Черная душевная страсть Софи Окран в Союзе Композиторов

Союз композиторов — по-своему удивительное место. В последний раз я там был на концерте любимой группы аж год назад. А тут, посмотрев афишу данного заведения, был удивлен, что теперь там выступают не только тематические артисты, коих великое множество, но и совершенно из другой оперы, например, группа «Крематорий». Видимо, происходит некая неизвестно с чем связанная диверсификация. Ну, да ладно, мы сегодня не об этом, извините за, так сказать, интровое лирическое отступление.

Итак, 30 июня, летний московский вечерок, нежарко и не холодно, saturday night и все такое. На входе в клуб каждого гостя любезно встречает очаровательная девушка с кудрявыми волосами. В клубе, как всегда, все столики в большинстве своем заняты парочками, реже компаниями и родителями с детьми. В первом ряду одиноко сидит девушка-брюнетка в черном, а ля гот, с мрачным выражением лица и потягивает бокал шампанского.

За музыкантским столиком сидят и что-то бурно обсуждают музыканты: до выхода еще есть время.

На сцене классический набор из paul reed Smith с отдельными педалями, fender jazz bass, старинной, но проверенной в боях yamaha xs5, перкуссии в виде шейкеров и бубнов. Барабаны также укомплектованы. Незадолго до начала действа местные приветливые бойцы звукового фронта расставляли микрофоны в зал для записи концерта и «для воздуха», что я и взял себе на заметочку.

Все началось с фанковых грувов с арт-роковыми клавишами. «Добрый вечер! Спасибо, что пришли», — поприветствовала всех виновница сегодняшнего торжества Софи Бэнджамин Окран. В России, в Москве, в частности, певица известна и чаще ассоциируется с трудами в культовой группе «Квартал» покойного ныне Артура Пилявина, где она на пару с Татьяной Литвиненко распевала «На последнем этаже» и «Парамарибо». Но уже прошло достаточно времени с тех пор как Софи пустилась в сольное плавание. Последние четыре года Окран дает концерты и записывается на студиях. Вся программа, вопреки моему ожиданию услышать русскоязычные песни, состояла из англоязычных композиций. Несмотря на это, был отличный концерт для меня, наверное, второй по значимости после The Cure и перед Faith No More, что я посетил за последнее время.

Второй темой стал блюзово-балладный номер в духе 1960-1970 х годов, очень труевый. Порадовало, что большинство музыкантов уже зрелые взрослые люди, за исключением басиста, в юности которого, впрочем, можно было усомниться только если рассмотреть вблизи, и бэк-вокалистки лет двадцати пяти, что радостно подыгрывала на шейкере и бубне. Ее бэк-вокал хорошо сочетается с голосом Софи. Очень приятная получилась soul баллада. Проигрыши гитариста местами напоминали Сhris Rea. Было видно, что барабанщик сессионный, что позже подтвердится, однако, он отменно читал ноты с листа. На коде был красивый уход и тут же сразу, нон-стопом переход в следующий номер.

Клавишные вступили, началась длинная баллада, где уже доминировали клавиши. Дождевые кисточки ударника отнесли меня к Билли Холидей. Следующая композиция напомнила старый джазовый стандарт. После пришло время увеселения: заводной трек со звуком гитары а ля The Ventures и бэки с перкуссией. Добавили драйву, словом.

Марафонную палочку подхватил блюзо-фанковый номер в стиле James Brown. Клавиши с семплированными гармониками в бриджах и духовых создали неповторимый оригинальный звук. Это вторая композиция, где Софи показала свои верха. «Out of side, out of side, out of side» в рефренах размягчили сердца. В очередной композиции клавиши и бас предварили замечательную боссу. Тут явно басист чувствовал себя королем. А перкуссия бэк-вокалистов давала тот самый так требовавшийся «кач». В конце гитарное соло раскрасило эту очередную балладу, а клавиши её красиво ее завершили. Аплодисменты из зала.

Следующей темой стало диско. Вступление клавиш в звуках хонки-тонка вкрадчиво взбодрили всех. Пожалуй, самая динамичная песня во всем концерте, только не хватало, как и во всех композициях, живых дудок. Но это понятно, ведь накладно и дорого, но… музыка то не терпит бедноты! Впрочем, для этого номера вполне неплохо все прозвучало. Аплодисменты еще громче.

Наконец, самая зацикленная тема. Известный трех-аккордовый путь, басовый риддим из трех нот и поверх него разная вариативная вокализация — известный прием. Мотив один в один с Never Enough The Cure, но другая мелодическая линия вокала. Да, и, конечно, запил сологитары в середине и конце с эффектами вау- вау, фузом и так далее. В общем, всё, как надо. Статус данной песни можно охарактеризовать «как самая запильная песня концерта».

