Сегодня, когда поезд времени мчится на бешеной скорости, и, чтобы быть в ритме с ним, многие музыканты ограничиваются синглами и EP, полноценные альбомы представляют особую ценность. Тем более если они складываются в цельную историю. Хотя молодой композитор Константин Кокоуров скромно назвал дебютную пластинку «Notes» — «Заметки», в ней есть нечто большее, чем просто набор эмоциональных треков. Парень, слушающий метал и с ног до головы покрытый татуировками, которого при первом знакомстве легче представить на сцене фестиваля Wacken, чем за роялем, создал музыкальную «мандалу» из 10 симфонических и фортепианных композиций, лаконичных по форме, эпичных – по содержанию.

константин кокоуров

 

В феврале уходящего года я стала свидетелем съемок клипа на одну из них – «In the Witch House». Это был один из самых ярких инсайтов, связанных с альбомом. Все происходило ночью, в серой коробке мрачного здания, которое когда-то было заводом, а сейчас сдается для съемок, записи и других арт-экспериментов. Сам трек, оправдывая название («В доме у ведьмы») – экспрессивный и психоделичный. Он соткан из сложных, тревожных, прерывистых, пугающих звуковых партий, которые соединяются в нервный диалог, похожи на голоса мистических существ. В лучах бордового цвета, сидя за роялем, пианист Павел Шатский, чье лицо было покрыто гримом, искажающим черты, превратился в гениальное чудовище – не то в вампира, не то в Франкенштейна. Режиссер Юрий Волев и его команда напоминали эльфов-колдунов, проводящих какой-то тайный ритуал. Импульсом, запустившим всю эту машину, стала сама музыка: цвета, атмосфера, все происходящее абсолютно органично сочетались с ее энергетикой. Шатский, будучи старшим преподавателем московской консерватории, представителем классического мира, часто ограниченного определенными рамками и канонами, с радостью согласился на эксперимент. Про эксперимент – над собой, музыкой и пространством – вообще вся история самого композитора.

 

Константин Кокоуров родился и вырос в Иркутске, но уже больше пяти лет живет в Загребе. У него нет традиционного музыкального образования, в детстве ему давала частные уроки педагог Наталья Константинова Середкина, и он быстро научился снимать аккорды с ее рук. Константин до сих пор не умеет писать партитуры, но медленно и кропотливо сочиняет партии своих оркестровых произведений для всех инструментов сам на фортепиано, адаптируя потом звучание с помощью программы. Когда композиция готова – уже записывает ее с живым оркестром. Запись «Notes» частично проходила на студии «Мосфильм», но большая часть материала была записана, а потом уже и сведена на знаменитой студии Teldex в Берлине с оркестром Scoring Berlin под руководством Бернхарда Вюнша. Вюнш, кстати, дирижирует не только на крупнейших академических мировых площадках, но и на больших металических фестивалях. Звукорежиссером стал Тобиас Леманн, сотрудничавший не только с классическими артистами, но и с Rammstein, Роджером Уотерсом, Ниной Хаген. Выбор был неслучаен: Константин критичен в работе и к самому себе, и к подбору команды, средств для воплощения идей. В некоторых композициях с пластинки можно услышать голоса солистов Государственного академического хора имени Свешникова, которым руководит Евгений Волков.

 

Возвращаясь к материалу, еще один опус, перекликающийся с «In the Witch House», — «Forest Critter» («Лесное существо»). Слушая этот трек, можно живо себе представить маленькое странное создание с горящими глазами и взъерошенной шерстью, которое суетливо перемещается в пространстве, прячась за деревьями, то ли убегая от кого-то, то ли наоборот – преследуя. Фантазии у каждого, конечно, могут быть свои.

 

Композитор никогда не описывает детально те сюжеты, которые рождаются во время создания музыки у него самого, давая слушателям полную свободу восприятия. Очевидно одно: большинство композиций с альбома кинематографичны, они могли бы стать не просто звуковым сопровождением к фильму, но и самостоятельной основой для сюжета. В этом смысле почву из-под ног выбивает «Flaming Sun» («Пылающее солнце») – выразительная, динамичная симфония, где градус эмоций зашкаливает с первых нот. Казалось бы, куда двигаться дальше, но автор находит выход, развивая тему таким образом, что слушателю открываются новые атмосферные пространства на протяжении всего произведения. Не менее эпичное сочинение – «Voices of Siberia» («Голоса Сибири»), инструментальная ода без слов родным краям композитора. На эту композицию тоже было снято видео, смотря которое, зрители смогут отправиться в полет над заледеневшим Байкалом, бескрайними холодными просторами, залитыми солнцем. Здесь вспоминается античный героический эпос – та же энергетика и размах, а еще – современные фильмы о событиях, происходивших в Древнем Риме и Греции. Наверное, не просто так одним из любимых кинокомпозиторов Кокоурова является Ханс Циммер, написавший саундтрек к «Гладиатору».

 

Совершенно другие по настроению – пьесы «Whirlwind» (ее, к слову, добавил в свой топ-лист лучшей фортепианной музыки куратор направления «классика и джаз» всемирной музыкальной платформы Deezer.com Янник Фейдж), «Elegy Within», «Waltz of Memoirs», «Ice Cave». Любопытно, что, кроме авторских произведений, композитор включил в альбом кавер-версию трека знаменитого рок-гитариста, создателя проекта Cacophony Джейсона Беккера. Гитарная композиция превратилась на пластинке в развернутую симфоническую поэму. Версия понравилась и самому автору оригинала: Беккер выложил видео на нее на своем YouTube канале. Можно долго говорить о том, каким получился альбом Константина Кокоурова «Notes». Но лучше, как говорится, один раз услышать. Сделать это можно на всех цифровых платформах по ссылке — http://smarturl.it/Kokourov

 

Екатерина Грозная, специально для MUSECUBE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.