Дед Пётр, Незнайка и «Совершенно новые Звуки Му»

Тот, кто любит рок-музыку и слушает её достаточно давно, стопроцентно знает, что на заре рок-движения в СССР, в подпольях двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда) организовались два мощных музыкальных центра, благодаря которым страна услышала и увидела те группы, которые сегодня мы относим к «классике русского рока». В нынешнем Петербурге существовал Ленинградский рок-клуб, где свои первые шаги делали «Кино» и «Алиса», а в Москве была Московская рок-лаборатория. И если Ленинградский рок-клуб, собственно, и сформировал явление, получившее впоследствии название «русский рок», то Московская рок-лаборатория всегда благоволила музыкальному авангарду. Тому, что сейчас назвали бы экспериментальным роком. Василий Шумов и его группа «Центр», Олег Нестеров и «Мегаполис» — яркие представители «лаборатории». Однако самым странным, неординарным и одновременно чертовски притягательным был, несомненно, Пётр Мамонов со своей командой «Звуки Му». Музыкальная эклектика, помноженная на шизофреническое поведение Мамонова на сцене не оставляла равнодушным ни одного музыкального критика. Об этой личности можно говорить бесконечно: он и музыкант, и актёр, и глубоко верущий мудрый человек, пришедший к Богу после полного падения.

Сейчас Пётр Мамонов ведёт, прямо скажем, отшельническую жизнь в деревне, периодически снимается в кино, появляется в эфирах православных телеканалов и достаточно редко играет спектакли и концерты. Но в этом году Пётр Николаевич решил порадовать поклонников своей музыки. Распустив «Звуки Му», он собрал их заново, переименовал в «Совершенно новые Звуки Му» и 17 июня дал большой концерт в столичном клубе Yotaspace. When I’m Sixty-Five – именно так была озаглавлена программа концерта, приуроченного к 65-летию основателя «Звуков».

Несмотря на солидный возраст, Пётр Мамонов держится на сцене ровно так же, как и 30 лет назад: эта уникальная пластичность, мимика и полная самоотдача. Честно говоря, описывать концерты Мамонова – трудная задача из разряда «надо видеть своими глазами»: сумасшедший сюр из музыки и текста, дополненный светом и действием. Без преувеличения, так может только Мамонов.

В этот раз на суд зрителей был представлен концерт-спектакль «Приключения Незнайки». Да, того самого Незнайки Николая Носова, знакомого всем со школьных времён. Кто хоть немного сталкивался с творчеством Петра Николаевича, знает, что его песни только называются так. На самом деле – это, по большей части, текст, читаемый во время исполнения некоей музыки. «Приключения Незнайки» продолжают эту давнюю традицию. Незнайка в переложении Мамонова превратился в невероятный перфоманс, от которого нельзя отвести глаз. Эмбиент с элементами рока, джаза, нойза и откровенной шизофрении на протяжении часа служил завораживающим фоном для голоса Петра Мамонова, читавшего Незнайку. Это был театр одного актёра. Мамонов сыграл роли всех действующих лиц, подбирая соответствующие интонации, эмоции и движения. Он то и дело гримасничал, изображая удивление, гнев, печаль или радость. Он кричал и танцевал. Валился на колени и вытягивался на стуле. Замирал и вновь продолжал представление.

По окончании «Незнайки» на сцене воцарилась мгла и, взяв единственную горевшую лампочку, Пётр Николаевич зачитал стихи. Само собой, зал рукоплескал. К слову, Yotaspace был основательно заполнен, что поистине удивительно, учитывая полное отсутствие промо-кампаний концерта и прочих мероприятий, проводимых в условиях современного шоу-бизнеса. Получилось нечто вроде «концерта для своих», только «своих» оказалось очень много.

Стихи сменились новыми песнями. Так, например, для одной из них, на сцену вытащили боксёрскую грушу, а сам Пётр Николаевич надел перчатки, шлем и, нанося удары, читал песню.

Нельзя не отметить новый состав «Звуков Му». Мамонов нашёл очень хороших музыкантов, сумевших претворить все задумки автора в жизнь. Например, Вячеслав Лосев, отвечающий за клавиши и трубу, под стать самому Петру Николаевичу, на сцене выглядит таким же сумасшедшим. Само собой, в хорошем смысле этого слова. Видно, что вся команда получает удовольствие от того, что делает, и поэтому зритель вовлекается в происходящее мгновенно и со всеми потрохами.

Сыграв несколько песен в акустике, для последнего номера Пётр Николаевич позвал обратно музыкантов, ранее удалившихся за кулисы, взял гусли и сыграл заключительную песню-представление. Он то нежно прижимал гусли к груди, то неистово бил микрофон по струнам, а в финале вовсе опрокинул стойку с микрофоном и под восторженные аплодисменты ушёл со сцены. Трижды его и музыкантов вызывали на бис. Он трижды выходил и кланялся, приговаривая: «Спасибо, мои родные», отчего весь зал расплывался в улыбке.

Пётр Мамонов – потрясающий актёр и аутентичный музыкант. Это юродивый от рока, делающий то, что другим даже не придёт в голову. Он превратил своё тело, музыку и сцену в податливый пластилин, из которого сумел вылепить причудливых зверей искусства и поставил их себе на службу. Ни одно видео не способно передать атмосферу выступлений «Звуков Му», отчасти поэтому, наверное, Мамонов собирает полные залы. И, что не менее важно, видно, как Пётр Николаевич любит сцену, любит то, что он делает и любит людей, которые приходят к нему. Эта любовь взаимна.

Екатерина Жгутова, специально для Musecube
Фото для репортажа Наталья Габбасова сольный концерт к 65-летию / 14.04.2016.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.