«Мы ненадолго вас оставим и через некоторое время вернемся, а вы поразмягчите свои ножки, щечки, вернемся и будем танцевать», — завершила первое отделение Софи.

В перерыве зал разговорился, и было почему. Со сцены объявили о возможности приобрести дебютный СD Софи Окран «Море Любви». Пару человек купили сразу. Впечатление от первого отделения остались очень приятные, несмотря на то, что в «Союзе композиторов» со звуком всегда было не очень. Из реализуемых пожеланий: можно было бы чуть-чуть вывести вперед бэк-вокалистов. А так все очень даже хорошо.

После традиционного пятнадцатиминутного перерыва второе отделение открыла гитара с клавишами начала 80х- конца 70х прифанкованного грува с припевом «do it, do it». Опять же семплерные пачки дудок в исполнении yamaha xs5, почти живые с воздухом, с тембром и тут…. резко смена тональности и ритма, но грув сохранился и в коде поливалово цветной пентатоникой гитары и клавишных, уносящих к латинским праотцам. И вновь вернулись в исходную «do it, do it». Клавишник начал извлекать приглушенные, но грозные звуки из обоих каналов и качающий на слабую долю между бочкой и рабочим барабаном ход, предваряющий развитие следующих частей композиции. В принципе, современный блюз, чем-то напоминающий Shirley Bassey. Низкое контральто, соло клавишника, мясо. Во время исполнения данного опуса к гитаристу подошла девушка с дочкой и всячески его поддерживали, что оказалось очень приятно, последний, естественно, был коммуникабелен и рад.

Началась душевная баллада в стиле преподобной уже в веках Whitney Houston, но не в чистом виде, а со своим Окрановским колоритом. И, конечно, очень красивое контрапунктное соло на низах, где вступает бэк-вокалистка и клавишные заполнения. Очень волшебная тема, очень soul.

Тут пришел RNB или RNR, это уж кому как удобно. Номер был игрой — разговором двух бубнов. Такой расслабленный рок-н-ролл с соло гитары, барабанов в отдельности и гаммообразной кодой.

В продолжение стилистики RNB был отличный следующий номер: собрат или даже близнец unchain my heart от Ray Charles. Очень уж сильно похоже, мотив один в один, гармония форма AABA. Но все равно красиво, своя мелодическая линия. Отдельный респект бэк-вокалистам: красиво все по голосам разложили, очень качающе. Чувство, что дух самого дедушки Рэя снизошел в зал. Это не в коем случае не плагиат, а примерно то же самое, что делал Майк Науменко с песнями Лу Рида, но ведь мы это воспринимали как его, как родное — «белая ночь, белое стеклооооо», и его нельзя было в этом упрекнуть, так как делал аутентично. Тут же совершенно похожая история. Тем более, Софи со своей природной черной харизмой и даром — Сам Бог велел.

Бэк-вокалистка ушла со сцены. Прозвучал, очевидно, какой-то старенький джазовый стандарт — блюзоподобная баллада. Под медленный темп было где развернуться всем участникам. «I need a little sugar in my bowl»

Под негромкий перелив клавиш начался замечательный очередной номер. Как часто бывает в таких формах песенных потом вступают и все остальные. Баллада. Бэк-вокалистка отлично поддержала Софи. Под конец клавиши и бас в стиле Пасториуса.

Софи объявила: «Disco!», и действительно оно и было. Уж очень сильно напомнило один из любимых хитов детства моего Get Down On It от Kool And The Gang. Такой же грув, гармония, тот же рисунок. Но это опять же не режет слух и не вызывает осуждения, а напротив, радость. Под эту песню Софи представила поименно всех музыкантов.

После этого начался хонки-тонк и расслабленное кантри.

В целом концерт был очень душевным, соульным, возникло ощущение, что ты, ну, как минимум, в клубе 222 или Minton на какой-нибудь там 238 авеню.

Софи Окран — удивительное явление и ей определённо не хватает международного менеджмента, но, видимо, всемирная известность ей и не нужна? Скромность- лучшее украшение такой гениальной певицы. Быть резидентом Союза композиторов, иметь 1-2 концерта в месяц — это очень даже неплохо. Если есть пантера в фэшн идустрии, то в музыке соул в России черная пантера — Софи Окран. Пантера красивая, талантливая и одновременно скромная, а это, поверьте, дорогого стоит.

Текст: Арсений Мальков
Фото: Михаил Панков (сделаны на концерте в арт-кафе «Дуровъ»), Арсений Мальков.


Один комментарий на ««Черная душевная страсть Софи Окран в Союзе Композиторов»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.