Гроза идет навстречу вам…

«Фи-фай-фо-фамм, гром спустился по горам…» — именно так начинается захватывающая и немного жуткая
сказка, которую папа-фермер рассказывал на ночь сыну Джеку (Николас Холт), а мама-королева – дочурке Изабелль (Элинор Томлинсон). Не подозревая о существовании друг друга, мальчик и девочка свято верили в великанов как символ чего-то таинственного и преклонялись перед королем Эриком Великим, сумевшем их подчинить с помощью волшебной короны и сослать в мрачную страну Гантуа, между небом и землей. По прошествии нескольких лет отец Джека и мать Изабелль умирают, а их дети, казалось бы, обречены на скучную и однообразную жизнь: фермера, сфера интересов которого не распространяется далее крошечного земельного участка, и принцессы, скованной придворным политесом и обязанной выйти замуж за чванливого вельможу (Стэнли Туччи). Но все меняется, когда Джек отправляется в город продать лошадь и, явно лишенный коммерческой жилки, уступает ее подозрительного вида монаху за горсть бобов. На следующую же ночь, в жуткую грозу, Изабелль сбегает из замка, но, изрядно вымокнув под проливным дождем, внезапно осознает, что выбрала для побега не самое подходящее время. Что ж, лучше поздно, чем никогда, благо на горизонте весьма кстати замаячили огни лачуги – чьей бы вы думали? – правильно, юного Джека!

А теперь совет начинающим садоводам: не оставляйте без присмотра напичканные черной магией бобы и ни в коем случае не мочите их! Иначе гигантский бобовый стебель-мутант пробьет крышу вашего дома и унесет в заоблачные дали кого-нибудь из близких. В нашем случае – принцессу. Поэтому ее отец-король (Йэн Макшейн) тут же сколачивает отряд добровольцев во главе с начальником охраны Элмонтом (Юан МакГрегор), который должен подняться по стеблю и вернуть красавицу с небес на землю. Надо ли говорить, что Джек увязывается за ними и находит на свою буйную головушку приключения, о которых не смел и мечтать.

Английская народная сказка о Джеке и бобовом стебельке стара, как мир. В устной традиции ее корни прослеживаются еще начиная с XII века, в письменной с XIXго; возглас главы великанов «Фи-фай-фо-фамм» был даже использован Уильямом Шекспиром в «Короле Лире». С ней неразрывно связано другое предание – о Джеке-убийце великанов, восходящее к эпохе короля Артура и основанное на корнуолльской мифологии и песенной традиции валлийских бардов. А упомянутая корона Эрика Великого имеет прямую историческую аналогию – корону святого Эдуарда, главную королевскую реликвию Великобритании, хранящуюся в Тауэре. Используя эти «вечные сюжеты», режиссер Брайан Сингер («Подозрительные лица», «Люди Икс», «Люди Икс 2») слепил свое новое творение «из того, что было», не слишком заботясь ни о прорисовке характеров персонажей, ни о сюжетных хитросплетениях и сделав главный акцент на фэнтезийной зрелищности.

Визуально страна великанов Гантуа и земное королевство Клойстер выглядят вполне пристойно, благо в качестве декораций было использовано множество натурных объектов Великобритании, начиная от пейзажей и заканчивая интерьерами древних готических соборов. Идиллические пасторали Клойстера составляют логичный контраст грубой и гротескной крепости великанов. Последние, кстати говоря, приятно удивляют не только сравнительно человекоподобной внешностью в неплохой компьютерной прорисовке, но и завидным интеллектом – не в пример Джеку, Элмонту и прочим персонажам из расы людей, чьи поступки зачастую совершенно необъяснимы с точки зрения элементарной логики. Про их убийственные «шутки юмора» лучше вовсе не вспоминать. Не вызывает восторга и работа дизайнера по костюмам Джоанны Джонстон, попытавшейся совместить каноны средневекового стиля с современными модными веяниями. И ладно Джек, щеголяющий в весьма трендовой кожанке! Когда герой Юана МакГрегора, извалявшись в тесте и едва избежав участи поджаренного на

вертеле поросенка, возвращается в кадр с идеальной прической, чистейшей кожей и по-прежнему элегантной эспаньолкой, к происходящему на экране окончательно перестаешь относиться всерьез.

Но главная беда «Джека» всё же не в этом. В отличие от, скажем, «Хроник Нарнии» с их вполне уместным героическим пафосом, или «Оза: Великого и ужасного», покоряющего сказочным очарованием и милым добрым юмором, «Джек, покоритель великанов» явно мнит себя блокбастером. Правда, поставленная создателями задача идет вразрез с методами ее реализации: история о Джеке и принцессе Изабелль не только слаба сюжетно и скомкана композиционно, но и совершенно невнятна с точки зрения жанра. Подобно стране великанов, застрявшей меж небом и землей, «Джек» беспомощно барахтается между классической детской сказкой и модернизированным фэнтези, так и не обретя законченных очертаний. А притянутый за уши и претендующий на иносказание финал всерьез таит в себе угрозу сиквела, что заставляет задуматься об умении Брайана Сингера вовремя остановиться (в данный момент он работает еще и над очередной частью «Людей Икс»).

Сравнение «Джека» с «Озом» отнюдь не случайно. В американский прокат обе картины вышли практически одновременно. Но при сопоставимом бюджете (200 млн. долларов у «Оза» и 195 млн. у «Джека») «Оз» в первый же уикэнд собрал порядка 80 миллионов, тогда как «Джек» — всего 27, заняв срединную позицию между самыми громкими провалами прошлого года – «Джоном Картером» (25 миллионов) и «Морским боем» (30 миллионов). Последними шансами для «Джека» остаются прогнозируемый приток целевой (подростковой) аудитории и, возможно, мировой, в первую очередь, азиатский прокат, как это случилось с другим фильмом Брайана Сингера — «Операция Валькирия» (2008). Российские же прокатчики намеренно отсрочили премьеру «Джека» , лишь подчеркнув тем самым его неконкурентоспособность по сравнению с творением Сэма Рэйми.

 

Фильм «Джек, покоритель великанов» в российском прокате с 21 марта.

Алексей Комаров, специально для musecube!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.