Елена Ханпира: «Сначала тобой движет интерес и вдохновение, а когда вдохновение иссякает, идти вперед заставляет сила воли…»

Елена Ханпира, кажется, может все. Она создала собственную группу, пишет песни, исполняет их, ставит спектакли почти во всех жанрах театрального искусства. Она автор либретто мюзикла «Последнее испытание» и исполнительница главной роли. Она пишет тексты, музыку и саму жизнь. Есть ли хоть что-то, неподвластное этой хрупкой на вид девушке? Как ей удается все успевать? Вот это мы и попытались выяснить у Елены перед концертом в клубе «Glastonberry», на котором она «передавала» свою роль новой актрисе.

Фэнтези-мюзикл — новшество на российской сцене. Какие причины побудили вас совместно с композитором Антоном Кругловым заняться созданием мюзикла в таком стиле? Вы сами являетесь поклонницей этого литературного жанра?

Нет, я не поклонница жанра фэнтези. Нам просто был интересен конкретный сюжет конкретного произведения. Хотя в итоге все мои крупные проекты… в жанре фэнтези. Не знаю, как так получилось!

Большинство мюзиклов в России — заимствования с зарубежной сцены, когда задача автора русского либретто — адаптировать уже имеющийся текст. Вы создавали авторские тексты с чистого листа. Как повлияла подобная степень свободы на творческий процесс?

Мы вообще делали только то, что нам нравится, поэтому мы были полностью свободны в своем творчестве. У Антона были и свои задачи, он оттачивал мастерство и за время работы над материалом очень вырос как композитор. Думаю, и я как либреттист сформировалась в ходе этой работы. Для нас это был первый опыт создания крупного проекта. И надеюсь, что он будет не последним.

На создание аудио версии мюзикла ушло более десяти лет. В работе над длительным проектом есть риск “перегореть” и забросить идею. Что заставляло вас снова и снова возвращаться к “Последнему испытанию”?

Я заметила, что в любом творческом процессе есть своеобразные волны – сначала тобой движет интерес и вдохновение, а когда вдохновение иссякает, идти вперед заставляет сила воли, и, если пережить этот момент и не сдаться, то потом вдохновение возвращается. Работа над малой формой может занять 5 минут, и перегореть, устать — не успеешь. А при создании большого произведения очень многое зависит от силы воли и самодисциплины. От банальной усидчивости. Антон в какой-то момент дал себе установку доделать эту работу и регулярно выделял какое-то количество времени только на это. Работа композитора более объемная и многозадачная, ведь это не только сочинение мелодии, это и аранжировка, запись, поиск музыкантов. Если бы Антон не поставил себе такую задачу, то мы бы никогда не закончили работу.

Мы оба были неопытными авторами и постоянно наталкивались на проблемы, которые на тот момент казались нам неразрешимыми. Безусловно, были и личные недопонимания, и творческие разногласия, ведь мы местами по-разному видели героев и линии развития сюжета. Но мы продолжали вместе идти через все трудности, при этом притираясь друг к другу. Я считаю, что принуждение в творчестве недопустимо, лично для меня метод положительного подкрепления более эффективен. Поэтому в периоды, когда вдохновение заканчивалось, я говорила себе: «Ты же хочешь это доделать и показать конечный результат? Тогда садись и делай!» А когда ты понимаешь, что то, что выходит, тебе нравится , это вдохновляет тебя делать следующий шаг и двигаться дальше. Так мы и дошли до конца этой истории.

Питеру Джексону для экранизации трилогии Толкиена понадобилось 11 часов экранного времени. Рассказать историю трехтомной фантастической саги меньше чем за 3 часа сценического времени — еще более нетривиальная задача. Какими критериями отбора сцен для сюжетной линии вы руководствовались? Что важно было донести до зрителя?

У нас был основной идейный посыл. Он в том, что человек, который боится своих чувств и отказывается от всего человеческого в себе, потому что считает это слабостью, погибает. Он обречен и никогда не станет по-настоящему сильным. Такой человек не сможет стать богом, да и человеком уже не останется. Это история про взаимоотношение со своим человеческим началом. Со страхом, с любовью. Лично для меня это было главной идеей в этой истории.

У мюзикла уже множество поклонников: сумма пожертвований в 1 миллион рублей, запланированная на краудфандинговой платформе planeta.ru на постановку обновленной версии мюзикла, превышена более чем в три раза. Ожидали ли вы столь мощную поддержку от публики? В чем, по Вашему мнению, причина такого успеха?

Мы, конечно же, не рассчитывали на такую цифру. Для нас всех это стало полной неожиданностью. Я думала, что было бы замечательно набрать полтора миллиона. Но даже наши самые смелые прогнозы в итоге превышены в два раза. Я действительно не знаю, в чем причина такого успеха. Но мне кажется, что наконец настало наше время и сейчас нам благоволит судьба. Руслан говорил мне около года назад о том, что проект, который не взлетает за три года, обречен. И это было очень печально слышать. Но мы тогда не сдались и продолжили работу. Хотя периодически Руслан и говорил, что больше не может и уходит, каждый раз он оставался и двигался дальше вместе с нами. Гастроли были настоящим испытанием, так как мы только начинали и еще не знали, кому можно доверять, как оптимально распоряжаться тем небольшим бюджетом, который у нас был, как строить отношения с прокатчиками… Полтора года мы с трудом пробивались и учились на своих ошибках. В итоге мы сделали ставку на расширение аудитории. Мы не стали останавливаться на полулюбительском качестве, мы хотели большего. И наконец вышли на тот уровень, которого хотели достичь. Поэтому, возможно, этот успех – наша награда за упорство, терпение и за то, что мы шли в правильном направлении.

