«Доктор Сон»: между Кингом и Кубриком

В прокат вышел «Доктор Сон» — экранизация одноименного романа Стивена Кинга, которая является прямым продолжением фильма «Сияние» Стэнли Кубрика.

 

В повзрослевшем Дэнни Торренсе (Юэн Макгрегор) все ярче прослеживаются черты отца. Он беспробудно пьет и неотвратимо зацикливается на детских травмах. По этой причине Дэнни закупорил каналы, по которым протекает его дар – «сияние». Со временем Дэнни начинает общаться с неким другом и оказывается втянутым в борьбу против колдунов, которые охотятся за «сияющими» детьми.

 

Экранизации текстов Кинга выходят несколько раз за год. Только в 2019 году зритель уже посмотрел «Кладбище домашних животных», «Оно 2», «В высокой траве». Но данные проекты имели некую подушку безопасности. От «Кладбища домашних животных» никто не ждал шедевра, «Оно 2» шло по стопам первой части, а «В высокой траве» и вовсе тихо вышел на Netflix.

 

«Доктор Сон» изначально был непростой экранизацией, поскольку являлся продолжением легендарного «Сияния», хоть и недолюбливаемого самим Кингом, но статуса от этого не утратившего. Майку Флэнегану выпала задача не только каким-то образом отбросить зрителя к ощущениям, созданным Кубриком 39 лет назад, но и скомбинировать это с запросами современного зрителя и собственным видением жанра – диффузия специфики Кубрика и отточенной годами подачи хоррормейкера.

 

Дэнни и его мать вернулись на экран, напряженный и не менее легендарный музыкальный мотив встречает зрителя на пороге фильма, а финальный акт становится вместилищем отсылок, которые вбрасываются в сюжет таким же обилием, как это преподносили в «Первому игроку приготовиться»: от безобразной женщины из комнаты «237» до воссозданного кадра, когда повзрослевший Дэнни стоит на месте своего отца и будто вот-вот скажет: «Here’s Johnny».

 

Флэнеган пытается выстоять с этим невообразимо тяжелым грузом на плечах – следом Кубрика – отчаянно старается идти по тропе литературного прототипа, но каждый раз выпадая из реальности в воспоминания, становится тенью самого Кубрика. Наверное, поэтому Кинг похвалил старания режиссера, ведь он взял основу, но скорректировал ее налетом стиля автора. Все, кто читал Кинга, знают, что он позволяет себе бесконечные описания и россыпь деталей, которые делают произведение длиннее в несколько раз, чем то могло бы быть. Так и фильм идет два с половиной часа, первые 40 минут которого, ирония, могут стать тем самым сном. Повествование неспешно движется, пока герой рефлексирует и предается алкогольному забвению.

 

Такой подход идет на пользу обоснованности сюжетных ходов, но он же взывает к непониманию тех, кто не видел «Сияния». Для таких зрителей первый акт «Доктора сна» — набор бессмысленных меняющихся кадров.

 

Но потом сюжет начинает лихо закручиваться и наращивать темп, дабы выплеснуться в финале бурным кровавым потоком. Флэнеган удерживает (за редким исключением) напряжение, взвывая к мурашкам визуалом (даже банальные сияющие глаза в темноте – то еще зрелище) и музыкальным сопровождением. Даже при разговоре героев вдали от «Оверлука» на фоне слышны едва различимые звуки завывания снежного ветра. А когда Юэн Макгрегор повторяет изгиб бровей обезумевшего героя Джека Николсона, это действует как мощное отбрасывание в ностальгическое напряжение, испытываемое при просмотре «Сияния».

 

Но, увы, Макгрегору особо нечем более похвастаться, кроме игры бровями. Его Дэнни внутренним содержимым вторит образу Оби-Вана Кеноби. Неинициативный и сомневающийся, он оттеняется злодейской группой. Даже дедуля Флик Карела Стрёйкена, мистический образ которого тянется еще из «Твин Пикса», кажется куда более интересным персонажем. Но фаворитом в гонке таинственных и харизматичных становится Ребекка Фергюсон. Ее Роуз – пленяющий ужас. Грация хищника, которую можно почувствовать даже по движению рук. Она влилась в атмосферу органичнее связующего главного персонажа, заняв нишу ровно посередине двух режиссерский видений, будто и впрямь ждала своего часа неподалеку от отеля.

 

Несмотря на обилие положительных отзывов, «Доктор Сон» все равно останется проектом спорным. Да вряд ли вообще хотя бы одна экранизация Кинга когда-либо будет принята однозначно восторженно, ведь даже к самому автору возникает много вопросов. Но это уже личное дело каждого, как относиться к «королю ужасов» и его многостраничным трудам. А пока «Доктор Сон» даже можно назвать лучшей экранизацией Кинга в этом году.

 

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.