30-летие первого альбома группы “Мастер” или ностальгии — нет!

 

«30-летие первого альбома группы “Мастер” в клубе Аврора или ностальгии — нет!» «Мы закончили запись и отправились домой в Сан-Франциско. Потрясающее было ощущение. Помню, всю дорогу говорили с Клиффом о том, как круто, что мы наконец-то, выпустим свой первый альбом на виниле, сможем держать его в руках и смотреть на обложку. В какой-то момент он сказал: «Блин, интересно, каким будет второй альбом… а ТРЕТИЙ?» Кирк Хэммет о первом альбоме “Metallica”

Вряд ли первый альбом группы, а именно порядок песен на грампластинке, выпущенной в 1987-ом году на советской фирме «Мелодия», задумывался в концепции живого концерта. Но именно такой эффект в конце 80-х годов ощутили на себе все те, кто купил этот миллион с лишнем пластинок. Даже первые диски групп “Чёрный Кофе”, “Круиз” и “Ария”, впервые открывшие для целой страны новую грань целого искусства под называнием «метал», не производят такого впечатления. И дело не в том, что из каждого, как было принято говорить про те времена, «утюга» начал скрежетать невиданный доселе советскому обывателю зверюга «трэш». Идеально выстроенная программа от  забористой «Берегись» даёт лирическую слабину на «Ещё раз ночь», потом подбрасывает на «Воля и Разум», сумасшедшая скорость «Кто кого?» приводит в экстаз, а после «Мастер» эмоций уже просто нет…

Юбилейный концерт, само собой, предполагал массу сюрпризов и они не заставили себя ждать. В виде «открывашки» предполагался любой трэшевый боевик, но никак не эпичная «Храни меня»! Следующая непредсказуемость — это присутствие Михаила Серышева и Lexx’са,  Алексея Кравченко, на сцене одновременно. Главная интрига в том, что данный концерт изначально вызвал ностальгический интерес не потому, что первый альбом будет исполнен полностью. Именно участие Серышева, не просто вокалиста, а немыслимо разнообразного певца и замечательного оперного певца, в исполнении классики “Мастера” пропустить чертовски обидно. До сих пор неясно в чём большая потеря для отечественного «метала»: уход из данной музыки Серышева или главного композитора группы талантливейшего гитариста Андрея Большакова. Но с другой стороны, и вряд ли кто поспорит, ведь и у “Мастера” почти двадцать лет тоже один их лучших вокалистов в этом жанре.

Увиденное за 60 минут в зале клуба «Аврора», публика может смело назвать одним из самых захватывающих моментов за последние пару лет на русской «тяжёлой» сцене. Сказать,  будто Серышев с Лексом пели дуэтом ну никак нельзя. Один подпевал другому или они поделили партии по куплетам? Тоже не верно. Хотя на «Щит и меч» это было именно так, и получилось очень эффектно! Уверен, что многие не отказались бы от такой версии легендарной песни. Всё сложилось просто и изящно, почти как в театре: Лекс, как более фактурная фигура, — на краю сцены, Михаил — в глубине по центру. С голосами картина получилось посложней: если на «Руки прочь» все куплеты вчистую выдал Михаил, то «Кто кого?» под конец резали практически в унисон.

Многие ругают внедрение новейших технологий в сценическое действо на рок-концертах. Дескать, отвлекают зрителя от главного, живого. У “Мастера” тематические голограммы и фото-слайды на огромном экране «Авроры» смотрелись удивительно органично. Трудно сказать, насколько успешно проходят концерты с компьютерной голограммой Dio, но ощущение присутствия во время исполнения «Ещё раз ночь» клавишника Кирилла Покровского, умершего 3 года назад, было фантастически реальным. Всего-то простое сочетание фонограммы и качественной концертной записи на экране пробивало до слёз. А Михаил в который раз показал «металлическому» братству, почему ему со своим голосом тесновато на рок-сцене. Пусть другие описывают оттенки звучания его высокого тенора, а нам остаётся ходить на редкие концерты с его участием. Впрочем, посетить его сегодняшнее место работы — московский театр «Геликон-Опера», тоже заманчиво.

Другая уникальная грань группы “Мастер” — это пальцы Алика Грановского. Это не опечатка, именно так! Десятки статей написаны про индивидуальную манеру игры на бас-гитаре этого музыканта. Тем не менее, наблюдать как он играет так называемым приёмом «тремоло» двумя (!) пальцами на «спид-металических» песнях, к примеру — «Руки прочь», вначале просто любопытно. Любоваться ритмическими рисунками его рук в лютом «галопе» песни «Мастер» ещё больше увлекательно, особенно когда нутром чувствуешь тяжесть удара каждого пальца об струну. Именно живьём это хорошо, вернее, правильно слышно. И всё-таки, описывать игру Александра Михайловича, это сродни тому, как научными терминами бороться с колдовством. Есть магия музыки, доступная всем, и есть техника, как результат, прежде всего, огромного труда и таланта, доступная единицам.  Каждый парень, ещё вчера взявший первые аккорды, сегодня может сходить на любую мировую звезду, которые пачками едут в наши города. Зачем же тогда идти на какой-то, «пахнущий нафталином», “Мастер” ? И всегда можно сказать в случае, когда получается халтура: «Ну, это там, у них многолетняя школа, а что в вашем совке?» А в нашей стране скромно играет, а правильней сказать — исполняет, «трэш-метал» один из лучших «басов» в мире «метала».

