Физиологическая драма

Физиологическая драма
Использовано фото с официального сайта Небольшого драматического театра

Феномен петербургского Небольшого драматического театра не поддается простому объяснению. Казалось бы, всего лишь маленький коллектив единомышленников под бессменным руководством режиссера Льва Эренбурга, но эта команда способна творить настоящие чудеса. Зрители на своих местах порой чуть ли не забывают дышать – так увлекает их максимально честная и достоверная актерская игра. После спектаклей НДТ сложно остаться прежним. Уровень профессионального мастерства и принцип реалистической достоверности доводят публику до совершенно особенного внутреннего состояния.

 

Один из самых известных спектаклей Небольшого драматического театра – постановка по мотивам классической пьесы Горького «На дне», которая уже больше десяти лет собирает аншлаги и заканчивается неизменными овациями. Казалось бы, что нового можно здесь сказать зрителям? Тем не менее, Льву Эренбургу в свое время это мастерски удалось. Из канонической пьесы о социальном неравенстве режиссер сотворил многослойную философскую притчу о высоких материях. Кардинальной перелицовки сюжета нет, изменены лишь некоторые детали, но перед зрителями открываются все новые и новые пласты, над которыми он, возможно, ранее даже и не задумывался. Устоявшиеся образы, которые так любят препарировать на школьных уроках литературы, здесь открываются новыми гранями, становясь ближе, понятнее, человечнее.

 

В спектакле Эренбурга классическая трактовка имеет мощнейший авторский акцент, что лишь идет на пользу всей постановке. Страдания и горько-будничная маета обитателей ночлежки перемежаются с осмыслением важнейших, основополагающих вопросов мироздания. Люди «на дне» говорят и думают о самом высоком. О счастье и Боге, о порядках и правах. Ищут они недосягаемую землю обетованную, и нестерпимо важно для них обрести ее. Совершенно не имеет значения, Меккой ты ее назовешь или небесным Иерусалимом. Главное – оказаться там, очиститься от всех страданий земных, найти счастье и покой. А жизнь так неприлично полна грязи и боли, пошлости и глупости, что впору повеситься, и кое-кто это с успехом делает (щепотка цинизма еще никому не мешала!). Но даже на краю этого беспутно-беспросветного существования тебя поджидает то самое долгожданное счастье. И внезапно ниспосланная любовь. Она может идти с тобой рука об руку даже там, где ей, кажется, вовсе не место. Надо только верить, и ни за что не падать духом.

 

Замечательно выстроенная сценография постановки заставляет зрителей однозначно поверить, что они находятся в ночлежке Михаила Ивановича Костылева. Предметы реальны и практически осязаемы публикой: от видавшего виды рукомойника до рассохшегося кресла-качалки. Льются рекой бутафорские водка и кровь, сама смерть кажется настоящей. Не играют – живут актеры, и каждый миг их страдания отзывается немедленным уколом в зрительских сердцах. Тем не менее, не одной лишь мрачностью наполнен спектакль. Капельки юмора также проникают в общий фон. Так, в образ Актера вложено высмеивание профессиональных штампов, и сделано это весьма тонко.

 

В спектакле достаточно много абсолютно творчески оправданной физиологии, резкой, порой бьющей по глазам. Неподготовленного зрителя это, пожалуй, может и шокировать с непривычки. Но то правда жизни, а здесь без нее никак – иначе то самое фарисейство, неприкрытое лицемерие. И уж лучше голое тело, чем приодетое вранье. Последнее еще никому не помогало.

 

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.