии я отдохнул, дал 2 концерта и привёз 2 клипа. Шоу-биз и уличный хасл очень похожи по сути, на самом деле. Но в хасле сложно соврать людям, а в шоу-бизнесе легко.

— Я слышал мнение, что нынешняя ситуация, когда блогеры повально ломанулись в рэп, обесценивает понятие и восприятие стиля и отрицательно сказывается на образе рэпа и артистов. Ты как считаешь?

— Такое мнение тоже имеет право быть. Как реалити-шоу обесценивают кино. Блогеры – это ближе к реалити. Хотя – это тоже творчество, это прикольно, мы также начинали. Рэп-культура – это огромный организм, внутри которого много чего происходит. У меня вот есть «Рыбный рэп», песни с Таиром – «блогерские» песни, прикольные, я это люблю. Просто это может обесценивать слова, другое — высокое художественное творчество. Оператор учится снимать 10 лет, режиссер учится 10 лет. И получается кино – труд и талант множества людей, которые профессионально переносят художественную мысль на экран. Блогеры взяли телефон, что-то наснимали, нарезали, вроде как прикольно. Никакого серьёзного подхода там нет, но людям сейчас это и не надо. Все уже наелись. Но видя крутое кино или клип – всё равно в восторге. Можно бесплатно создать клип, который пять минут будет держать тебя до конца, будешь с открытым ртом сидеть. Можно за миллион сделать ерунду, некрасиво и неинтересно. Бывает по-разному. Хочется чистого творчества.

— Но блогеры ещё ведь и на батлы идут. Как ты вообще относишься к батлам?

— В моём понимании, на батлы идут те, у кого совсем плохо с песнями. Это моя позиция. Если у тебя всё хорошо, то зачем тебе идти воевать? Значит, людям необходимо самоутвержаться, у них много каких-то нерешённых проблем. Комплексы. Если у тебя всё хорошо – храни свой мир в душе! Я никак не могу ни при каких обстоятельствах представить, что я настолько разозлюсь на своего оппонента, чтобы его маму затрагивать, чтобы перед зеркалом репетировать как я буду унижать своего коллегу. Вообще бред какой-то.

Сейчас появились прикольные батлы, где уже непосредственно под музыку читают. Это интересно послушать. Возможно, такое было бы лично для меня интересно творчески на начальном этапе, а сейчас-то какой смысл? Но к этому тоже надо готовиться, тратить время, а я за это время альбом напишу и дам 20 концертов. Мне просто бессмысленно идти туда. А творчески реализоваться… Я уже давно всем всё доказал.

— Что-нибудь вдохновляющее скажи напоследок.

— Выбирайте правильную музыку. Не давайте себя обманывать. Цените своих близких. Всё.

Александр Ковалев, специально для Musecube

Фоторепортаж Марии Ревеги смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.