Гарик Сукачёв: натюрморт между нот и между строк

Рок-н-ролл, ностальгический зверёк,
Видит их, наступивших на свой след,
И я пою между нот и между строк,
И я, и жизнь плюс поиск в зоне Z.
И.И.Сукачёв

Как обычно, слабо освещённая, а оттого кажущаяся мрачной и неухоженной Петроградская сторона Санкт-Петербурга. Узкая полоска суши, зажатая между Малой Невкой и Карповкой. Иногда кажется, что о существовании этих мест даже петербуржцы не знают. Между тем, именно здесь находится Ленинградский дворец молодёжи (ЛДМ), в котором последние пару лет обосновался ГлавClub Питер – детище Игоря Тонких, одного из рок-промоутеров 80-90-х прошлого века и старинного приятеля едва ли не всех отечественных и не только рокеров. И именно этой комбинации фамилии и событий питерцы обязаны неожиданным мероприятием, а именно – празднованием 30-летия московской рок-лаборатории, причём празднованием уникальным концертом – возрождением Игорем Ивановичем Сукачёвым легендарной Бригады С.

Гарик Сукачёв
Ехать на юбилей московской рок-лаборатории из Москвы в Питер – особая сладость и отдельное извращение. Но что делать, если не оказалось другого шанса услышать Бригаду С спустя 22 года после её распада. И выдастся ли такой случай в будущем – большой вопрос. А при возможности совместить решение деловых проблем и получение удовольствия – почему бы и не смотаться?

21 ноября. Разбитый асфальт, рваная рабица, броневик с ОМОНом у Чкаловской и ЛДМ, подсвеченный также слабо, как и вся Петроградская сторона, чётко воспроизводили ощущение «назад в прошлое» лет на 20 вспять, когда месили грязными разбитыми гадами обочины дорожек в парке у Горбушки, пивом запасались ещё у метро, очередь на вход в ДК растягивалась на сотни метров, а автобусы с ментами прятались в кустах, находясь в состоянии низкого старта, готовые рвануть в любой момент.

Ощущение разрухи, полумрак вестибюля, шикарный зимний сад и таинство зала со сценой, заполненной инструментами. Клавиши и аккордеон, цимбалы и ударные, духовые и перкуссии, два баса и десяток гитар, а также много-много полотенец. Сегодня пойдёт в ход всё. Сегодня здесь будет жарко, сегодня здесь будут петь «между нот и между строк».

В четверть девятого в зале неожиданно повеяло колбасным духом. Скорее всего, это была, OMG, варёная докторская… . Приближался бродячий оркестр пролетарского джаза. И вот уже звучат позывные Всесоюзного радио — «широка страна моя родная». Под закадровый голос позднего Леонида Ильича об «идейно-политическом кризисе» и «обществе, лишённом будущего», на сцену выходят один за другим вперемешку музыканты разных групп и разных формаций: Алексей Панкратов (тромбон), Ярослав Волковыский (труба), Лана Шеманкова (клавиши, аккордеон), Дмитрий Сланский (ударные), Владимир Тирон (цимбалы, саксофон, аккордеон), Алла Майорова (бэк-вокал), Анжелика Маркова (бэк-вокал), Рачик Оруджев (бэк-вокал), а также Сергей Воронов (гитара), Дмитрий Варшавчик (гитара), Евгений Коротков (труба) и Сергей Галанин (бас-гитара), из них трое последних – непосредственные участники протеста под названием Бригада С, который сегодня предстояло возродить.

Ударные и гитара, нагнетающая мощь предстоящего действа, – вступление того, что не звучало уже много лет. Концерт открывает композиция «Я обожаю Jazz». Сукачёв появляется на сцене с матюгальником в руках, одетый точно так же, как на обложке одноимённой пластинки «Я обожаю Jazz» в сером удлинённом френче с алой лентой на груди, серого цвета брюках с двойными красными лампасами, сером картузе плюс в агрессивных солнцезащитных очках.

