Экзистенциальные вопросы в форме видеоарта

Выставка «ЯН ЧЖЕНЬЧЖУН. TRESPASSING / ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ»
ЦВЗ «Манеж»
25 января – 12 марта 2014

YANG Zhenzhong - Light and Easy 2 - Image 1В 2000 году Ян Чженьчжун покорил сердца критиков видеопроектом «I will die», выразив вечный вопрос о смысле жизни с предельной прямотой и пугающей откровенностью. Начав с одного видео, снятого в Китае, Ян Чженчжун продолжил проект в других странах, дополняя последующие выставки новыми видеороликами. Наконец, и у московского зрителя появилась возможность оценить полное нестандартных метафор и скрытой иронии творчество художника. Специально к открытию выставки «Trespassing / Вечное возвращение» в Манеже, Ян Чженчжун создал русскую версию видео «I Will Die», для чего целую неделю вел съемки в Москве: на улицах, в офисах, магазинах, учебных классах и других общественных местах.

Концепция проекта подкупает гениальной простотой ключевой идеи и обезоруживающей искренностью выбранной формы. Участники – обычные люди из разных городов и стран – говорят в бесчувственный и беспристрастный объектив камеры одну фразу «Я умру». Этот универсальный постулат, повторяемый на разных языках и с разными интонациями, по большому счету, объединяет и роднит все живое. Эпизоды видеороликов, снятых в Шанхае и Ханчжоу, Брюсселе, Сеуле и Токио, Ганновере и Сан-Диего, Тихуане, Бейруте и Риме показывают людей разных национальностей, возрастов, социального положения и мировоззрения в различных бытовых ситуациях. Все люди смертны – так как же каждый «смертный Кай» решает свой личный экзистенциальный силлогизм? Здесь арт-проект перерастает сам себя, становясь почти кросс-культурным психологическим исследованием.YANG Zhenzhong - Exam - Image 2

Интересно наблюдать за реакцией отдельного человека на несколько простых слов, заключающих в себе одну из мучительных загадок человеческого существования. Многие, произнеся «я умру», смеются, будто сказали очевидную нелепость. Видимо, особенно странными эти слова кажутся молодым людям и детям из видеороликов – ведь впереди такое длинное, почти бесконечное будущее! Некоторые участники видео играют на камеру, вкладывая в свои слова показную драматичность. Некоторые повторяют эти слова несколько раз, дополняют их жестами, танцем, различными действиями. А кто-то прибавляет «нет, я не умру!». Пожилая женщина на кладбище говорит о смерти спокойно, видно, что она осознает значение своих слов. А в другом эпизоде зритель видит голубоглазого младенца, который, приоткрыв рот, бессмысленно смотрит в объектив…YANG Zhenzhong - I Will Die Chinese

Ян Чженчжун намеренно отказывается от постановки и сознательно использует простые художественные приемы: это «естественная» съемка, главным образом «с рук», без специальной обработки и удаления посторонних шумов. Далеко не везде подходящее «решение в лоб» здесь выглядит даже изящно и идеально иллюстрирует основную идею. Оно многократно усиливает эмоциональный эффект, не оставляя зрителю шанса остаться непричастным. Ведь, по большому счету, каждый зритель – один из этих прохожих, которого призывают остановиться и задуматься. Слева и справа на видеороликах из разных стран – отдельные голоса сливаются в один звуковой поток, предрекая неизбежный конец. В этом есть что-то мистическое – неумолимое течение времени становится ощутимым и кажется, вот-вот приобретет материальную форму. Хрупкость человеческого существования и очевидность человеческого бессилия перед вечными законами бытия делает проект «I Will Die» одновременно и глубоко трогательным, и страшным.

