Beth Hart vs Taj Mahal. Такой разный блюз

31 июля в московском Крокус-Сити Холле состоялся Summertime Blues Fest. У феста не было, собственно, объединяющей идеи. Но сам факт проведения такого фестиваля позволил показать москвичам две стороны, две грани современного блюза. И хоть Beth Hart и Taj Mahal отыграли лишь по одному отделению, по объему музыкального материала фактически это было два полноценных концерта.

Дорогие билеты, задержка начала и, как результат, позднее окончание с риском не успеть в метро на пересадку стоили того. Как ни крути, концерт стал эпохальным, знаковым.

Beth Hart с бэндом – образец современного блюза, а, вернее, той его составляющей, которая стилистически, жанрово ближе то к року, то к соулу. Но замес на блюзовых гармониях, на правильной эстетике не могли оставить равнодушным никого. Я далеко не фанат такой музыки, но выступили она просто восхитительно.

Для Бет московский концерт стал первым пока посещением России. Накануне выступления, только лишь прилетев в Москву, она сразу отметилась на Красной площади, оперативно выложив у себя на ФБ ролик с поздравлениями с днем рождения Buddy Guy.

Первая вещь концерта лишь под клавиши при собственном сопровождении. Бет начала с мелодичной «Hiding Under Water». И вот он сразу фирменный стиль, узнаваемый голос и, конечно, вибрато, от которого быстро устаёшь, но одновременно понимаешь, что без него никак, что не будет вибрато – не будет Бет Харт, исчезнет присущая ей изюминка.

Присоединился гитарист Jon Nichols, и вот они уже вдвоем. Бет поёт, и появляются нетерпеливые нервические подергивания ножкой, похлопывания себя по упругому бедру, и снова вибрато. Сама певица заводится быстрее, чем партер чопорного Крокуса со строгими секьюрити у краев сцены. Ей уже тесно.

Звучит раскачивающийся, несмотря на ровный сдержанный ритм с «блатной» мелодией, «Chocolate Jesus» с такими любимыми Бет опеваниями и доводками.

Бет снимает пиджак – в ответ визг и стон зала. Она садится на край сцены. Зрители с мобильными телефонами и мыльницами подскакивают – снимок на память. Секьюрити пытаются навести порядок. Все карты смешивает мужчина, подскочивший к Бет с харпом. Он играет в протянутый Бет микрофон квадрат или и того меньше – не помню – но в кассу, в тональность. Охранник в растерянности, но прогнать его – вызвать недовольство мало того, что зала, звезды. Публика в восторге. Можно с ироничной усмешкой сказать: «поклонник словил свои 5 минут славы», а можно – «молодец!» Хоть кто-то раскачал зал, создав иллюзию рок-концерта. Ведь Бет тесно в цивильном месте, ей нужен надрыв и драйв.

Позже будут энергичная «Well, Well», и «Caught Out In The Rain» с традиционно «дрожащим» вступлением, надрывная «Sinners Prayer» и, конечно, хит «Bang Bang Boom Boom», по которому, наверное, большинство собравшихся как раз и знает Бет Харт, а ещё «хроматический» «Better Man» и много прочего.

Им долго аплодировали, пытаясь задержать на сцене, но музыканты ушли, а Бет вернулась. Вернулась одна и просто под клавиши исполнила на бис «My California» – страна души, страна детства, откуда она родом.

Короткий перерыв с обменом мнениями в тусовке и в предвкушении легенды жанра, патриарха, величины, которых ныне осталось единицы.

Taj Mahal приехал в Москву в составе Taj Mahal Trio. Последнее время для него это привычный стандартный формат. Но, в принципе, иногда казалось, что и этого много: Тадж – артист сам по себе, он самодостаточен: песни, звуки, байки и присказки – обязательные составляющие выступления. Блюз на банджо, игра на national steell guitar…. Сколько у него было инструментов? Четыре? Пять? Он так забавно выбирал, за какой из них взяться, что невольно вспоминалась фраза из известного мультфильма: «Я два вечерних платья надевала, ещё два осталось».

Тадж не молод. Голос его периодически не справляется с запросами хозяина, но став легендой при жизни и пользуя свой звучный запоминающийся псевдоним уже шестой десяток лет, Махал может позволить себе почти всё, и он таки оторвался, стремясь представить поклонникам все грани своего творчества. Тадж – известный любитель экспериментов. Он гулял по стилям, шутил, немного невпопад вспоминая то и дело velikogo russkogo poeta pushkina («tell me by pushkin»), исполнял кантри-блюзы и совсем уж этнический Zanzibar с последнего альбома Maestro (2008). А после в качестве неожиданной альтернативы вдруг попытался наиграть «московские вечера».

Впрочем, прозвучали и более привычные московскому уху вещи вроде Strong Man Holler. Махал изобретателен в способах выражения своих идей, но, одновременно, «ленив» – всё же его конёк ровный ритм, где даже триоли становятся тягучими и в хорошем смысле отчаянно занудными. Но вот уже и провалы в вокале почти пропали. Если наверху они ещё были слышны, то внизу тембр становился брутальным, переходя в утробный рык, а голос мощным, жирным и сочным.

В заключение Тадж призвал публику не сидеть на местах, и народ ломанулся к сцене. Во время выступления Махала на сцене стояли клавиши. Тадж даже посидел чуток за ними. Но, что скрывать, все ожидали выхода Бет Харт и совместного джема в финале. Не случилось. Исполнив напоследок пару шаффлов Махал просто встал и ушёл. Ушёл, оставив шлейфом, несмотря на длиннющий по продолжительности сет, некое недораспробованное послевкусие.

Наверное, гораздо круче бы и Харт, и Махал (по разным причинам) прозвучали в более камерной обстановке, но по понятным причинам это вряд ли возможно. А всё равно кайфовый концерт получился! И как же здорово, что наступили времена, когда концерты с участием мировых звёзд (а что Бет Харт, что Тадж Махал безусловно к таковым относятся) возможны практически с доставкой на дом. Концертное агентство «Razzle Wolf» подарило московским любителям блюза настоящий праздник. Спасибо, друзья!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева здесь и здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.