Татьяна Шурупова: Пойте, никогда не опускайте руки, и у вас все получится!

Татьяна Шурупова — певица, педагог по вокалу с десятилетним стажем, преподаватель школ “Красный Химик” и “Music Way”, организатор фестивалей и мастер-классов, а также консультант ведущих коллективов на российской тяжелой сцене. В своем интервью порталу MUSECUBE она раскрыла некоторые профессиональные секреты, поделилась творческими планами, а также дала несколько советов начинающим вокалистам.

Татьяна, как ты считаешь, научиться петь может любой? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим вокалистом?

Научиться петь может любой человек, но чтобы понять, насколько сильно, насколько мощно он бу-дет звучать, нужно оценить его врожденные данные, и исходя из них планировать обучение. Это очень важный момент, так как физиологические особенности могут как ускорить, так и затормозить процесс развития. Даже диапазон можно “прокачать” и вверх и вниз. Главное — наличие желания, упорства и опытного преподавателя, который поможет избежать ошибок. Стоит также отметить, что эстрадному вокалисту очень помогает наличие различных инструментов звукоусиления. У академического — дела обстоят немного иначе.

Кто привил тебе любовь к музыке?

Семья. Профессионально музыкой у нас никто не занимался, но пели все. Бабушка всегда пела; мама собиралась с подружками, и они исполняли разные песни на много голосов. Дома у меня вообще все громкие, как итальянская семья. (смеется) Возможно с этого все и началось.

В какой момент ты поняла, что не представляешь своей жизни без музыки?

Да я вообще не понимала, как без музыки можно жить. У нас в доме было фортепьяно, и я, тогда еще маленькая девочка, захотела научиться играть на нем. Садилась за инструмент, подбирала на слух какие-то мелодии, не зная нот. Родители увидели, насколько меня увлекает этот процесс, и отдали в музыкальную школу. Наверно, в те времена я и поняла, что музыка — это мое.

А вокалом тогда еще не занималась?

Как я уже сказала, пела я всегда. А вот целенаправленно ставить голос пошла лет в шестнадцать. Незадолго до этого я прониклась творчеством групп “Кино” и “Наутилус Помпилиус”, чьи песни мы исполняли с девчонками во дворе, под гитару. Затем в моей жизни появилась группа “H.I.M.”. Я включала их записи и пела на диктофон, слушала и думала: “Вау, какой у меня хороший оказывается голос”. (смеется) Потом я нашла себе музыкантов, и они мне сказали: “Слушай, у тебя клевый тембр, но поешь ты плохо, иди учись». И я пошла учиться. Вот такая история.

Расскажи немного о коллективах, в которых ты участвовала?

Ну вот эти ребята и стали моей первой группой. Она базировалась в Новокосино и назывались “Crucifiction”. Играли готический рок. Но потом наши пути разошлись. Они пригласили на мое место очень симпатичного мальчика, вылитого Брайана Молко из “Placebo”, очень харизматичного. А я ушла в группу “Slideshow”, игравшую в жанре dark-electro. Потом участвовала еще в куче разных команд, даже поп-проект у меня был.

А сейчас намерена ли ты присоединиться к какой-нибудь группе, а может собрать свою? Или пока решила сосредоточиться исключительно на преподавательской деятельности?

Я очень хочу собрать группу. Это моя большая мечта, ведь я считаю, что все-таки неплохо пою. (смеется) Сейчас я действительно довольна собой в вокальном плане, и поэтому надеюсь, что найду профессиональных ребят, с которыми сработаюсь, и с которыми мы стилистически совпадем. Единственная проблема заключается в том, что я не пишу песни. Тексты могу, на готовую музыку, но не песни. Правда, раньше я участвовала в написании саундтреков к разным телесериалам, но это все происходило в рамках коллективов, в которых я тогда играла.

А в какому жанру музыки ты тяготеешь больше на данный момент?

Конечно, в душе я рокер, и ничего не могу с этим поделать. Люблю все мрачноватенькое, в минор-чике. Стилистически мне близки… вот, например, группа “Halestorm”, очень клевые ребята, люблю их творчество. Но это такой классический хард-рок, я тяготею к чему-то помрачнее. Хотя не знаю, конечно, актуально ли это сейчас.