Динамичный и ироничный реквием всему человечеству, попытка удержать и осознать мгновение жизни, выдающийся художественный проект и социальное исследование – работа Ян Чженчжуна многогранна и оставляет простор для изучения и интерпретаций.YANG Zhenzhong - Spring Story

Вечные вопросы – только одна из тем творчества художника. Ему интересны контрасты и социальные табу, политические проблемы. Излюбленная тактика Ян Чженчжуна – захватывать современность с наиболее актуальных ракурсов. Это проявляется и в игре с названиями выставок – достаточно сравнить китайское название «不在此时» («Не в это время»), английское «Trespassing» (нарушение права владения, незаконное проникновение на частную территорию) и русское «Вечное возвращение» (своеобразное сравнение сложной философской концепции Ницше с приемом повторения в творчестве художника). По словам художника, названию необязательно оставаться неизменным, — наоборот, оно должно учитывать произошедшие изменения.

Многие из работ начинаются с юмористической темы, в которую затем вплетаются повторяющиеся звуковые и визуальные образы. Например, в видеоарте «922 зерна» зритель видит петуха и курицу, клюющих зерна риса. В начале видеоролика зерен ровно 922. На табло внизу экрана отсчитывается их текущее количество. Слева можно увидеть, сколько зерен склевал петух, справа – сколько курица, посередине – общее количество съеденного. За кадром слышны голоса — мужчина и женщина азартно считают съеденные зерна, в шуточной форме иллюстрируя борьбу полов.

Интересен двойной видеоарт «Давайте дышать». Два экрана расположены один напротив другого. На одном из них – беззаботная юная девушка, на другом – оживленная шанхайская улица. Девушка раз за разом набирает полную грудь воздуха и делает выдох. Видео синхронизированы так, что при каждом выдохе улица отодвигается — все дальше и дальше. Как будто девушка, забавляясь, «отдувает» городской мир от себя.YANG Zhenzhong - Let's Puff

Проект Spring Story (при поддержке Siemens) – попытка взглянуть на политическую ситуацию в современном Китае сквозь призму искусства. Ян Чженчжун попросил 1,500 служащих завода Siemens в Шанхае сказать на камеру одну-две из заранее заготовленных фраз. Каждая фраза из видео – часть знаменитой речи Дэна Сяопина (китайский политик и реформатор, фактический руководитель Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.). В этой речи политик обозначил пути дальнейшего развития Китая, подчеркнув ключевую роль рыночной экономики и необходимость сделать страну более «открытой». Служащие завода не знали заранее, что они участвуют в реконструкции речи Дэна Сяопина. Грандиозный паззл из пафосных фраз и смеющихся лиц, складывающийся в манифест «нового Китая», заставляет задуматься о вкладе (пусть даже неосознанном) каждого отдельного человека в будущее страны, а также является своеобразной попыткой сравнить обещания и стиль мышления начала девяностых с современной ситуацией.YANG Zhenzhong - Straigh Line - Image 9

Нечто похожее можно увидеть в работе «Экзамен». Две молодые девушки в ночных рубашках, смеясь, повторяют экзаменационный материал. Сухие слова «монополии», «социализм» и «капитализм» ярко контрастируют с бьющей через край энергией юности и нежной невинностью атмосферы.

Все эти работы и некоторые другие выставлены в Манеже и ждут своего ценителя. Видеоарт – популярный и уже достаточно привычный художественный жанр в странах Азии. Придется ли он по душе и будет ли понятен российской публике – покажет время.

О художнике:
Ян Чженьчжун – один из наиболее интересных видеохудожников Китая. Родился в 1968 году в провинции Чжэцзян, Сяошань. В 1993 году окончил Академию Художеств в Ханчжоу. В 1995 одолжил у знакомых видеокамеру и сделал первое видео. Принимал участие в крупнейших международных событиях в сфере современного искусства — Венецианская Биеннале (2003, 2007), Шанхайская Биеннале (2002), Биеннале в Гуанчжоу (2002), Биеннале в Кванчжу (2002), Хасселтская Триеннале (2012). Сейчас живет и работает в Шанхае. В своем творчестве бросает вызов общественным нормам, поднимает острые темы и не стесняется использовать нестандартные подходы.

Анна Петрович, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.