Азат Диваев. Про двуголосье, антиутопию, чай и обратную связь

азатдиваев

У Азата Диваева под кожу вшито задание: поднимать упавший парус сознания. В режиме самоизоляции мы узнали у музыканта подробные методы.

 

— У тебя недавно закончился тур, который плавно «перетек» в самоизоляцию. Концерты отменены. Как ты «спасаешься»: чем является для тебя это время на самоизоляции?

— Сейчас я сижу дома, записываю и свожу новый альбом. Он будет называться «Космос живет во мне». Есть несколько рефренов, по которым буду делать звук во всем альбоме. И готово несколько песен. Черновой вокал записываю на диктофончик айфона — кстати, выходит очень приличный звук. Когда появится возможность перепишу голос на качественном микрофоне. Еще вот решил попробовать себя в нейрографике — искал варианты иллюстрации альбома, но втянулся и теперь рисую просто ради удовольствия. Не знаю во что это выльется — скорее всего, я заинтересуюсь еще чем-нибудь и 10 раз успею все поменять.

А по поводу тура с «Тленоградом»: мы успели вместе проехать 9 городов — для «затравки» это очень даже хорошо. Я в какой-то мере даже успел устать от путешествий. Концертов сейчас нет — это и хорошо и плохо. Плохо — потому что были планы, договоренности с городами и организаторами. Хорошо — потому что мне все же немного приедаются одни и те же программы песен. Да, энергообмен со зрителями, новые впечатления, люди, города… это все тоже здорово. Но я автор до мозга костей и мне надо постоянно что-то новое.

 

— Ты устраиваешь «Чайные Квартирники». Расскажи немного о формате мероприятия. И как родилась у тебя идея их провожить?

— О рождении «Чайных квартирников» есть такая легенда. Года 4 назад у меня случился квартирник в Краснодаре, он проходил в чайном клубе «ЧА ДАО». Это был мой первый приезд в Краснодар, событие было ответственное, а я — нервный и взвинченный. Пространство оказалось небольшим, народу пришло много. И вот мне вздумалось, что в этом чайном клубе наверняка существует чудо-напиток, который «расслабит» и «взбодрит» меня одновременно. Чайный мастер, услышав мой вопрос о таком напитке, незамедлительно ответил: «Тебе надо выпить кудин». Так я влюбился в чай, который не могут пить 99% людей — он горький и не вкусный. Вернулся в Питер — нашел единомышленников и придумал «Чайные квартирники». Но кудин так никому и не понравился.

«Чайные квартирники» (ЧК) родились у меня дома в Купчино в 2016. Через полтора года очень удачно переехали в чайный клуб на Невском проспекте, а еще через год — в Мастерскую Художника на Петроградку, где находятся там и по сей день. Прозанимавшись ими 3,5 года я вдруг осознал, что ЧК занимают неоправданно огромную часть моей жизни. И я из музыканта начал незаметно превращаться в организатора. ЧК — мероприятие ежемесячное. То есть каждый месяц нужно писать анонсы, созывать музыкантов в чат, отвечать на входящие заявки (их нереально много). Плюс фотоотчеты и иногда видео — материал сортируется, шлифуется и выкладывается. Чуть позже появились фотограф и видеограф, стало проще. И самое важное — ведение аудиозаписи квартирника (а так же сведение). И реклама-реклама-реклама. Сначала была только группа ВК, потом появился «Чайный Инстаграм». Все дошло до того, что я стал сертифицированным специалистом по таргетированной рекламе — действительно, прошел через огонь, воду и медные трубы, что бы народ начал ходить на квартирники.

В общем, в какой-то момент я понял, что все это не мое, что меня занесло куда-то не туда. Сейчас «Чайными Квартирниками» занимается Паша Страутниекс, а я появляюсь лишь иногда. Мне нравится создавать, а не заниматься административной работой.

Первое время было особенно трудно, прежде всего эмоционально — вот ты зовешь 5 музыкантов на квартирник и… приходит 5 музыкантов и 1 твой друг в качестве зрителя. Но время шло, люди узнавали про ЧК. Приходили и… оставались.