Сергей Галанин
Шарж на Сталина, шарж на Ленина, гротеск на жизнь, натюрморт действительности. Той действительности, которая покинула нас почти четверть века назад.

Звучание вполне себе аутентично, и лично я, конечно, в полном восторге. Это то, как, по мнению ныне активных участников, выглядела бы Бригада С, будь она сейчас активной сценической единицей.

Гаснет свет. Гарик уходит в глубину сцены. Становится понятным и объяснимым немного нескладный широкий покрой френча и серых брюк, которые легким движением рук сползают вниз. Гарик остаётся в черной рубашке и чёрных обтягивающих кожаных штанах. Это уже Сукачёв – рокер, Сукачёв – бродяга. Стоит отметить, что сейчас Сукачев более «грозный» в образе, чем 25 лет назад. Разболтанность сохранилась, но стала более резкая, даже агрессивная. Прежними остались движения, пассы и коленца, то есть всё то, что составляло стилистику и визуализацию образа группы Бригада С образца конца 80-х годов.

«Чем пахнут твои деньги» — исключительный раритет программы. До московского концерта в октябре 2015 года «Чем пахнут твои деньги» не исполнялась более 20 лет. Вот уж, что было совсем неожиданно услышать! Песне – драме, как казалось, не совсем место в концерте – реинкарнации Бригады С, но Сукачёв пошёл гораздо дальше в дебри своего собственного наследия, чем можно было ожидать. Были неизменные танцы вокруг микрофона, как центра всего происходящего. Гарик обнимает его, он вешается на нем, бросает и роняет, кидает, как будто уходя в астрал. Вспомнились старые видео из московского «Секстона»… «Я не хочу, чтобы к штыку приравняли перо», — писал Маяковский. Гарик приравнял к штыку микрофон. Микрофон – оружие, но микрофон – также и орудие.

«Человек в шляпе» после перерыва появился в репертуаре Сукачева в 2000-м на концерте «От Бригады С до Неприкасаемых». Сейчас он периодически исполняется, но не слишком часто. Это ещё одна вещь с переодеваниями. Шляпы не было. Зато были ретро-плащ и кепка. Кстати, как раз где-то здесь происходит деление на двух Гариков: Сукачев — рокер в джинсах-коже и Сукачев в мятом костюме a la парень с рабочей окраины. И хоть образ и стилистика абсолютно разные, идеологически они, несмотря ни на что, пересекаются. А вот сформировавшийся уже в середине 90-х образ рубахи-парня с гармонью (не путать с «Песнью о любви и гармони»), явно взявший корни из того самого парня с рабочей окраины, — совсем иная ветка.

Ещё одна большая редкость – «Эксгибиционист». Впрочем, редкость куда более ожидаемая, но от этого не менее желанная. Сукачёв неистовствует, а публика – такое ощущение, что не до конца поняла, что происходит, а между тем то, что творится на сцене – фантастическая попытка заглянуть в собственное прошлое. Ремень прочь! Штаны вниз! Сукачёв с удивлением проверил свисток, оттянув трусы. Песня продолжается, а хмурый бык таращит сопливый взгляд с мошонки Игоря Ивановича. Только закончив петь, он неожиданно поздоровался с залом: «Добрый вечер, друзья!»

Владимир Тирон
Как фокусник Сукачёв извлекает из «сундучка со сказками» одну вещь за другой. «Гады» также не исполнялись сто лет, а между тем это одна из сильнейших вещей Бригады С. Сукачёв берет в руки электрогитару. Хлёсткие образы, заточенные под «перо» преимущественно короткими словами, ограниченными согласными буквами. Почти вся Бригада С такая. Исключение – «Эксгибиционист», длиннющее слово, вписать которое в ритмику – само по себе большое искусство. Много лет спустя уже в Неприкасаемых был похожий прецедент – «Эрегированный», но то уже совсем иная история.