Конечно, актуально. Посмотри, например, на “My Pretty Reckless”.

Да-да, у них тоже отличная музыка. Но нет желания слепо копировать других, хочется что-то новенькое в жанр внести. В общем, идей много, и желание создать свой коллектив очень велико. Я как-то даже пыталась это реализовать, но у меня не очень получилось. Возможно, потому что во всем этом опять участвовали музыканты из моего прошлого, а два раза в одну реку, как известно, не зайти. Только все старые проблемы повылезали наружу. Так что надо искать новых людей и го-товить материал, но пока я этим процессом не начала заниматься.

Ходишь ли на концерты? Получается там абстрагироваться и наслаждаться музыкой, или все-таки оцениваешь любимых исполнителей с профессиональной точки зрения?

Как раз недавно с одним учеником обсуждали эту тему. Я рассказывала ему, что когда ты занимаешься музыкой профессионально, то порой перестаешь воспринимать ее как нечто прекрасное, способное перевернуть все внутри. И вот это восприятие нужно обязательно возвращать назад, потому что ты теряешь такой кайф! Иногда действительно ловишь себя на мысли, стоя на каком-нибудь концерте, что начинаешь оценивать все происходящее на сцене как преподаватель по вокалу. В такие моменты главное сказать себе: ”Так, стоп, ты сейчас не на работе”.

Вот вчера, например, я была на концерте прекрасной группы “ON-THE-GO”, совершенно фантастически провела там время. Так что у меня еще не все потеряно. (смеется)

Каким ты видишь современное состояние музыкальной педагогики? Стараешься ли быть новатором или руководствуешься традиционным методами?

Мой педагогический стаж насчитывает уже порядка десяти лет, и за это время я работала по разным методикам. Не буду называть себя новатором, но у меня есть очень четкое понимание того, что с вокальной педагогикой сейчас происходят не самые лучше вещи. Во-первых, многие люди, которые берутся преподавать вокал, элементарно не знают физиологию процесса звукоизвлечения и используют какие-то непонятные методы, которые в принципе ни к чему хорошему не приводят. Во-вторых, что самое ужасное, эти люди не хотят развиваться и продолжают многое делать по старинке. Ко мне на семинары часто приходят практикующие педагоги, задают очень странные вопросы, и, получая на них ответы, на мой взгляд достаточно корректные и научно обоснованные, порой очень недобро на меня смотрят.

Сейчас в сферу моих интересов входят именно медицинские аспекты голосообразования. Я прошла обучение у Емельянова Виктора Вадимовича, прекрасного фонопеда и педагога. Сегодня была на семинаре фониатра Екатерины Владимировны Осипенко. У меня всегда под рукой очень много специальной литературы, так как мне постоянно кажется, что я что-то упустила, и это нужно срочно прочесть, освежить в памяти.

Я хочу пожелать нашим вокальным педагогам стремиться к профессионализму. Перестать мыслить странными категориями и сыпать какими-то космическими терминами, не понятными никому, даже им самим, а развиваться, идти в ногу со временем. И тогда все у нас будет отлично!

В процессе обучения ориентируешься ли ты на музыкальные вкусы ученика или считаешь, что он должен петь то, что дают, по крайней мере, на раннем этапе? shurupova1

Бывает по-разному, но в идеале, конечно, круто, когда все совпадает. Потому что если ученику действительно нравится то, что поет, он быстрее учит материал и осваивает все новые и новые приемы, ведь его прет, он счастлив, и все счастливы. Иногда случается, что человеку нравятся такие композиции, к которым он чисто физически еще не очень готов, и вот тут приходится искать компромисс. По большой части это получается, но порой ученик прямо встает на дыбы и не хочет петь что-то попроще. Очень забавно бывает, когда девушка приходит ко мне за две недели до свадьбы и говорит: ”Я хочу спеть мужу песню Уитни Хьюстон “I Will Always Love You”. Я спрашиваю, занималась ли она когда-нибудь музыкой, в ответ слышу “нет”. И вот думаешь, что же ей сказать в ответ? (смеется)

Существует поговорка “Если хочешь в чем-то разобраться, напиши учебник на эту тему”. Справедливо ли это в твоем случае? Помогает ли преподавание вокала тебе самой прогрессировать как певице?

