Extreme at Stadium Live

Part 1 Они называют это блюз
Когда я шел на концерт Extreme, я уже знал, что будет разогрев в виде блюз-роковой группы Crossroadz. Стоп! Подождите! Блюз-роковой? Простите, но в том, что я слышал, блюза не было. Это была какая-то пародия на блюз. Но начну по порядку. Сергей Воронов и его музыканты вышли на сцену ровно в половину девятого, что-то пробубнив, они начали играть. Скажу честно, сначала мне даже стало интересно, но это продолжалось ровно до того момента, как я понял: все их тексты предсказуемы.

У русских музыкантов, которые пишут песни на английском, есть особенность: если вы не слышали их песни раньше, то очень легко догадаться, о чем они будут петь, слова приходят в голову раньше, чем успевают вылетать из уст музыкантов. Это еще ничего страшного. Но когда Сергей Воронов играл, он делал это c таким пафосом, которым он просто светился, мол, смотрите на меня, я крутой гитарист, играл со многими известными музыкантами. А блюз – это не музыка хвастовства. Даже если знать всю музыкальную теорию, то это еще не значит умееть играть блюз. Блюз – очень искренняя музыка: это переживания, страдания, боль, которые музыкант испытывал сам и о которых он поет. Это в первую очередь грусть. Написать грустную песню — очень легко, но это не будет блюзом. Эту музыку важно не только играть, но и чувствовать, как будто жизнь предоставляет второй шанс, возвращает в тот самый момент. Но ты понимаешь, что ничего нельзя изменить, ты снова все это чувствуешь, страдаешь, но продолжаешь играть, не опуская руки и держа при этом в напряжении весь зал, который переживает вместе с тобой. В той музыке, что играют Crossroadz, блюза нет. Это обычная музыка, которую забудут, когда она закончится. И слушают ее те, кто совершенно не разбирается в музыке.

Но позволю себе небольшое лирическое отступление: пока музыканты играли свою муть, я решил не терять зря времени и осмотреться. И могу сказать, что зал мне понравился, там было просторно и свежо, кондиционеры работали на славу. Чувствовал я себя там комфортно. В самом конце зала, наверху, находится балкон с VIP-местами, на котором расположены столики. А ярусом ниже был второй балкон, так называемый, SUPER VIP (честно признаюсь, не имею представления, как там все обустроено, могу лишь предположить, что там находятся сидячие места, но врать я вам не хочу, поэтому просто предполагаю). Еще стоит заметить, что этот второй балкон расположен не только в конце зала, но и простирается по его бокам, и многие во время концерта доходили до самого его края и смотрели на все происходящее. Но вернемся от географии к действию. На сцене все еще продолжался псевдо-блюзовый пафос. Но вот, наконец, Сергей Воронов сказал, что сейчас прозвучит последняя песня, а следующая фраза меня очень насмешила: «Мы же блюзовая группа, поэтому напоследок мы сыграем настоящий блюз». И мне даже вновь стало интересно. Песня началась, и я подумал, что это какая-то их старая вещичка, но как только Сергей запел, я понял, что слышу одну из своих любимых песен – «The Thrill is gone». Эта песня стала известной в исполнении великого Би Би Кинга. Сама песня была написана в начале 50-х, а если быть точным, то в 1951, а Кинг записал ее на своей пластинке «Completely Well», вышедшей в 1969 году. Эта песня была как будто написана для него. Би Би Кинг сделал из нее шедевр. И исполнять ее после Короля блюза очень сложно. Но то, что сделали Crossroadz, ни чем кроме ужаса назвать нельзя. Они просто напросто испоганили великое наследие. Пока они ее «убивали», внутри меня кипел котел, содержимое которого мне очень хотелось выплеснуть на группу.

И в заключение первой части своего повествования я хочу подвести небольшой итог. Разогрев длился 40 минут. И для меня, моих ушей и чувств, это было подобно пытке. И, слава Богу, она закончилась. Мой вердикт группе будет таков: если я буду лежать мертвый, и рядом заиграет эта команда, я не поленюсь воскреснуть и выключить ее.

Part 2 In the middle
Как только разогревающая группа удалилась, на сцену сразу же выбежали всякие техники, чтобы подготовить ее к выходу Extreme. И пару слов о сцене. Первое, на что я обратил внимание, это место для барабанной установки. Оно возвышалось над основной сценой, а по бокам были ступени, которые, соединялись позади барабанов, образовывали небольшую лестницу. И пока техники второпях выполняли свою работу, из колонок заиграла музыка, точно помню, что играли Led Zeppelin и AC\DC. Но как только заиграла песня Queen – «Don’t stop me now», многие люди, стоявшие вокруг меня, да и чего скрывать, я сам, запели ее. И такие моменты очень многого стоят. Скажу еще, что это был один из самых приятных по атмосфере концертов, на котором мне удалось побывать. Этот небольшой перерыв продолжался около получаса. И ровно в 21.45 началось…

Part 3 Миру нужны Герои? Они уже здесь!
В зале погас свет, и сквозь радостные крики я услышал интро к песне «Decadence Dance», с которой группа всегда начинает свои концерты. И что я вижу? Четыре тени, поднимающиеся по ступенькам вверх. Вспышка света! И…скажу вам, я боялся, что сейчас передо мной появится группа прошлого, которая навеки осталась в начале 90-х, что ее время прошло, и до нас доехали лишь призраки, починающие на лаврах прошлого, которые просто не умеют красиво уйти. Таких примеров я могу привести много, самые известные: горячо любимые в нашей стране Deep Purple, Nazareth, Slade, Yes. Список можно продолжить, но я не вижу в этом смысла, я всего лишь хочу сказать, притом, что все вышеперечисленные — это действующие и активно гастролирующие коллективы, собирающие определенные залы по всему миру, но уже представляющие блеклую пародию на самих себя. И я очень боялся, что в этот список после концерта можно будет вписать и Extreme. Но мои страхи развеялись сразу. Музыканты излучали столько энергии, которой бы хватило, чтобы осветить огромный город, зал как будто накрыло огромной энергетической волной.

