Фестиваль «Купальскае Кола»: день летнего солнцестояния

«Наш Буйницкий в лучшем виде
в танце всех заводит.
Лучший он танцор — весь Питер
ходуном с ним ходит.»

 

«Калі пусціцца скакаці, –
Ажна сэрца скача;
Лепшых танцаў і ўвесь Піцер
Бадай што не бачыў.»

 

Янка Купала, из стихотворения «Игнату Буйницкому»

 

Жаркий полдень прогнал прохладу из леса, но ещё не раскалил скошенные луга. Дорога вела между старых изб, амбаров, древней церкви, плетней, за которыми виднелись мельницы. В голубые небеса унеслись утренние жаворонки и ласточки. С холма до самого горизонта, будто рукой ландшафтного дизайнера, были раскиданы живописные перелески, а тихие голоса в такой уютной обстановке уже шептали в ухо: лето, отпуск, отдыхай…

 

«Купальскае Колаа!!!» — будто рёв незабитого зверя порвал всю умиротворённость в клочья. На сцене стоял человек, судя по внешности, из позапрошлого века, как минимум. Но на поясе у него висела гитара, и загудели тяжёлым гулом порталы на сцене, а публика ответила рыком голодных псов. Начался первый день фестиваля…

 

Фестиваль ««Купальскае Кола»» существует с 2007-го года в совершенно разных локациях. В этот раз точкой проведения стало уникальное место — «Музей народной архитектуры и быта», своего рода заповедник деревянного зодчества под открытым небом.

 

В современном мире гаджетов и музыкальной электроники воссоздана оригинальная белорусская деревенька, и, чтобы увидеть все постройки, посетителям надо пройти не один километр. На большой территории представлена традиционная усадьба со строениями всех типов: хаты, амбары, церкви, кузня и, само собой, корчма. В деревне постоянно звучали народные напевы, исполняемые как приглашёнными музыкантами, так и простыми посетителями. Среди одетых в национальные одежды людей невозможно было угадать, кто будет в следующие полчаса зрителем, а кто выйдет на сцену. Потрясающая атмосфера, созданная обычаями и обрядами белорусского народа, напоминала путешествие во времени. Грех не отметить, что местный вкуснейший хмельной сбитень этому изрядно способствовал.

 

На фестивале работали две сцены, разделённые организаторами сугубо стилистически. Первая — фолковая «Традыцыя» и вторая — альтернативная «Крывiя», названная по имени восточнославянского племени кривичей, очевидных предков современных белорусов. Между ними пролегал неблизкий путь среди живописной местности, где и должен был очередной турист поймать настоящий белорусский дух. Это очень помогало выбить ритмику металлизированного фолка и настроиться на спокойный лад аутентичной народной музыки.

 

Никогда бы не представил, что лучшим вариантом, для того, чтобы влиться в фестиваль, где переплелись музыкальные жанры и народные традиции Беларуси, окажется латышская группа. «Varang Nord» очень сурово подошли к делу: вылили чан грубоватого и чуть злобного музыкального варева на изголодавшуюся аудиторию. И та небольшая часть, можно сказать, ещё утренней публики, устроили самый хороший объединяющий хаер-мах. Обнявшись в линию человек по десять, как по команде, почти в такт, принялись подметать пыльную траву длиннющими волосами. Да и у всех зрителей загорелись глаза, ведь долгожданный праздник наступил.

 

Нравятся музыканты, которые отдают себя, так, будто они играют в последний раз, будто перед ними не пятьдесят человек скачут в самом веcёлом circle pit-е, а пятьдесят тысяч на предстоящем этим летом Wacken Open Air 2019, где «Varang Nord» будут представлять Латвию. Главное событие на этот момент в истории группы и немаловажное для страны в целом. Максим Попов воистину музыкант без усталости, из которого хлещет мощнейшая энергия, но он отдаёт её не задаром, заставляя зрителей постоянно двигаться. У группы простенькие песни, слегка похожие, но приправленные отличной партией аккордеона в лице, уверен в этом, второго по значимости для коллектива музыканта Алёны.

 

Веселая а-ля балтийская хумппа с пиво-водочным уклоном даже чересчур разогрела публику. Силы-то надо беречь! Но «Varang Nord» не унимался. Очень своеобразно уживаются мелодии в их песнях — от откровенных русских гармошек в духе «Эй, народ, давай гуляй, эй, да в глотки заливай», до жёстких мотивов на архаичном латгальском языке, который представляет собой самостоятельный язык восточной части Латвии. Настоящая «открывашка» фестиваля на альтернативной сцене «Крывiя» удалась!