Абсолютно верная поговорка. Это как в том анекдоте – объясняла, объясняла, и сама поняла. В моем случае только преподавание вокала мне и помогло, и я до сих пор нахожусь в этом бесконечном процессе, мне все время кажется, что чем больше я узнаю, тем меньше я знаю. Получив новую информацию, тут же начинаю думать, как ее применить. Сначала естественно все пробуешь на себе. Это такой интересный процесс! Иногда тебе кажется: ”Все, вот сейчас я офигенно пою,” а че-рез месяц: “Нет, тогда было не очень, а вот сейчас офигенно”. И так до бесконечности. Совершенству, как известно, предела нет.

Следишь ли за творчеством своих учеников? На кого особо советуешь обратить внимание читателям нашего портала?

Я как раз недавно осуществила свою маленькую мечту. Наверное, года два я думала о том, чтобы собрать учеников, которые уже достаточно давно занимаются, и организовать фестиваль. И вот 17 марта этого года все, наконец, удалось. Там были Женя Ханссен, прекрасный коллектив SilverStone, группа SNØ. Их вокалистка Аня Шустицкая пишет отличные песни. Также могу посоветовать дуэт Tony&Alisa, они работают в жанре поп-музыки.

А Мишу Житнякова из группы “Ария” можно назвать твоим учеником? Как началось ваше сотрудничество?

Ну, Миша ко мне пришел поющим человеком, и я, конечно, не могу сказать, что учу его с нуля. (Смеется). Но мы с ним очень плодотворно работаем, открываем в его голосе новые грани, осва-иваем приемы, которые помогают беречь голос в турах или отработать концерт так, чтобы на сле-дующий день не было плохих последствий для вокального аппарата. Тренируемся на песнях “Арии”, старом и новом материале, если там есть какие-то проблемные моменты, то работаем над ними.

Ты упомянула Екатерину Юрьевну Белоброву. Поддерживаешь ли ты отношения со своим первым учителем? У каких еще педагогов ты занималась?

Конечно, поддерживаю. У нас очень хорошие отношения. Вспоминая моих учителей, нельзя не упомянуть Вадима Анатольевича Скворцова, у которого я училась академическому вокалу. Мне вообще, если честно, нравятся люди, которые работают по академической технике, это действи-тельно рабочая штука, и в ней кривотолков гораздо меньше, чем в эстрадном вокале. На эст-радно-джазовом отделении МПГУ, которое я закончила, моим педагогом была Наталья Иванова Киряхно. Виктора Вадимовича Емельянова, о котором я уже рассказывала, тоже считаю своим наставником, мне очень нравится с ним работать. Правда, бываю у него набегами. Случается, что в попытках найти какой-то искушенный вид расщепления наделаю себе чего-нибудь не того, и бегу к нему с криками “Спасайте!”. (смеется). Наши редкие встречи отчасти обусловлены тем, что Виктор Владимирович живет в Самаре, и в Москву приезжает вести семинары. В общем, если ты педагог, иногда бывает очень полезно прийти к другому педагогу для обмена опытом. Ведь обычно мы вертимся в своем мирке, смотрим на все через свою призму, и порой так здорово какие-то вещи увидеть другими глазами и услышать другими ушами. Поэтому, друзья, давайте дружить и делиться знаниями!

А с педагогами, которые обучают пению в различных жанрах рока, ты контактируешь?

Да. Общалась с Владом Лобановым, с Леонидом “Leos Hellscream” Хацкевичем из группы “Fiend”. Кроме того, постоянно обмениваюсь опытом с моими коллегами из рок-школы “Music Way”.

А твои вокальные семинары? Тебе кто-то помогает с их организацией?