В благодарность за взнос поклонники мюзикла могли выбрать подарок: от места за вип-столиком на премьере до оригинальных сценических костюмов героев постановки. Одной из самых популярных у публики акций оказались мастер-классы вокального мастерства от Елены Ханпиры. Как педагог по вокалу, что вы считаете самым важным для человека, который хочет научиться петь?

Самое важное – это желание. Серьезное желание посвятить своему голосу время и усилия, потому что это тоже самое, что тренировке в тренажерном зале: что тренируется, то развивается. И здоровая спина, потому что вокал — это работа мышц, а она во многом зависит от того, как работает наш скелет, наш опорно-двигательный аппарат. Вообще, важно чувствовать свое тело, доверять ему, слышать его. Но важнее всего, безусловно, желание и определенная эмоциональная раскованность, способность «открываться». Потому что, когда человек зажат психически, зажат и весь его мышечный аппарат.

25 февраля в Доме Журналиста будет представлен спектакль «Поезд ушел, или Ретро на чемоданах», в основу которого положены ваши авторские песни. “Спектакль-ностальгия”, как гласит анонс. Насколько вам близко чувство ностальгии?

Ностальгия – мое любимое чувство. Я настолько люблю ностальгировать, что иногда сожалею даже о том, что есть сейчас, но скоро уйдет. Часто ощущаю это щемящее чувство. Такая ностальгия в реальном времени. Ностальгия по настоящему, как у Андрея Вознесенского.

Продолжите ли вы исполнять роль Крисании или без сожаления передадите свое детище Елене Бахтияровой и погрузитесь в другие проекты?

С одной стороны, мне, конечно же, жаль, но я отдаю роль в надежные руки достойной исполнительницы. Ну, и потом… кто знает, может быть, через какое-то время я к этой роли вернусь?

С другой стороны, сейчас у меня много проектов, в которых я хочу и могу развиваться дальше. И это утешает меня.

Расскажите, пожалуйста, об этих проектах.

Сейчас я занята одновременно четырьмя проектами. Прежде всего, это спектакль «Поезд ушел, или Ретро на чемоданах», который я с любовью возрождаю 25 февраля в «Домжуре». Он был показан всего два раза семь лет назад, и мы по нему очень скучали. Даже режиссер специально приедет из Карелии, чтобы помочь мне его заново поставить. Это камерный музыкальный спектакль, собранный из моих песен. В нем есть все, что я люблю: возможность сделать из каждой песни отдельный номер, романтика, доброта и нежно любимая мной эстетика 50х годов. За семь лет многое изменилось, и в конкретно этот показ войдут несколько новых песен. Прозвучит и недавно написанная мной песня «Возвращение», которая, как я вижу, очень «цепляет» всех, кто ее слышал; она включена в спектакль, потому что действие происходит в послевоенные годы. Спектакль рассказывает про молодых людей, рожденных во время войны, которые с некоторым идеализмом смотрят в будущее, но у них за спиной страшное прошлое. Это хорошие советские ребята, спектакль — про чистые отношения, в нем есть музыка, танцы, комедия, драма и, конечно, дружба и любовь!

Второй проект – это мое участие в мюзикле «Три мушкетера» творческой группы Fellowship, где я буду исполнять роль Миледи. И это очень интересная для меня роль, ведь характер и судьба этой женщины очень необычны. Это не совсем та Миледи, о которой писал Дюма, этой женщине сочувствуешь. Она – жертва, которая сама стала злодейкой.

Также сейчас в работе и рок-опера «Атлантида». Это история о высшей расе людей, которая приходит к своему падению. Мы с моим соавтором Дмитрием Годкиным взяли за основу «сказание о Нуменоре» Дж.Р.Р.Толкина, который, в свою очередь, опирался на платоновский миф об Атлантиде. Получается очень интересно. Недавно я прочитала книгу о том, как правильно писать сценарии, которую мне рекомендовал Руслан, и поняла, что у нас уже все есть. Наш сценарий соответствует всем рекомендациям, нужно только совсем немного его доделать, а также дописать тексты и музыку. Судьба свела меня с замечательным питерским композитором Игорем Лисовым. Скоро я поеду к нему, и мы запремся в студии, чтобы писать новые песни. Сейчас готова почти половина первого действия, написано несколько музыкальных тем и текстов. Мне очень интересна эта работа, потому что это история об отношениях человека со смертью. Отчасти, мы затронули эту тему в «Последнем испытании». Для Рейстлина потеря матери стала сильнейшей эмоциональной травмой, которая породила страх и желание защититься от смерти, трансформировавшиеся со временем в стремление к абсолютному могуществу. В «Атлантиде» речь пойдет о том, что целый народ заболел страхом смерти, и этим воспользовался дьявол, искушая все больше людей. Главный герой же хочет спасти свою родину. А вот получится ли у него это, я пока говорить не буду.

И впереди маячит работа над оперой «Гондолин» — это наш очередной проект с Антоном Кругловым и тоже по Толкину. Там непаханое поле для работы. Так что ближайших творческих планов хватит на несколько лет!

Ирина Никифорова специально для Musecube

Благодарим за помощь в подготовке интервью Варвару Трошагину, Татьяну Лупанову и Татьяну Иванченко

Фотографии Варвары Трошагиной, Марины Тарасовой и Марины Бакариновой

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.