 

Очередность выступления участников фестиваля, как мне думается, на начальном и среднем этапе данного фестиваля зависела от эмоциональной составляющей. В этом организаторы очень угадали. «Natural Spirit» публика уже специально ждала, пришла и приготовилась. Такой ветер со сцены дали… Другой уровень, уровень группы, прошедшей разные трудности, но в круге своеобразной стилистики pagan-folk-black… и пёс его знает, какого стиля, сохранившей своё, настоящее нутро. Или лицо.

 

Лицо «Natural Spirit», а главное — голос, настолько яркий, что в течение концерта многие испытывали дискомфорт, когда Олег Кириенко по закону жанра рычал, играя в избитую ещё в прошлом веке игру «чудовище и красавица». На поле уже была как бы другая публика. Настрой сменился, люди, пришедшие на эту группу, не сильно, но отличались. Глубокомысленней и серьёзней, зато гораздо сдержанней стала новая аудитория фестиваля. Красота и гармония, воплощённая голосом Катерины Прищепа, улетала по белорусским лесам, солнце поднималось всё выше, становилось жарко…

 

Приятно, когда группу принимают, как старых друзей. Именно такое отношение к «Natural Spirit» было во всём. Знакомые песни группы вызывали эмоции, достойные стадиона, а музыкантам даже не надо было заигрывать с публикой для голосовой поддержки. Можно было и слаженно подпеть, благо, мелодичный материал, большей частью исполненный на русском языке, подходил для этого идеально.

 

Катерина Прищепа, как актриса в образе «Белой Колдуньи» в театре мрака и света, свою роль исполнила безукоризненно. А вот звук подвёл группу. В связи с болезнью басиста концерт шёл под «отличную» басовую партию, которая ломала вокал и «колдунье», и, тем более, «колдуну». Но это небольшая мелочь, поскольку музыку «Natural Spirit» любят и ценят на всём так называемом пост-советском пространстве в любом виде.

 

Просили «Колыбельную», вызывали на бис. Так принято, что на бис на фестивалях не выходят по причине возможной задержки начала выступления другой группы. Но «спиритов» звали уж больно долго! И дело тут прежде всего в их музыке, ведь даже знаменитый альбом «Сита Роса» можно подзабыть, а такое выступление не забудется никогда.

 

Знакомство с национальной традиционной музыкой добрых соседей славян подвергло в шок. И шок, как обычно бывает, был отнюдь не лёгким. На традиционной сцене взорам очень внимательной публики предстали: волк дичайший (волынка), кабан, зажаренный живьём (бубны), козел, который вчера вышел из приёмной Сатаны (вокал, духовые), существо неопределённое, гниёт на болотах (ударные, духовые), прародитель рода человеческого, верховный жрец (вокал, ударные и прочее), заклинательница всех этих злыдней (вокал, духовые, просто светлая энергия). Подумалось будто это такой национально-фольклорный театр. Загадочный коллектив «PRAGNAVIT» более двадцати лет творит крайне мистическую монументальную оду, схватывающую национальные инструменты, звуки природы и вполне стандартный dark-ambient. Но каково чертовски глубокое погружение каждого, кто ступил в сферу их музыки! Такой тишины, настороженного внимания, столько заворожённых лиц можно увидеть только в крайне экстремальных ситуациях.

 

Спасибо отдельное звукачам. Горловое пение, удары посоха, флейта и чистый вокал белоснежной девушки, дробь бубнов, перелив волынки (настоящее название — «літоўская дуда») и стук костей. Именно, костей, уверен, что настоящих, поскольку у этих ребят бутафория точно не в чести. В действительности живой звуковой поток «PRAGNAVIT» не представляет из себя ничего устрашающего. Только спокойствие и чистая красота. Пугает одно: в реальности эти музыканты раскопали культуру очень древнюю. Она настолько древняя и так глубоко закопана, что в наш век не всем хочется туда заглянуть, однако волшебники «PRAGNAVIT» безо всяких фокусов переместили пару сотен человек в другой мир. Все вернулись, пострадавших и претензий нет.

