«Лиллиан»: на кинофестивале «Послание к человеку» рассказали историю русской эмигрантки

В Санкт-Петербурге стартовал ХХIХ международный кинофестиваль «Послание к человеку», программу которого составляют документальные, короткометражные игровые и анимационные фильмы. В рамках спецпрограммы «Кино сверхреальности» демонстрировался австрийский фильм режиссера Андреаса Хорвата «Лиллиан» — роуд-муви, в основе которого реальная история постепенного растворения в неизвестности.

 

Русская эмигрантка Лиллиан не может найти работу в Нью-Йорке (даже в порноиндустрию не берут). Документы давно просрочены, владение английским языком отсутствует, а средств к существованию больше нет. Девушка решает пройти пешком путь из Нью-Йорка на Аляску, чтобы оттуда переправиться на родину в Россию, прибегая к различного рода ухищрениям, среди которых даже воровство и проникновение на частную собственность, а зрителю дается два часа, чтобы углубиться в некоторые аспекты существования мира вокруг на примере одной страны, поделенной на штаты.

 

Условно «Лиллиан» можно разделить на две составляющие: линия героини и линия мира, объединенного тремя буквами аббревиатуры, но разделенного менталитетом. Лиллиан идет против здравого смысла, сопротивляясь течению стандартных поступков в данной ситуации. Ее движение все время интуитивно хочется с чем-то отождествить, и режиссер материализует сравнение к концу фильма, когда героиня наблюдает за лососем на нересте. Примечательно и то, что этот же лосось выступит метафоричным ознаменованием точки в судьбе героини. По мере продвижения наблюдается психологическое разрушение, происходящее бессознательно на фоне осознанной борьбы физической. Девушка на ходу осваивает навыки выживания, но сдается перед естественными потребностями на уровне духовном, что находит свой синтез в странной трапезе пойманной рыбой, разделенной с головой куклы. За два с лишним часа Лиллиан в исполнении актрисы Патриции Планик не произносит ни слова, что во многом обусловлено отсутствием знания языка, но приоритет обретает мысль, что слова в контексте выбранного Хорватом повествования были попросту вторичны. Да и само путешествие героини отступает на второй план всякий раз, как та преступает очередную границу.

 

В эти моменты проглядывает вторая смысловая часть ленты – показать образ жизни, который претерпевает изменения. Движение в сторону Аляски – путь, который Хорват использует, чтобы выстроить портрет народа. Меняются штаты – меняются проблемы людей и их отношение к жизни. Все начинается с местечковых проблем, но разрастается до остросоциальных, выходящих за пределы страны – насилие. Общественное изменчиво, но остаются в контексте фильма две константы. Одна даже банальна – из-за ширмы уклада жизни никто не разглядел пришлую судьбу. А другая – прекрасна.

 

Антитезой общества выступает постоянство природы. Хорват не стесняется посвящать излишнее внимание пейзажам, выставляя их красоту в звуках своего же саундтрека и в видении собственной камеры противопоставлением, которое живет по давно определенным законам и способно обратить чью-то жизнь в неизвестность.

 

Так роуд-муви заканчивается неопределенностью, растворяясь в метафорах о жизни и монументальности природы. А Андреас Хорват оставляет зрителя с молчаливым портретом судьбы, не имеющим начала и конца, но наполненном контекстами настолько плотно, что по итогу просмотра остается одна потребность – задуматься.

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.