Жизнь за царя

Жизнь за царя28 февраля в театре Karlsson Haus состоялся показ спектакля «Жизнь за царя».

 

В 2008-м режиссер спектакля Джулиано ди Капуа вместе с автором идеи и актрисой Илоной Маркаровой основал «Театро Ди Капуа», спектакли которого (особенно «Монологи Вагины») вызвали широкий общественный резонанс. Но «Жизнь за царя» — особое беспрецедентное явление в театральной жизни Петербурга, которое обращается к теме революционной борьбы. Постановка сделана по историческим документам и намеренно уходит из театрального пространства, но использует при этом художественное прочтение. «Жизнь за царя» — это краткий экскурс в историю членов партии «Народная Воля» и более подробное погружение в их идеологию и образ мышления. Через почти двести лет после событий партии её история остаётся уделом архивов, она окружена стеной ледяного молчания. Воспевание революции ушло в прошлое, в этом процессе изменилось видение народовольцев и их методов борьбы с самодержавием. В современном понимании эти методы мало чем отличались от тех, которые используют террористы двадцать первого века.

 

Спектакль основан на письмах, воззваниях, выступлениях, речах на суде, мемуарах Веры Фигнер, Андрея Желябова, Софьи Перовской, Макара Тетёрки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Геси Гельфман, Софьи Бардиной, Степана Халтурина и других. Всех этих героев играют четыре артиста, которые ловко меняют образы на протяжении постановки.

 

Представление проходило в весьма необычной обстановке и формате. Действие началось с прихожей, в которой зрители ожидали спектакль. Свет погас, и из мрачного пространства со свечой в руке появился граф Лев Николаевич Толстой. Заняв позицию за столом, на котором стояли красные лампады и были разбросаны проявленные фотокарточки, Лев Николаевич начал читать письма: одно — Александру Третьему с просьбой простить убийц отца, а второе, написанное двадцатью годами позднее, Николаю Второму. Далее в заочную дискуссию с Толстым вступил Достоевский. Затем зрителей погрузили в историю театра и объяснили, почему для спектакля была выбрана такая обстановка. Дело в том, что партия на протяжении своего существования постоянно скиталась по разным местам, так как, разумеется, преследовалась властью. Так и театр с начала премьеры находится в постоянном движении — начиная с разных подвальных помещений, заканчивая квартирами в разных городах.

Жизнь за царя

После монолога в прихожей гостей проводили в зрительный зал, где они оказались непосредственными свидетелями, присутствующим при сходке революционеров на конспиративной квартире. Посреди зала стоял стол, в углу — елка, на стене — часы с боем. Несомненно, действо разворачивалось в Рождество или Новый год, но атмосфера больше походила на нынешнюю или советскую, а не ту, что могла быть полтора века назад. Из праздничной обстановка трансформировалась в поминки, а затем в обычные посиделки, в зависимости от истории, которую зрителям ведали герои.

 

Актеры выкладывались в полную силу в каждой песне, монологе, каждый из которых был решен в своем жанровом ключе. Так, Вера Засулич рассказывала о своем покушении на Трепова, пропевая текст под гитару. Про изготовление взрывчатки ведали Дед Мороз и Снегурочка в соответствующих этим сказочным персонажам интонациях. С каждой репликой герои все больше и больше раскрывались с новых сторон, в очередной раз доказывая, что представления об их образах в истории размыты и неточны. Тексты о режиме звучали крайне современно, а герои были лишены однозначной оценки, образуя сложный «коктейль» из искренности и театральщины, истовости и глупости.

 

Основной посыл представления в том, что история членов партии «Народная Воля» — не мрачная, а одна из самых прогрессивных страниц истории России. Герои представляются с максимальной достоверностью, раскрываются во всей полноте их душ и порывов. У этих людей не было жажды наживы или славы. Они хотели диалога с властью, а власть по-другому их не слышала. Но самое страшное, что подобная ситуация откликается и в современном мире. Поэтому по окончании представления один из героев произнес многозначительную фразу-напутствие: «У нас не было выхода, а у вас — есть», что стало достойным завершением мероприятия.

 

 

Анастасия Дергаева специально для Musecube

Использованы фотографии с официального сайта театра Karlsson Haus


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.