«Playboy» — вещь ныне известная. Её крутят по радио, её перепевают, в том числе на ТВ-шоу, но всё равно услышать аутентичные подпевки Сергея Галанина с его фирменным «ваб-шуба, ваб-ваб-шуба» — это кайф! «Спасибо, Бригада С!» — Сукачёв благодарит собравшихся на сцене за то удовольствие, которое он и сам получает от происходящего.

Из репертуара поздней Бригады С звучит кавер на криденсовскую «Have You Ever Seen The Rain» с не сдержанно британскими, а характерно широкими мазками вокала в куплетах. Следом исполняются написанная Алексеем Романовым «По дороге разочарований» и «Белый колпак» с шершаво-бархатным вторым голосом Галанина. А вот подзабытая философская «Оглянись» и « Скорый поезд придёт в шесть часов» — это уже на полпути к Неприкасаемым. Так оно и получилось. «Поезд» стал рубиконом. Произошла частичная смена музыкантов. На сцену вышли бас-гитарист Дмитрий Рыбалов и гитарист Николай Вербицкий, а после песни покинул сцену Галанин. Именно с этого момента вполне правомерно считать, что находящийся перед публикой состав следует именовать не иначе, как Кампанелла каменной звезды. Впрочем, Галанин ушёл ненадолго, он скоро вернётся, чтобы оставшуюся часть концерта провести с обычной гитарой. Сразу вспоминается одно из его интервью 2000 года, когда, в преддверии того эпохального концерта, он делился впечатлениями от игры на басу после большого перерыва, про стёртые пальцы, про неожиданную мышечную усталость и чуть подзабытую технику.

Цоевская «Когда-то ты был битником» и «Сколько можно терпеть» группы Кроссроудз исполнены при активном участии Сергея Воронова. И если первая после гигантского перерыва вошла в активный концертный репертуар Сукачёва совсем недавно, то вторая исполняется регулярно, причем как на концертах Сукачёва, так и на выступлениях Кроссроудз. То Воронов сольно, то Воронов дуэтом с Сукачёвым исполняют её регулярно, а сама композиция давно стала визитной карточкой этого многолетнего творческого союза.

Дмитрий Варшавчик и Сергей Воронов
Следующий блок вещей – стык «Кампанеллы каменной звезды ver 1.0 времён программы «Барышня и дракон» и, собственно, Неприкасаемых. «Птица», «Белые дороги», «О чём поёт гитара» и «Песня вольного стрелка». Это то ли баллады, то ли трагедии, то ли лирика, то ли хоровые. Но и тут была изюминка: на почти русско-народной «О чём поёт гитара» Сергей Воронов, слегка свинганул, подкрасив ровную на первую долю ритмику. В «Бела Чао» один куплет звучит на испанском. Говорят, это уже не первый раз.

«Напои меня водой» — это снова стык Бригады С и Неприкасаемых. Песня – гимн, песня простор, песня — надежда. Так она звучит всегда из концерта в концерт.

«Друзья, наша встреча подходит к концу. Старайтесь больше улыбаться, и не пейте воду из под крана. Это не полезно», — улыбается Гарик. Вот уж конец так конец! И никакого пожелания «успехов в любви и спорте».

Финал – разумеется «Моя бабушка курит трубку». Пожалуй, самая узнаваемая песня Сукачёва последнего десятилетия. Вверх тянутся руки с мобильниками и фотоаппаратами. Желающих снять заключительный отжиг Игоря Ивановича из концерта в концерт не убывает. А потом фанаты будут искать в ютубе ролики. Свои, чужие, сравнивать и восторгаться. Не просто ж так говорят, что «если вы не видели живого выступления Гарика Сукачёва – вы не видели рок-н-ролла. Вообще».

«I Got My Mojo Working» Muddy Waters– песня-заставка, провожающая, расстраивающая из-за окончания концерта, но и дающая надежду на новые встречи.