Главного автора песен юбилейного альбома тоже затронули, но очень своеобразным способом. На сцене скромненько, в тени маститых ящеров, старательно играл молодой никому неизвестный парень, пока Лекс не упомянул: «Вообще-то альбом записан для двух гитаристов». Публика встретила эти слова овацией и непременным скандированием: «Андрей, Андрей!» Хотя ОН заявлен не был, но все верят в лучшие сюрпризы. На что Лекс философски изрёк: «Жизнь есть жизнь, всякое случается, болезни, простуды..» Можно сделать вывод, что Большаков не мог быть не приглашён, видимо что-то не срослось… Публике под мощные аплодисменты Лексом был представлен Дмитрий Островский, как поклонник уже легендарного Большакова. На самом деле Дмитрий технический специалист группы уже много лет и может при случае подменить чуть ли не любого музыканта. И он со своей ролью справился довольно неплохо.

Порядок песен конечно поменяли и в концовке само собой грянул незабвенный гимн отечественного металла. Так же как нельзя заездить «Smoke on the water», невозможно устать от риффов «Воля и разум». Тем более в самом «тру-варианте». А если отбросить иронию, то звук, свет, музыканты на сцене и конечно публика не оставляют сомнений в жизнеспособности тяжёлого стиля даже среди наших «стариков». Не всё получилось правильно, вернее сказать, традиционно. Но свежей крови не хватало…

Безошибочное решение разделить концерт на две части оправдало себя. Во второй части “Мастер” сыграл не менее десяти песен из своего рода «Best Of 1996-2010». Эмоции разделились и вот почему: совсем уж старшая публика (их было большинство) тихонько отвалила к барной стойке, чуть помоложе двинула к сцене и бодро подпевала песни уже своей молодости. Третья часть публики, та самая, которая устраивает экстремальные пляски, которой побаиваются (и совершенно зря) на классических трэшевых концертах, попросту отсутствовала. Как сказано у классиков: «Sad but true». Но динамики концерт не утратил. Леонид Фомин, между прочим, почти 20 лет играющий в группе, стал как-то сразу веселей и явно стал «валить», слегка импровизируя, в своё удовольствие. Алик, почувствовав больше места на сцене, даже стал подпрыгивать и, что совершенно невероятно, почти пару раз улыбнулся. «Мастер скорбных дел» принимался публикой не хуже классики, но вот плотность звука ушла. Может поэтому на песне «Лабиринт», где группа забирается уже на территорию чуть ли «прог-трэша», появился опять наш «молодой Большаков» Дмитрий Островский. И, чёрт побери, опять к месту!

В самой середине концерта душевная искренность зала была реализована в высшей степени и у многих, впервые пришедших на концерт современного “Мастера”,  вызвала приятное удивление. «Кресты» Грановского зал пел фактически без Лекса. Он мог бы оставаться в роли дирижёра. Особенно выразителен Лекс был на непростых песнях, вроде «Места хватит всем», где он специально меняет тембр голоса, где почти нет границ для его диапазона. Вероятно под «хард-коровый замес» в духе «Тату» Лекс выглядит не так убедительно как амбициозная «молодёжка» российской сцены, но так бешено «Рубите мачты» может на сегодняшний день «срубить» только он. Пусть молодёжь пока поскачет…

Спустя 30 лет “Мастер” остаётся живой группой. За эти годы у Александра Михайловича Грановского слегка поменялся свет волос, но не изменился стиль музыки. “Мастер” сохранил своё лицо и может собрать полный клуб преданных поклонников, но не стадион обывателей. “Мастер” до сих пор играет на самом профессиональном уровне в этой стране и тем не менее в недостаточной мере интересен молодому поколению. Но именно “Мастер” не стал ностальгической группой для переростков «металистов» 80-ых и до сих пор от него ждут непредсказуемых альбомов.

В гроб «ностальгии» под конец вогнали два самых мощных гвоздя. Лекс перед этим вежливо поинтересовался у публики: «Может лирики? (видимо надеясь на «Пепел на ветру», которая так и не была исполнена) Или метала?» Потолок клуба, видавший очень многое, дрогнул: «МЕТАЛА!» На что Лекс, слегка обидевшись бросил за спину: «Миш, давай…» Серышев вылетел на сцену и понеслось! «Не хотим» и «Палачи» в одной обойме положили весь зал. И звук вернулся, и Серышев будто не уходил никогда. Банальная концовка в виде очередной хоровой «Воля и разум» не сильно подпортила настоящий праздник, повторения которого очень хочется. Неужели придётся ждать очередного юбилея?

Алексей Романенко, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Кирилла Суровцева смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.