Евгений Маргулис выступил с «сомнительной программой»

Евгений Маргулис выступил в Мумий Тролль баре с «сомнительной программой»
Евгений Маргулис

Состоялся Евгений Маргулис или нет как музыкант, — вопрос риторический. Конечно, да. Его любят, его ценят, на концертах неизменный аншлаг. При этом он — не подражатель, а фактически создатель собственного если и не стиля, то, по крайней мере, творческого формата с неповторимым звучанием, вкусом и запахом, культивирование которого с разной степенью активности продолжается несколько десятков лет.

 

И вот некоторое время назад отсутствие необходимости «держаться корней» сделало своё дело. Появилось больше возможностей для занятия собственным творчеством. С дрейфующего полёта Маргулис неожиданно перешёл на конкретный форсаж. Как будто не было многолетней расслабленности. Резкий взлёт произошёл мгновенно, и почти сразу подвернулось ТВ. Непринципиально, кто кого утянул в воронку «голубого экрана». Важнее, как эта новая жизненная веха повлияла на занятие музыкой. Понятно, что стало объективно меньше времени, да и глаза теперь смотрят с чуть более усталым прищуром. Но главное – не пропал драйв, не пропало кажущееся таким лёгким отношение к самому себе и к жизни.

 

На концерт в московском Мумий Тролль баре 30 марта Евгений Маргулис пришел с новым инструментом. «Вот, только что подарили, — хвастается музыкант, — буду опробовать. Это акустический бас. Программа будет достаточно сомнительная. Эта площадка — место для нас новое, поэтому играть полноценную электрику рискованно. А вот акустика – всегда хорошо идёт».

Евгений Маргулис выступил в Мумий Тролль баре с «сомнительной программой»
Михаил Клягин, Евгений Маргулис, Александр Дитковский

Помимо самого Маргулиса на сцене также Михаил Клягин – гитара, Илья Липатов – ударные, Александр Дитковский – труба и Борис Плотников – губная гармоника. Плей-лист в свободном доступе. Кто хотел, тот ознакомился. Но Маргулис сразу ломает карты. «Давайте сыграем англоязычное», — говорит он мимо микрофона музыкантам. Из зала слышно плохо, о чём идёт речь, между тем звучит «Don’t Deny My Name». Старенький джазово-блюзовый стандарт 30-х годов прошлого века немного жеманный, по-домашнему бархатный и устроенный как раз по-маргулисовски.

 

«Мне нравится, когда в таких местах присутствует запах алкоголя, табака, распаренных девчонок. Это три обязательные составляющие таких мест». Мечтательный взгляд в зал, музыканты перемигиваются. Песня «Курить» из альбома 2013 года под лаконичным названием «Маргулис» как раз про это. Мелодия композиции предполагает обилие хроматизмов и допускает контролируемые модуляции. Евгений Шулимович возводит их в статус абсолюта.

 

Маргулис выступает не только для зала, но и «для себя». А ведь это и есть тот самый вселенский кайфец, когда совпадает, когда сливается, когда не нужно для достижения цели переламывать и перемалывать. В плей-листе соседствуют «Я дам тебе знать» (больше известная под названием «Солдаты»), и философско-ностальгическая «Дороги разошлись» из репертуара группы Воскресенье. В зале много молодёжи, почти подростков. Для кого эта песня звучит здесь и сейчас? Нужна ли она? Хоть кто-то из присутствующих в зале чувствует её так же, как Евгений Маргулис? Но её слушают, впитывают настроение, вероятно, переживая как-то по-своему. Вот так пересекаются реальности – бывшая, нынешняя, несостоявшаяся … Из этой же серии «Посмотри, как я живу» — московский блюз Алексея Романова. Мелодия намеренно мимо нот. Собственно, теперь их практически не существует. Да, собственно, и фиг с ними. Чай, не в опере! Михаил Клягин, насколько это возможно, подстраивается под безбожно фальшивящего вокалиста. Борис Плотников вооружается варганом. Так играется блюз. Так проживается блюз.

Евгений Маргулис выступил в Мумий Тролль баре с «сомнительной программой»
Илья Липатов, Евгений Маргулис

«Саура Катана Сакэ» — по признанию самого Маргулиса, — «это купаж», некий микс, собранный по-чутковскому, из всего, что было. А в итоге получилась странная и одновременно смешная песенка, которую поют все, даже большегубый фотограф, кривя рот так, чтобы не задеть затвор фотокамеры. Мягкость «Сакуры …» сменяет боевой полуакустической «Соль мажор». Вязкая напористость, наложенная на агрессивный буги рифф, заставляет пританцовывать. «Где вы, мои девы» значится в плей-листе как «Валька», которая в свою очередь соседствует с «Танькой», она же «Таня — дура». Песня, написанная Романом Луговых, известным больше под именем Ромарио, прочно прилепилась к Евгению Маргулису. Что ж, видать, есть в ней нечто. На пустом месте всё подряд «маргулисовским» не назовут.

 

«Земляничные поляны» и «Я рядом с тобой» — это уже совсем другой Маргулис с мягкой гитарой и пронзительным соло на губной гармонике.

Когда укрыта трава листвой,
Опавшей листвой,
Когда осень принесёт покой,
Ты помни, я рядом с тобой.

Вот такой он, «женский блок», на удивление разный: от едкого сарказма на грани с великомужским шовинизмом, до снисходительности и нежности.

 

Другая сторона медали – вещи наподобие «Когда ты уйдёшь» Собственно, в них весь Маргулис – насыщенный, неразбавленный, без примесей, с озорным, чуть снисходительным взглядом и скупым неразнообразным басом. Фактически это вещь на одной струне. А зачем, когда и так всё понятно? Плавающие слегка гортанные хвосты фраз приводят к неизбежному: музыканты вступают и, наконец, приобретают фирменный концертный сок. Чуть раньше ещё прозвучала «40 лет». Она примерно про то же, но помягче и без пущей радикальности.

Евгений Маргулис выступил в Мумий Тролль баре с «сомнительной программой»
Михаил Клягин, Илья Липатов, Евгений Маргулис

В финале традиционно звучат «Шанхай-блюз» и «Мой друг лучше всех играет блюз». Заигранные до дыр, запетые до хрипоты эти две песенки-старушки неизменно вызывают восторг, и даже самые что ни на есть скептики хватаются за смартфоны, не будучи способными справиться с желанием запечатлеть фрагмент концерта на видео.

 

На этом практически всё. Сомнительная программа закончилась несомненными хитами. На сладкое – «прощательная» песня «Город». «Мы не будем разыгрывать из себя больших артистов», — устало поясняет Маргулис. Они не покидают сцену и не возвращаются под аплодисменты, переходящие в овации. Музыканты просто завершают концерт уютно и совсем по-домашнему.

Ты извини, город,
Что не остался.
Я был не трезв, город,
И растерялся.

Благослови меня, город,
На путь-дорогу.
Люблю тебя, немой город,
Таких, как ты, немного.

Евгений Маргулис выступил в Мумий Тролль баре с «сомнительной программой»
Евгений Маргулис

Публика расходится, обсуждая в кулуарах сомнительность программы. И что-то как-то вся критика заканчивается на том, что мало, что не всё любимое было исполнено. А вы говорите: «Купаться!» Вот такой он, Евгений Маргулис – состоявшийся музыкант, создавший собственный творческий формат с неповторимым звучанием, вкусом и запахом.

 

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Фотографии автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.