Наверно, кто-то скажет, что все эти усилия стоило бы вложить в свое творчество и свои концерты. Собрать группу, потратить деньги на рекламу своей музыки, а не на раскрутку «Чайных квартирников». Но я ни о чём не жалею — наверно Вселенной нужно было, что бы ЧК появились на свет. Теперь в Питере есть место силы, куда приходят необычные люди. Все зрители — зрители с большой буквы. И их много, очень много, что меня несказанно радует. Ведь воспринимать сложную музыку и сложные тексты — это интенсивная духовная работа, которая инициирует в человеке вибрации высокого плана. Такие люди не будут громить ларьки, им чужда девиантность, ими сложнее манипулировать… Они больше подвержены саморазвитию. Мне кажется, это и есть наша основная задача на планете — развивать себя и мир вокруг нас. По крайней мере, для меня этот вопрос уже давно закрыт.

 

— И в продолжение «Чайных квартирников». Опять же сейчас концерты отменены – думал ли ты переводить квартирники в новый формат?

— Летом ЧК традиционно уходят на каникулы, как и многие другие творческие объединения в Питере. Возможно будет Чайный Природник в мае. Информацию о нём можно подглядеть в группе ВК.

 

— Давай еще немного поговорим про твое становление в роли музыканта. Именно для тех, кто еще не знаком с твоим творчеством. Как все начиналось?

— Мне кажется, я всегда им был. Музыку начал сочинять относительно поздно — в классе 5-6. Моя первая музыкальная программа для синтеза звука — ReBirth. Познакомился с ней через соседа по лестничной клетке — папа чинил ему компьютер. После нескольких лет электронного звука в моей жизни появился ШКАП — Школа-Клуб авторской песни в Уфе. Я начал играть на гитаре, петь и сочинять песни. В ноты вообще не попадал. Были и Грушинский, и Ильменский, и многие другие фестивали… Это было счастливое и беззаботное время, но бардовская песня так и осталась для меня загадкой, хотя с тех пор я стал внимательнее относиться к тексту, к музыке и вообще, обращать внимание на нюансы. Примерно в то же время у меня начались уроки вокала, которые продолжаются до сих пор. Затем я поступил в Уфимское училище искусств — учился на отделении теории музыки. Поступил я туда без начальной музыкальной подготовки, что в общем-то нонсенс — на таком отделении обычно учится очень трудно и берут туда людей, которые уже знакомы с музыкой и многое умеют. Считается, что там выживают только самые «мозговитые» — видимо, я оказался именно таким, потому что был одним из лучших студентов на курсе. «Гармония» был моим любимым предметом, в то время как большинство студентов его боялись и не понимали. Он изучает сопряжения звуков в ладу, тяготения, принципы комбинации звуков. Больше похоже на музыкальную математику, но предмет для сочинителя крайне нужный и важный. «Гармония», «Сольфеджио», «Муз.анализ», «Инструментовка» и многое другое — это очень хорошие инструменты в чемодане волшебника, но не более. Классическим композитором я так и не стал. И не стану. Прежде всего потому что меня постоянно тянет к экспериментам, а классика подразумевает постоянство. Хотя у меня с тех пор появились инструментальные композиции, и я иногда их играю на концертах. Ну и плюс я иногда пишу отдельно музыку, а не только песни.

В 2015 переехал в Питер, создал свой маленький мир, в котором комфортно мне и, надеюсь, всем кто в него вовлечён.

 

— С какой песни из какого альбома советуешь начинать знакомство с твоим творчеством. Почему?

— Слушайте альбом «Тленоград» от 1 до 12 трека. Если не зайдет, то можно с 12 до 1. Если не зайдет и в этом случае, то добро пожаловать на мои концерты и квартирники — прямая передача энергии не заменит ни одну запись, даже студийную.

 

Давай теперь про каждый альбом. У каждого своя атмосфера и мне даже показалось, чем дальше — тем звучание стало темнее что ли… это так? Потому что «Тленоград» кажется таким… антиутопичным.

