Тартюфы среди нас

Тартюфы среди нас
Фото Дмитрия Матвеева

8 октября в рамках XXIX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» Национальный драматический театр Литвы показал спектакль «Тартюф» в постановке Оскараса Коршуноваса.

 

Комедия Мольера не теряет актуальности на протяжении нескольких веков. По сюжету скромный, благородный и набожный Тартюф очаровывает хозяина семейства Оргона, но все прекрасные качества Тартюфа – это хитрая и искусная игра. Оргон готов отдать проходимцу в жены дочь, пока тот уже ухлестывает за его женой, и вовсе не так свят, как кажется. Однако, к увещеваниям домочадцев о недобропорядочности Тартюфа Оргон остается глух…

 

Постоянный гость фестиваля «Балтийский дом», режиссер Оскарас Коршуновас перенес сюжет бессмертной французской комедии в наше время. Спектакль уже заслужил известность, был на гастролях в Европе, в том числе на родине Мольера во Франции и даже в Китае.

 

Чтобы приблизить комедию к современности, режиссер переносит часть действий в социальные сети, где возможностей показать напускную святость у Тартюфа становится намного больше, чем в доверчивом семействе. Современный Тартюф совершает социально одобряемые поступки: сортирует мусор, помогает прохожим. На камеру он опрятен, приветлив и мил…

 

Режиссер наглядно показывает, и даже вставляет собственную реплику о том, что двуличное поведение Тартюфа, чьи проделки когда-то являлись образцом плутовства и недобропорядочности, сейчас стали нормой. Оргон в данном контексте выступает наивным фоловером, который доверяет современным трендам. Это простой человек, потерявшийся в потоке информации, неспособный отличить добро от зла.

 

Декорациями к спектаклю служит садовый лабиринт, похожие можно увидеть в Версальских садах. Вначале актеры выходят на сцену в классических нарядах 17 века, однако вскоре парики становятся лишь деталями современной одежды. Среди лабиринта кустов также можно увидеть включенный компьютер, холодильник и другие предметы современного мира.

 

Действия спектакля происходят не только на сцене. На заднике сцены расположен экран, транслирующий видео. Сначала это крупный план. Камера фокусируется то на одном, то на другом актере. В какой-то момент часть действия, транслируемого камерой, выходит за пределы сцены переходя в гримерку и фойе. Таким образом, граница между сценическим действием и реальностью постепенно стирается.

 

Спектакль, по заявлению самого режиссера, имеет политическое значение. Оргон жмет Тартюфу руку, обнимает его, а в это время на экране, подобно советским лидерам, целуются главы государств, наглядно демонстрируя, что все происходящее на сцене актуально прямо сейчас, когда власть в руках у Тартюфов. В конце спектакля режиссер с экрана напрямую обращается к зрителям, напоминая о том, что Тартюфы уже среди нас, в нашей жизни.

 

Зрители Балтийского дома знают и любят литовский театр, после каждого удачного выступления актеров в зале слышатся аплодисменты. Несмотря на то, что спектакль идет на литовском языке с русскими субтитрами, актеры часто обращаются к залу на русском, стирая в том числе и языковое различие.

 

Современный Тартюф в исполнении Гедрюса Савицкаса, выглядит совершенно естественно в своей лжи, когда же Тартюф получает власть, то сразу зловеще преображается, то что казалось слабостью становится равнодушием, скромность превращается в злорадство. Тартюф размахивает голыми ногами, под богоугодную музыку, выражая лишь самолюбование и самодовольство.

 

В новой версии «Тартюфа» обманом доверчивого отца семейства спектакль не заканчивается, тартюф идет дальше, завоевывая новые города. На большом экране зрители видят небольшой фильм, где Тартюф прогуливается по Невскому проспекту, фотографируется с прохожими, улыбается, подходит к «Балтийскому дому», поднимается по главной лестнице и, наконец, оказывается прямо на сцене…

 

Галина Супрунович специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.