«Это была группа Бригада С. Это была Кампанелла каменной звезды. До новых встреч», – Сукачёв прощается, но неожиданно быстро возвращается, даже не дав желающим толком отхлопаться и проораться.

«Назад не повернуть» — вещь однозначно «Неприкасаемых». По драйву и по саунду это совсем не «Бригада С», и уж тем более не «Кампанелла». Сукачёв стоит на сцене между двумя Сергей Юрьевичами — Вороновым и Галаниным. Желание то загадал, Игорь Иваныч? 🙂

Прищурившись, он намеренно не поёт повторяющееся «назад не повернуть», а только хитро улыбнулся. Явно специально, явно не забыл. Скорее всего, это мало, кто заметил. Такие штучки вообще не всегда делаются напоказ, но они настолько к месту и в кайф, что, очевидно, именно они в конечном итоге делают настроение всего концерта в целом.

«Дорожная» Бригады С завершает концерт. Оторванная от своих товарок композиция получила заслуженное право финилизировать. Лана Шеманкова берется за аккордеон. На сцене кульминация. На сцене рок-н-ролл. Всё смешивается, и вот уже фронтмены Бригады С Сукачёв и Галанин поменялись микрофонами: Галанин скрючивается, а невысокий Гарик тянет шею к звёздам.

По окончании вновь звучит Мадди Вотерс. Поклонившись, музыканты молча покидают сцену, а техники суетливо собирают инструменты в кофры.

Гарик Сукачёв
Несмотря на раннее время, музыканты отыграли чуть больше двух часов и попытка вызвать их на второй бис не удаётся. Но, с другой стороны, достаточно и того, что прозвучало. Всегда ведь важно не переборщить. Хотя, конечно, от «Вальса Москва» напоследок я бы не отказался.

Разрыв между 1994-м и 2000-м был гигантским. Дело совсем не в 8 годах, что по меркам человеческой памяти, разумеется, ничтожно, а по меркам жизненного цикла творческого коллектива – может так случиться, что и фатально. Скорее, на восприятие особенно повлиял круговорот истории тех лет, смешавший в головах всё, в том числе, культуру и музыку. Тогда в Олимпийском в 2000-м на концерте «От Бригады С до Неприкасаемых» казалось, что происходящее на сцене – эдакий разовый мощный выплеск из прошлого, который, возможно, никогда более не повторится.

Реанимация Бригады С в 2015 году – другой случай. Почему то думается, что нечто подобное нас ещё ожидает. Человек – существо по большей части ленивое. Новые старые песни, может быть, и хочется возродить, но надо репетировать, а для этого нужен толчок, а тут, вроде, всё сделано. Так почему бы и не исполнять? Кстати, Бродяга и Playboy, если мне не изменяет память, стали исполняться Гариком как раз после концерта в Олимпийском в 2000-м. Ещё интересно, что в плей-лист концерта в ГлавClubе не вошло ничего из «цыганщины». Что это: случайность или тренд? Впрочем, и то, и другое хорошо. Но если тренд, то следующим шагом может стать возрождение полноценного электрического состава, а уж как он будет называться, в конце концов, дело десятое. Главное, что Сукачев и Галанин на одной сцене, как во времена Бригады С, так и сейчас – самая настоящая бомба. Каждый из них по отдельности, а уж тем, тем более, вместе, делают на сцене шоу, которое никому из молодых да борзых и не снилось. А самое важное, что происходившее было чистым драйвом без примесей, чистым рок-н-рольным драйвом. И это не шутка!

Всем пис!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Артёма Маричева здесь


Один комментарий на ««Гарик Сукачёв: натюрморт между нот и между строк»»

  1. Аватар пользователя Юрик Сам
    Юрик Сам

    Назад не повернуть это и есть Got my mojo working один в один.Там ее поют иногда быстрее чем Мадди Уотерс.Например Эдгар и Джонни Винтеры.Например .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.