 

Десять лет назад я задал вопрос Вячеславу Сальцевичу, барабанщику «Gods Tower»:
— Какой самый яркий момент был после воссоединения группы?
— После концерта в Гомеле к нам подошёл наш фанат. Трезвый и серьёзный, в возрасте уже. Сказал, что он пришёл на концерт с огромной фигой в кармане. Скептик такой. Он думал: дескать прошло столько лет, что вы можете без Саши Уракова? После концерта он пожал нам руки и сказал: «Вы меня обломали и удивили. Спасибо, чуваки!» Это до сих пор самый большой для меня комплимент.

 

Свой законный трон богов метала Беларуси «Gods Tower» никому не отдаст. Могут появиться местные бастарды, возможно, прилетит новая популярная метал-звезда из ближайшего зарубежья, неровен час, даже флот викингов из Скандинавии причалит к «берегам Беларуси». Всё равно, как сидели «Товары», так и будут сидеть. Своё право на престол в очередной раз предстояло доказывать.

 

На фолковой сцене ещё потчевала децибелами довольно задорная и эклетичная группа GO-A, но ручейки публики уже потекли к главной площадке в этот вечер. Смеркалось, казалось, будто местные жители окрестных городов и сел собираются на главное вече этого года. Зловещие и тяжёлые риффы накрыли поле. Это «Gods Tower» исполняли новую песню. Если кто и забыл, то изначально эту группу воспринимали исключительно как последователей doom metal, о чём они в очередной раз и напомнили. Семиминутная «Untill The Winter Came» — довольно сложная композиция, где музыканты сделали шаг в сторону, без всяких компромиссов отбросив традиции pagan metal, но, возможно, перейдя на клише stoner рока. Однако пламя горит в душе у «Gods Tower», а огню нужна пища! «Fire, Fire, Come With Me!»

 

Новая бомба, новый хит — подходящие, но неправильные термины для нового шедевра, поскольку люди, очень далёкие от любой тяжеловесной музыки, в это время стали притоптывать, их глаза загорелись, тела поймали ритм. Это песня движения, силы, и не важно в какой форме она преподносится, возможно, именно она порвёт цикл стагнации, в которой не первый год пребывает группа. «Liar» — ещё одно новое творение, но уж больно высокую вокальную планку задрал для самого себя Лесли Найф. Тяжеловато ему её перепрыгнуть было в этот вечер. Любые помарки не в счёт, ведь самое интересно происходило перед сценой.

 

Очень радикальное поведение аудитории, отличное от предыдущих выступлений, вначале трудно было объяснить. Ну, не было совместных обнимашек, радостного гиканья и скачек по кругу. «Gods Tower» собрали самую большую часть публики за этот день, и, если «Twilight_Sun» — это что-то личное, то под вполне современную зарубную «Civilization» только кучка фэнов перед сценой проявляли активность. «Gods Tower» на родине любят, как преданную жену. Вроде, не наскучила, новые блюда по вкусу, а старые в любом виде проглотим.

 

Игра на инструментах, движение по сцене (кому по статусу это возможно) и звук музыкантов, очень разных и талантливых по-своему, вызывал особый интерес. Самое пристальное внимание в этой группе, так уж повелось, к гитаре — Виталию Абрамовичу. Смотрится уверенно, но скромно, играет правильно, пока без особых амбиций, если доживёт с «Товарами» до нового альбома, приуроченного к началу 3-го тысячелетия, всё будет хорошо.

 

Самые эмоциональные песни «Gods Tower» доводят до кульминации любую аудиторию. Танцы кошмарного мракобесия или обрядовые пляски. Именно так можно описать то, что в едином порыве сотни людей вытворяют под «Rising Arrows» и «Blood». Любовь зрителей трудно оценить по громкости оваций. После тягучей «Evil», в атмосфере тёмного леса, попав в первобытное состояние, начинаешь понимать, за что любят, почему так критикуют, и зачем всегда приходят слушать их песни. Самое объективное сочетание народной музыки и современной контр-культуры, хотя нафталином уже попахивает. Такого не понять, не услышать в Питерских залах с идеальной акустикой, не почувствовать на кулуарных площадках.

 

Концерт «Gods Tower» окрасился в настоящее пламя. День летнего солнцестояния, или, как его называли славяне, Купала — время мистическое. Это максимально длинный день и самая короткая ночь. В этот день наши предки выходили петь и танцевать.

 

Ещё тряслись деревья от рёва порталов со сцены, а метровые языки костра уже лизали ночное небо, десятки людей закружились в хороводе вокруг полыхающего костра. Подходил к концу первый день фестиваля…

 

Алексей Романенко специально для Musecube

 

Фотографии Дмитрия Сочивко можно увидеть здесь:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.