«Охота»

Возражения, которые может встретить этот фильм прошлогодней каннской программы, несложно предугадать. 5-летняя девочка скорее случайно, чем по злому умыслу оговаривает воспитателя детского сада, и как-то все быстро начинают искренне верить, что их друг и коллега – тайный педофил и не имеет права жить среди нормальных людей. Фильм «Охота» недвусмысленно призывает к осторожности и толерантности, и найдется немало людей, уверенных, что в таких вопросах чрезмерная бдительность совсем не повредит. Но есть презумпция невиновности – скажут другие. Реальная же жизнь мечется где-то между крайностями, и потому предоставляет гигантский материал для трагических историй.

Самый молодой выпускник Копенгагенской киношколы за всю историю Томас Винтерберг, друг и соратник Ларса фон Триера, некогда снял первый «догматический» фильм «Торжество», где родительское насилие сломало ребенку жизнь. С тех пор датский вундеркинд повзрослел и сделал сейчас почти ремейк «Профессионального риска» Андре Кайата, фильм волнующий и мотивирующий, что Ларс сделать бы не смог. Точнее смог бы, но обязательно сфальшивил. У Винтерберга все получается, потому что молодец, и потому что Мадс Миккельсен в главной роли, гордость Скандинавии, актер очень органичный и здесь – почти великий (приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую). Его Лукас, трогательно уязвимый, но сильный человек, в совершенно безвыходной ситуации стоически противостоит тому безумию, что бурлит и клубится вокруг. И это не может не воодушевлять! Зритель, в отличие от героев, в курсе, что преследуемый ни в чем не виноват, но обвинение настолько чудовищно, что и он временами начинает сомневаться. Хичкоковский мотив «не тот человек» здесь доведен до логического конца – «того человека» в пространстве фильма нет совсем, злодея, подлеца коварного. Всех можно понять, все ведут себя, как и должны. Лукасу остается только терпеть и бороться – и все удастся изменить.

Совсем воодушевиться мешает только одно – до чего же коротким оказался этот путь от первого сомнения до полной уверенности! Лукас, его друзья и соседи, — потомственные охотники (его сын – будущий охотник, который вот-вот получит охотничью лицензию). В их крови уже заложены навыки гнать, травить и выслеживать зверя. Название картины вполне открыто заявляет, что Лукас сам теперь – жертва и добыча. Люди добровольно готовы поверить в самое худшее, и никакие доводы разума не способны здесь помочь. Оказывается, даже в благополучной стране Дании ничем не подтвержденное обвинение выдает лицензию на насилие. Последняя сцена фильма доказывает, что благополучное разрешение конфликта – обманка, все гораздо сложнее и печальнее, что наше общество не излечилось от еще многих своих болезней. Благородно оскорбленная толпа и в XXI веке – страшное и неуправляемое чудовище.

Один из самых актуальных для нас фильмов в этом году.

 

«Охота» в кино с 21 февраля.

Николай Корнацкий, специально для musecube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.