«Жена смотрителя зоопарка» – о людях, зверях и женщинах

Казалось бы, на тему евреев во Второй Мировой войне невозможно говорить на иной ноте, кроме как с чудовищной болью и отчаянием перед трагедией. Потому что то, что произошло – страшно. Фильмы, книги и спектакли на эту тему беспощадно и правдиво мрачны. «Жена смотрителя зоопарка» – полное опровержение стереотипов об этой теме. Конечно, нужно вспоминать жертв, но еще важнее помнить героев.

Начинается картина со светлых сцен семейной идиллии. Семья, владеющая зоопарком, цветущая Варшава, белокурая красавица на велосипеде – та самая жена, совершает утренний обход животных. Это практически райский рай. Но начнется война, которая  полностью изменит такую мирную жизнь. Начавшись с шаблона, фильм и закончится шаблоном – неоспоримым хэппи-эндом, вернувшимся мужем жены, светлой и радостной новой жизни после всех испытаний. Шаблон, но с поправкой на то, что это шаблон вовсе не этого жанра, оттого и смотрится фильм как будто новыми глазами, свежим взглядом молодого врача на старые раны. А вторая причина хэппи-энда – сама жизнь. Вернее то, что фильм основан на реальных событиях.

Книга Дианы Анкерман, которая стала основой фильма, посвящена реальным персонажам – Антонине и Яну Жаботинским, которые, рискуя собой,  укрыли в вольерах собственного зоопарка около 300 евреев варшавского гетто. Позже им был присвоен статус Праведников Мира.

Критики принялись обвинять новозеландскую режиссер Ники Каро в переносе акцентов на образ жены, апеллируя тем, что слишком мало внимания уделено ее героическому мужу. Правда критики забывают о том, что муж и война – два более органичных понятия, нежели чем жена и война. Это перенос акцентов, новый взгляд на уже знакомые истории. Возможно да, в героине Джессики Честейн реализовался немного феминистский образ, однако это может задеть лишь любителей выхлопов на гендерные темы. В остальном героиня Честейн показана храброй, но чувствительной женщиной, которой противна любая несправедливость.

Конечно, нельзя поставить такой, не побоюсь этого слова, нежный фильм, практически в пастельных тонах, в один ряд со «Списком Шиндлера» или «Пианистом», но только по причине того, что эта тема не показана привычно мрачной. Ники Каро предлагает смотреть на эту тему с неожиданного ракурса, жизнеутверждающе, где сердце разрывается только тогда, когда по Варшаве летит снежный пепел горящего гетто, в то время как спасенные иудеи читают и поют молитвы на Пейсах.

Авторы фильма не ставили своей задачей спекулировать человеческой жалостью. Их Праведники – абсолютные люди, со своими слабостями и даже ревностями. Чего стоит один только момент, когда  Ян Жабинский (Йохан Хелденберг) отчитывал Антонину за некорректное поведение с Лутцом Хеком (Даниэль Брюль). Это большая радость увидеть героев настоящими обычными людьми, а не идеальными идолами.

Конечно, сила воздействия этого фильма не настолько сильна, как у вышеупомянутых картин (рыдать здесь почти негде и катарсис совсем не ожидаем), но тоже есть, что вынести для себя. Идея о том, что история о настоящем подвиге должна быть запечатлена  в искусстве, и что герои смогли уцелеть благодаря тому, что помогали уцелеть другим – цельная, красивая и цепляющая.

Пресс-показ фильма состоялся 4-го апреля, выход в российский прокат – 13-го апреля 2017-го года.

Юлия Зу, специально для MuseCube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.