«Матросская тишина». Возвращение

Пьеса Александра Галича «Матросская тишина» была написана в 1956 году. С конца 80-х и до середины 90-х сначала в Школе-студии МХАТ, а затем и в Театре Олега Табакова шел одноименный (один из самых популярных в то время) спектакль, в котором старика Абрама Шварца играл Владимир Машков, а роль его взрослого сына Давида в свое время доставались Евгению Миронову и Сергею Безрукову.

 

Спустя почти тридцать лет «Матросская тишина» возвращается на подмостки Театра Табакова. Возвращается спектакль, ставший легендой. Постановка, в которую вложили души, слезы, воспоминания и переживания великие люди, которых уже нет с нами. Люди, чье наследие необходимо свято хранить и бережно передавать из поколения в поколение.

 

1929 год, первая пятилетка, провинциальный украинский городишко Тульчин. Абрам Ильич Шварц (Владимир Машков) – пожилой маленький человек, работающий завскладом и занимающийся, как водится, на этом самом складе мелкими махинациями с помощью своего подручного кладовщика Мити Жучкова (Сергей Угрюмов). Давид Шварц (Ростислав Бакланов), сын Абрама Ильича, — простой советский школьник. Додик любит гонять по двору с мальчишками и мечтает о больших кораблях в далеких гаванях. Но Абрам Ильич не хочет потворствовать бесхитростным детским желаниям. Абрам Ильич лелеет традиционную для любящего еврейского родителя мечту о том, чтобы Додик стал великим скрипачом! Он грезит о том, чтобы его Додик вышел на сцену огромного зала и сыграл непременно мазурку Венявского, а потом играл еще и еще, и люди чтобы хлопали бесконечно и кричали: «Браво»! И тогда, мечтает Абрам Ильич, Додик скажет этим людям, что это его папа сделал Додика тем, кто он сейчас есть. Его папа из маленького и пыльного Тульчина. Он был пьяница и жулик, папа Додика, но он хотел, чтобы его сын узнал, с чем кушают счастье…

 

Чтобы чего-то в жизни добиться, нужно долго и упорно работать, причем с раннего детства. С одной стороны, Давид любит скрипку, но с другой – как можно изо дня в день нудно повторять эти дурацкие упражнения, играть этого опостылевшего Венявского, когда на улице лето, на улице друзья и всевозможные развлечения, в которых, если не поучаствуешь сегодня, то кажется, что подобной возможности не представится уже никогда в жизни!.. Поэтому Додик не очень любит своего папу, заставляющего его бесконечно упражняться на скрипке, и мечтает как можно скорее вырваться из этого тухлого Тульчина на волю – в Москву.

 

А дальше была Москва, общежитие при консерватории и феноменальный успех молодого скрипача Давида Шварца (Владислав Миллер). Абрам Ильич добился-таки своего – сын выступает на большой сцене. Но папа не видел успех Додика. Он по-прежнему находился в далеком Тульчине, продолжая с помощью Мити и все тех же мелких махинаций выручать из склада хоть сколько-нибудь денежек, которые он копил исключительно для Додика. Папа очень хотел накопить побольше и приехать к Додику в гости. Абрам Ильич ни разу в жизни не выбирался из Тульчина, поэтому такая поездка была для него двойной радостью: увидеть дорогого сына на гребне долгожданного успеха и повидать красавицу-Москву.

 

Но нужен ли молодому дарованию нелепый, смешной и неопрятный папа?..

 

За прошедшие тридцать лет спектакль, который и раньше был бесконечно сильным и действительно берущим за душу, будто только набрал мощи, напитался жизнью и заиграл еще более яркими красками. Равно как и актерский талант Владимира Машкова – ныне уже художественного руководителя Театра Табакова.

 

Можно сколько угодно пытаться говорить о коммерческом успехе этой постановки. Но когда в спектакле так пронзительно и честно говорят на темы родительской любви, сыновнего предательства и безграничного прощения, его не получится поставить даже на самом чистом расчете – фальшь будет видна за версту.

 

В «Матросской тишине» Машкова нет и следа фальши, сегодня спектакль искренен как никогда. Впрочем, иного сложно было ожидать – Владимир не только вложил в постановку свои личные переживания, теперь он был в ответе перед Мастером, который, увы, уже не сможет дать оценку увиденному лично.

 

На одном из премьерных показов в зале присутствовала Галина Борисовна Волчек. «Я знала, что мне понравится, но я не думала, что прорыдаю весь спектакль», — призналась она дрожащим голосом после бурных оваций зрителей.

 

Не стесняйтесь своих слез, когда придете в Театр Табакова на «Матросскую тишину». И лучше заранее сфотографируйтесь в новом зеркальном фойе – ведь после спектакля ваши мысли будут посвящены совсем иному.

 

Наталия Каминская специально для Musecube
Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.