Стеклянная вселенная Шьямалана

Кадр из фильма «Стекло»

 

На Comic Con Russia, проходящем в октябре 2018 года в Москве, М. Найт Шьямалан признался, что, создавая «Неуязвимого», он уже планировал запустить серию из трех фильмов, но план слишком долго претворялся в жизнь, а потому зритель увидел сиквел лишь в 2016 году, даже не подозревая до последней предтитровой минуты, что «Сплит» таковым является. Успех картины спровоцировал немедленное производство триквела, который вышел в прокат 17 января под названием «Стекло».

 

Мечта Шьямалана слишком долго формировалась в цельную композицию, а потому не каждый зритель свяжет воедино слишком далеко разбросанные по кинематографическому пространству детали пазла, составляющего микровселенную режиссера. Но он постарался замкнуть круг долгих странствий, собрав в конце пути всех причастных. Разрозненность в головах аудитории обрела целостность в «Стекле», но самому «Стеклу» уготовано двойственное положение относительно понимания «финал» и «начало».

 

То, что могло бы стать отличным групповым фильмом в рамках вселенной Шьямалана, толчком к развитию персонажей и идеи (как первые «Мстители» в Marvel), стало несвоевременным завершением, которое трансформировало заложенные в ленту загадки в необъяснимые. Долго надуваемый мыльный пузырь лопнул прямо на наконечнике, порадовав лишь процессом надувания, пока фантазия рисовала возможный полет – развитие за пределами трилогии. «Стекло» превратилось в основанный на современных тенденциях манифест зрителю. Красиво уйти, крикнув напоследок идейный лозунг, оказалось предпочтительнее, а размышления о пробуждении общества и скрытых героях, видимо, должны были компенсировать оставшуюся в ряде случаев недосказанность.

 

Шьямалан очень много времени уделяет противопоставлению мира супергероев и реального, отдаваясь идее, что неординарное – сокрытая, но неотделимая часть обычного. Рассматривает образ героя в качестве угнетённого ангела мира примитивных людей, который должен явить себя как высшее существо – чудо. Для этого режиссер проецирует последовательность действий супергероев на действия реальных персонажей, отождествляя комиксы с вполне вещественным прототипом. Исследуя вопрос о том, что комикс — не просто плод чьей-то фантазии, а хроника, описывающая реальные события, Шьямалан рождает аналогию — комикс есть что-то сродни Библии мира супергероев. Существуют верующие, признающие реальность описанного на ее глянцевых страницах, атеисты, считающие похождения героев в плащах продуктом воображения, и фанатики, которые, по словам героини Сары Полсон (психиатр Элли Стейпл), собираются на тематических конвентах – места своеобразного паломничества гиков. Забавно, что именно на Comic Con Russia Шьямалан впервые явил отрывок из «Стекла».

 

Несмотря на то, что действующих лиц в картине трое, Элайджа Прайс и Дэвид Данн не имеют реального веса, кроме того, какое заложил изначально в рамках сюжета в них Шьямалан. Действующие лицо – Кевин Крамб в исполнении Джеймса Макэвоя. И дело не в том, что память о нем еще свежа со времен «Сплита», в отличие от его забытых зрителем оппонентов, а в самом Макэвое, который отыгрывает за троих, пока Брюс Уиллис держит лицо кирпичом, а Сэмюэль Л. Джексон большую часть фильма пребывает в состоянии будто бы анабиоза. Их актерская игра настолько скупа, что не вызывает хоть сколько-нибудь схожей в эмоциональном плане отдачи, даже при наличии героев (мама Элайджа, сын Данна), призванных катализировать данные чувства у зрителя. Макэвой же играет не только за себя и ключевых персонажей, мгновенно переключаясь между личностями так, что угадать их можно еще до того, как он скажет первое слово в реплике, но и «химичит» за двоих, компенсируя топорность каменнолицей Ани Тейлор-Джой.

 

Говорить что-либо об арках персонажей не имеет смысла, поскольку Шьямалан со скоростью гепарда пробегает по лицам и действиям. От ощущения полнейшего сумбура картину отделяет только заблаговременное знакомство с героями, какое все же разбивается о стену неизвестности, возведенную нехваткой хронометража вокруг антагониста. Шьямалан настолько рьяно хотел убедить героев и зрителя в теорию противоборствующей стороны, что немного забыл раскрыть ее саму. Смиритель с тем, что зло – это зло, а что там за трилистник – не вашего ума дело, в сущности.

 

Подобного рода сюжетных ход выгодно смотрелся бы в рамках разрастающейся истории, но режиссер поставил себя в неудобное положение заявлением, что «Стекло» — последний фильм трилогии. А посему лента пытается сделать вид, что важна лишь та мысль, пропагандой которой и является фильм, и дабы зритель получше это понял, на первый план под финал выносят драматизм, вооруженный красивыми речами, жертвенными порывами, и максимально нереалистичной финальной сценой, призванными зародить в умах мысль – конец становится началом, жертвенная смерть – толчком к становлению нового мира, герои живут среди нас – им нужно перестать скрываться и выйти на свет. Но не слишком ли многим Шьямалан пожертвовал во имя просветительских целей?

 

Валерия Стойкова специально для Musecube


2 комментария на ««Стеклянная вселенная Шьямалана»»

  1. Аватар пользователя Виктор
    Виктор

    Казалось бы, ничего нового не сказано. Но… Сверхзадача трилогии потрясает простотой и глубиной: каждый из нас живет в «рукотворной» клетке представлений о собственных возможностях тела, ума и духовных сил, доступных человеческому сознанию. Человек незрелый духовно может прорваться сквозь границы «случайно», через нежеланное страдание, распространяя боль и разрушение дальше — по эстафете. Но суть в том, что ЕСТЬ возможность убрать границы. Следовательно, есть и пути — осознанные пути преодоления. Но для этого нужны сильные мотивации. И, дабы не нести в мир мрак страдания и смерти, эти мотивации должны быть напоены Любовью! Путь был и есть открыт!..

  2. Аватар пользователя Кило
    Кило

    Тут явно намекают на продолжение трилогии. Не закрыта еще одна ветка: персонаж самого Найта Шьямалана. Он может быть персонажем доброй стороны выступающей против организации, старающейся скрыть супергероев. В 1 фильме он «продавал наркотики» на стадионе, хотя больше похоже, что он присматривался к Надзирателю. Во 2 фильме «образумился» и стал «работать охранником» в доме у известного психиатра, рассказывающей о возможных супергероях и сам по камере наблюдает за Ордой. А в 3 фильме уже четко намекает повтором фразы в развязке «у нас на каждом шагу установлены камеры», и при этом в начале фильма персонаж Найта покупал эти камеры и всячески о них расспрашивал в магазине у Данна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.