Не останавливай камеру

Обладатель приза зрительских симпатий Silver Mulberry, обладатель гран-при бразильского фестиваля фантастических фильмов Fantaspoa, приза зрительских симпатий фестиваля азиатского кино в Нью-Йорке, специального приза жюри и приза зрительских симпатий международного фестиваля фантастических фильмов в Канаде – еще долго можно перечислять список наград комедии японского режиссера Синъитиро Уэда «Съемки без тормозов». Оглушительный успех преследует картину, снятую студентами киношколы в Токио всего за 8 дней.

 

«Съемки без тормозов» (или дословно – «Не останавливай камеру!») называют аналогом американского хоррора «Ведьма из Блэр», только действие разворачивается на территории заброшенного промышленного объекта, где, как гласит легенда, в 40-е годы прошлого века проводили эксперименты над людьми, а вместо ведьм – настоящие живые мертвецы, с окоченевшими конечностями, побелевшими взглядами и неконтролируемой жаждой крови.

 

Долой прелюдии — лента начинается съемками очередного дубля, который в 42-ой раз проваливается по вине бездарно играющей актрисы. Уже давно взвинченный подобной фальшью режиссер обвиняет девушку в неконтролируемой лжи, после чего объявляет перерыв, зачем-то уходит с ассистентом на крышу здания, прихватив ведро бутафорской крови. Пока актеры отдыхают, гример рассказывает легенду об используемой ими локации – в этом проклятом месте заклятьем на крови можно воскрешать мертвецов. Слышен шум снаружи, камера перемещается за звуком, и в комнату залетает кровавая рука, а следом появляется настоящий зомби. С этого момента на экране начинается то, описанию чего подходит слово «трэш».

 

Зомби гонятся за людьми, извергают изо рта неизвестную жидкость, люди истерично кричат, отрубаются головы – в картину по самые титры напиханы типичные клише, без которых не обходятся фильмы ужасов. Снятый одним дублем балаган, длинною аж в сорок минут, изобилует реками клюквенно-бордовой крови, которая брызжет гейзером даже на объектив оператора, которому это совершенно до лампочки – протер объектив, чтобы не портить зрителю обзор, да побежал себе дальше за представлением. Актеры играют топорно, камера оператора в какой-то момент сходит с ума, когда, помимо дергающейся картинки, прыгать начинает еще и зум. Сопровождается сие действо ужаснейшей «нагнетающей» музыкой, которая вобрала в себя все характерные шаблоны аккомпанемента хорроров. От ленты так и смердит запахом низкобюджетного кино. Но это лишь добавляет привлекательного антуража ленте. «Съемки» даже не пытаются походить на ужасы, переосмысливая топорностью и избитостью формул жанр. На экране разворачивается убедительная комедия, в которой динамики куда больше, чем в любом современном ужастике. Эффект неожиданности используется, чтобы заставить аудиторию от души посмеяться, когда отовсюду выпрыгивает в самый напряженный момент бешеный режиссер с безумным криком: «Экшн! Да! Да! Вот теперь это истинная эмоция!»

 

Но вот остается последний выживший, и слева уже побежали титры – оказывается, весь сорокаминутный фарс был лишь съемками, и никаких всамделишных мертвецов и не было в помине. Зрителя возвращают на несколько дней назад, когда к режиссеру приходит заказчик с необычным предложением о съёмках зомби-хоррора одним дублем в прямом эфире.

 

В этот момент повествование перерастает в полноценное документальное кино о труде кинематографистов. В деталях, но сохраняя взятый уровень динамики, описывается, как родилось то, что зритель увидел ранее. Уэда приоткрывает занавес над таинством создания кино, но делает это не менее комично, чем выглядел отснятый материал. К этому времени нарастает степень черного юмора, которому не зазорно опираться на темы алкозависимости, сумасшествия и (да простит читатель) диареи. Подобного рода юмор мирно соседствует с серьезными общечеловеческими темами. К примеру, взаимоотношениями отца с дочерью, что пошла по профессиональным стопам родителя, но не приемлет его взглядов на ведение съемочного процесса – соглашаться с поставленными заказчиком условиями, даже если они исключают понятие искренности в искусстве.

 

Затем зрителю повторно дают отсмотреть зомби-хоррор, но теперь с позиции съемочной группы. Зацикленный аттракцион заставляет еще больше смеяться, когда обнаруживается, следствием каких казусов являлся тот или иной отрезок хронометража. И когда настает время финальных титров, фильм достигает эмоционального и логического предела, за которым и следует искренняя симпатия аудитории. «Съемки без тормозов» — редкий случай гармонии комедии и хоррора, когда комедийность вызвана не беспробудной сценарной тупостью, а умело использованными жанровыми клише и продуманностью сюжета.

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.