— Во-первых, со временем я начал обращать внимание на качество звука. Оказалось, что написать текст, музыку, спеть, аранжировать, сыграть — недостаточно. Дальше идет сведение и мастеринг материала. Сведением альбома «Хроники Акаши» (2017 год), я занимался сам, учился по урокам на Ютубе, не до конца понимая многих вещей. Поэтому там все звучит корявенько, сыро, спето не идеально, зато такое lo-fi, в котором тоже есть своя ценность. Но с тех пор много чему научился. Например, «Коло гаю» и «Липушка вековая» — это песни, записанные и сведенные тоже мной на моем ПК. Мне кажется, их уровень на голову выше любой песни из «Хроник». Надеюсь, альбом про Космос получится еще лучше.

Во-вторых, когда записываешь альбом, желательно иметь рефрен. То есть пример работы, по которому ты будешь делать аналогичный звук с технической точки зрения. «Ворота рая» (2019) — студийный альбом, но мы писали его в разных городах и не было понимания, каким должен быть звук.

И «Тленоград» (2020) — на этот альбом мы потратили больше времени и нервов, чем я потратил на первые два. Поиском звука занимались 3 человека — я, Женя Чекуров (человек-оркестр, бас-гитара и гитара альбома) и Саша Орлянский (звукорежиссер). Одному делать альбомы трудно, втроем — в чем то проще, в чем то труднее. Все процессы связанные с «Тленоградом» шли ровно 1 год — в январе 2019 мы начали писать барабаны, а 1 января 2020 опубликовали пластинку. В студии я бывал по 1-2 раза в неделю. Ноябрь и декабрь — каждый день.

Про «Антиутопичное» — да, наверно, но ребята тут ни при чем — на мой взгляд тут решают тексты песен.

 

— Ты устраивал голосование — Какая песня из этого альбома слушателям понравилась больше. И победила композиция «Алиса». Ты был удивлен такому выбору? Может ты делал ставки при записи альбома, что «зайдет» больше другая песня?

— В мою группу ВКонтакте постоянно вступает кто-то новый. Такие голосования — один из возможных способов обратить внимание новых людей на альбом и дать повод ознакомиться с его содержимым. Результатом не удивлен.

 

— На своем сайте ты выкладывал отзывы слушателей про альбом. Был ли какой-то отзыв, который вот прям тебя задел? Плохой-хороший?

— Нет, но в Оренбурге во время концерта я встретил барышню, которая знала практически все тексты песен из альбома. Такая обратная связь бьет в сердце сильнее любого отзыва.

 

— Сейчас у тебя новый проект с Романом Козыревым? Вы пели мантры. Расскажи про это

— Спасибо за повод поговорить об этом проекте. Он далеко не новый — с Ромой мы поем уже примерно год.

У меня всегда была мечта петь с кем-нибудь на два голоса. Даже по большому счету не важно что — двухголосные инвенции, классику, народные или мои песни, мантры и т.д. Я всегда искал музыканта-универсала, которому нравилось бы все и сразу, так же, как мне. И вот разочаровавшись в поисках, решил самостоятельно «взрастить» рядом с собой такого человека. Процесс небыстрый, но мы справляемся.

Двуголосье — это совершенно иной жанр, который кардинально отличается от всего, чем я когда-либо занимался. Я пел в хоре, во многих хорах, но тут совершенно другое. Чисто попадать в свою партию — это тренировка слуха, вокальная координация. В двуголосье важно не только петь, но и думать, дышать одинаково. Фактически, мы должны стать одним организмом, который воспроизводит мелодию «кластером». И у нас это получается все лучше и лучше — подобное можно шлифовать до без(с)конечности. У нас совпадают вкусы, нам нравится русская народная традиция и индуизм. Плюс Роме нравятся мои песни. Когда мелодика позволяет, я разбиваю песню на два голоса и мы поем ее вместе.

 

 

 

Беседовала Анна Пивовар. Специально для Musecube

Фотография из личного архива артиста 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.