И что еще можно сказать, я даже не знаю. Я могу рассказать про какие-то отдельные моменты, запомнившиеся больше всего, могу пересказать весь концерт каким-нибудь сухим и стандартным языком, но я не смогу передать словами всю ту энергетику, которая обрушилась на зал с первых аккордов, как можно описать словами то, чего даже невозможно увидеть, а можно только почувствовать. Это я к тому, что такую бешеную энергию словами не опишешь, можно только попытаться, а что из этого выйдет, судить вам. Я был на многих концертах, но лишь малая их часть запомнилась мне такой самоотдачей музыкантов, они играют здесь и сейчас, и ничего другого нет, есть только здесь и сейчас! Как в последний раз.

Стоит еще отметить, что московский концерт был лишь пятым концертом группы в этом году и пятым за последние три года. Да-да, такой вот любопытный факт. Перед тем, как выступить в Москве, группа побывала в Японии, где отыграла мини-тур под названием «Pornograffitti Live», играя свой самый известный альбом от начала и до конца. И судя по тому, как они там разогрелись, в столицу они пожаловали в отличной форме. Вокалист Гэри Чероне бегал по сцене, забирался на колонки, а чего стоит его прыжок на возвышение с барабанной стойкой? С голом у него, на мой взгляд, все было в порядке. А на лице гитариста Нуно Беттанкура сияла улыбка, ярче которой, пожалуй, лишь солнце. Это была радостная от удивления улыбка, невероятно добрая и искренняя. Он, да и все музыканты группы, не ожидали такого приема в России. Кстати, он больше всех и общался с залом. Бас-гитарист Пэт Бэджер, не могу сказать, что мне он чем-то таким запомнился, он хорошо отыграл и продемонстрировал хорошие вокальные данные. Добавлю, что в группе Extreme поет не только Гэри, но и Нуно, а Пэт является бэк-вокалистом. И вот настала очередь ударника, его имя Кевин Фигьюридо. Он играл так, что мне казалось, ударная установка слишком мала для него и вот-вот развалится, с такой силой он играл на ней. Кстати, он самый молодой участник группы, он присоединился к ней в 2007 году, когда Extreme вернулись после долгого перерыва.

Но вернемся к хронологии концерта. После того, как была сыграна песня «Decadence Dance», группа сразу же заиграла «Li’l Jack Horny», эти две песни были записаны на альбоме «Pornograffitti», который вышел в 1990 году. Он и по сей день считается вершиной творчества группы. А мы с этим альбомом ровесники, да и многие, кто пришли на концерт родились в год, когда этот альбом появился на прилавках магазинов. Можно провести даже линию, которая бы связала целое поколение молодых людей с музыкой Extreme. Мы родились и тогда даже не знали, что родились в один год с альбомом «Pornograffitti», да и про группу Extreme мы ничего не знали, но каждый пришел к ней сам и в свое время. И это делает группу для нас, не побоюсь этого слова, родной. Она для нас стала хорошим другом, с которым у нас много общего, который был рядом, когда мы переживали радости взлетов и боль от падений, но не складывали на этом руки, и мы шли дальше вместе. Боже, да мы росли вместе! Именно это и объединяет меня и того парня, что стоял со мной рядом, и у меня было ощущение, что он был в какой-то нирване от счастья, что он попал на концерт любимой группы. Это объединяет всех нас. Целое поколение, которое выросло вместе с Extreme.

В этот вечер группа сыграла песни со всех своих альбомов, а их у группы пять. Для меня было огромным сюрпризом, когда Нуно сел за синтезатор, который на сцену принесли техники и заиграл песню «When I First Kissed You». Эта джазовая песенка так прекрасна, я ее обожаю. Эта песня для влюбленных, которые идут по вечернему городу в свете неоновых огней и улыбаются друг другу, радуясь, что они вместе.

И вот настал момент исполнить свой самый главный хит. Песня «More Than Words» заняла первое место в американском хит-параде. И многие пришли, чтобы послушать именно ее. И музыканты ее заиграли, зал запел хором, это так удивило музыкантов, что Гэри прекратил петь, а Нуно играть, но это не остановило зал, который продолжал ее исполнять. И Гэри с Нуно могли бы и не продолжать, им было достаточно просто дирижировать. Это очень поразило музыкантов, думаю, что такого они не ожидали. Следующими песнями, что сыграла группа, были «Take Us Alive», с последнего на сегодняшний день альбома «Saudades de Rock», вышедшего в 2008 году и «Get the Funk Out», драйвовая композиция с много раз уже упомянутого альбома «Pornograffitti». Первую — музыканты завершили неожиданной вставкой из песни Элвиса «That’s All Right Mama», а вторая была подобна безжалостному урагану, который снес нам наши головы.

А затем группа удалилась. Но не прошло и пяти минут, как они вернулись, чтобы сыграть еще три песни: «Am I Ever Gonna Change», «Hole Hearted» и «Warheads». И потом концерт закончился. Я уверен, что у кого-то он оставил двоякое впечатление, кто-то может даже и разочаровался, но я вам так скажу: Extreme живее всех живых. И они готовы доказать это всем, кто в этом усомнился.

Текст: Иван Никитин
Фото: Алексей Коробов

Полный фотоотчёт здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.