Какие-то семинары были организованы мной, какие-то — совместно с компанией Learnmusic, которая как раз занимается подобными мастер-классами. Мне очень нравится эта практика, и я, без-условно, планирую ее продолжать. Темы на занятиях обсуждаем разные: физиологию, различные техники звукоизвлечения. А в последнее время появилось желание немного изменить курс и уйти в сторону психологии, более тонких материй, рассказать, как голос способен повлиять на жизнь человека, изменить его характер и т.д. Также мы организуем выездные семинары в ближайшем Подмосковье, это очень прикольная тема. Последний раз подобное мероприятие проходило на Оке, и мы там так неплохо заряжали, по 5-6 занятий в день. Всем очень понравилось, получилась очень насыщенная программа. Мастер-классы там ведь не только по части вокала, но и, например, по менеджменту в музыкальной индустрии, по логопедии и даже по йоге, так что скучать не пришлось.

Чем интересуешься помимо музыки?

Ой, да всем. (смеется). Легче перечислить, чем я не интересуюсь. Очень люблю спорт, постоянно хожу на фитнес, на йогу. В здоровом теле – здоровый голос!

А что ты больше рекомендуешь вокалистам – фитнес или йогу?

Это зависит от психотипа и вообще физического состояния человека. Бывают, конечно, разные случаи и исключения из правил. Но нужно, по возможности, держать себя в форме, ведь вокал это все-таки работа тела, и работа нелегкая, достаточно энергозатратная. И на нее у человека должны быть силы, если он действительно хочет научиться хорошо петь. У тех, кто доводит себя диетами до анорексичного состояния, никакого голоса, конечно, не будет. Потеря веса ведет к гармональным изменениям, а они сильно влияют на голосовой аппарат. А что касается выбора между фит-несом и йогой, то здесь я советую следующее. Людям, которые не умеют чувствовать свое тело, которые зажаты и беспокойны, я бы посоветовала походить на йогу, позаниматься дыхательными практиками, методиками расслабления. А тем, кому наоборот не хватает энергии, рекомендую почаще навещать фитнес-зал, делать силовые упражнения. Если тело в тонусе, то и звучание у голоса будет хорошее, плотное. Лично мне йога дает позитивный настрой на весь день, это настоящее лекарство, которое помогает перезагружаться эмоционально, стряхивать с себя накопившийся негатив. Помимо спорта я люблю ходить на выставки и на концерты, книги читать, музыку слушать. Все, как у всех.

Общение с людьми отнимают у тебя энергию или наоборот заряжает?

Важно понимать, что процесс энергообмена идет всегда, и тут все зависит от людей, с которыми ты общаешься. Бывает, приходят личности настолько яркие, что после общения с ними ты просто порхаешь, а бывает, что тебя нехило так ”едят”. По-разному бывает.

Что тебя вдохновляет?

Меня очень вдохновляют путешествия, любая смена обстановки вообще очень полезна. Музыка, человеческие отношения, любовь… Иногда просто идешь по улице и чуть ли не плачешь от окру-жающей тебе красоты, смотришь на небо и думаешь: ”Как же здорово!”. Когда же настроения нет вообще, я слушаю музыку. У меня есть свои плейлисты для каждого состояния. Это как аптечка, как “Скорая помощь” – включаешь и все, тебе хорошо. (Смеется).


И напоследок, чтобы ты посоветовала тем, кто давно хочет научиться петь, но никак не решится начать?

Друзья мои, процесс пения это физиологически встроенная опция, она есть у каждого человека. Это хорошее, здоровое и естественное средство выражения эмоций. Если этим пользоваться, вы будете более гармонично развиты как личность. Поэтому не бойтесь, пробуйте, и никогда не опускайте руки – и у вас обязательно все получится!

Беседовал Михаил Степанов, специально для MUSECUBE

Автор фото — Александра Фитисова


Один комментарий на ««Татьяна Шурупова: Пойте, никогда не опускайте руки, и у вас все получится!»»

  1. Аватар пользователя
    Аноним

    «Гормональные изменения» пишутся через «о», господа журналисты. Это от слова «гормоны», а не от слова «гармония».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.