Пятый фестиваль кино Португалии в Санкт-Петербурге обратил пристальное внимание на драму, которая трансформировалась под влиянием иных жанров, но была неизменна в своем очаровательном трагизме. Предпоследним фильмом фестиваля стала ретро-драма режиссера Фернандо Вендрелла «Явление».
Вдохновением картины и ее прямой основой является роман португальского писателя Вержилиу Феррейры «Явление. И вот уже тень…» Вержилиу Феррейра – знаковая фигура португальской литературы ХХ века. Романист ставит читателя перед вопросами вечными и глобальными, погружая в размышления о смысле жизни, о сохранении в нем морали и идеалов, а также о сосуществовании их с внешней средой. Подобные вопросы автор поднимает и в данном произведении, философский посыл которого попытался перенести на экран Фернандо Вендрелл.
Сюжет разворачивается в небольшом городке Эвору в конце 1950-х годов. Учитель Алберту Суареш устраивается преподавателем в среднюю школу. Городок не очень тепло встречает Альберту, но это не мешает тому завести дружбу с местным врачом и тремя его дочерьми: невинной Кристиной, чувственной Софией и эксцентричной женой землевладельца Аной. Наблюдение за ними выливается в строчки будущего романа, который Альберту зачитывает ученикам. Написанное привлекает его ученика Каролину, который позднее становится еще и избранником Софии, ранее вступавшей в связь с Альберту. Появляется любовный треугольник, в котором остается все меньше контроля и самообладания.
При помощи создаваемой книги, выступающей неким трансформирующим элементом, обычный любовный треугольник становится не просто типичной борьбой за чувства, но и способом продемонстрировать контроль эмоций над человеческим разумом. Альберту предстает в образе одинокого писателя, но, когда писатель пишет о невыдуманном мире, есть вероятность размытия границ между положением писателя и героя. И ключевую роль в этом действии играет именно философия. Альберту размышляет о жизни, о боге и вере, о смерти. Но рациональность мышления вскипает из-за интеграции в нее любовных страстей. Насилие смешивается с неопределенностью реальности.
В схожем эмоционально состоянии пребывает и Коралину, который так впечатляется написанным, что действия и отклик его все больше напоминают состояние сумасшествия. Философия в данном случае принимает две формы: размышлений и женщины (Софии).
«Явление» длится почти два часа, и весь хронометраж пропитан диалогом со зрителем о высоком. Он невероятно притягателен эстетически. Но мысли, формируемые фильмом, остры исключительно в голове смотрящего только в том момент, когда процесс просмотра позади, а зритель находится на этапе формирования целостного понимания. Во время же просмотра появляется ясное ощущение тоски, которую ни коем образом не подпитывает неспешное повествование.
Размышления о высоком хороши в книге, когда автор создает достаточное пространство для высказывания, информативны в диалоговой форме, которая подразумевает обдуманный разговор лиц длинной в познание, но в кино этот трюк провернуть куда сложнее, особенно когда специфика фильма и аутентичность не так близки зрителю.
Фернандо Вендрелл попытался продемонстрировать смесь понятий, но в итоге одно из них не было полноценно раскрыто, а другое – потеряло динамику. «Явление» — история красивая и даже притягательная какое-то время, но, пожалуй, должна была остаться на страницах книги.
Валерия Стойкова специально для Musecube
Добавить комментарий