14 марта в Концертном зале Чайковского спели о вечных ценностях. Авторский концерт из музыки генерал-лейтенанта Валерия Михайловича Халилова был организован оргкомитетом фестиваля «Спасская башня», у истоков создания которого он стоял 9 лет назад.
Валерий Халилов, без преувеличения, был знаком каждому, кто хоть раз смотрел парад на Красной площади 9 мая, как главный дирижёр парада. Теперь же слушателям, пришедшим на концерт, дали возможность узнать Халилова – композитора и человека. Фойе было оформлено фотографиями музыканта с различных мероприятий и из семейного архива. По сравнению с типичными представлениями о профессии военного, личность Валерия Халилова стоит особняком. Прежде всего – из-за доброты и желания помочь и поддержать абсолютно любого человека, с которым его сводила жизнь.
В концерте приняли участие 18 дирижёров – каждый из них был тем или иным образом связан с Халиловым – как с музыкантом, учителем, начальником. Для зрителей это был не «концерт памяти», а возможность проявить уважение к таланту и человеческим качествам генерал – лейтенанта, для которого долг перед Родиной был превыше всего. Организаторам концерта и исполнителям удалось преподнести и показать две основных грани личности Халилова – военную и мирную, совместив военно-патриотическую музыку с сугубо гражданскими лирическими произведениями.
Валерий Халилов был не только музыкантом и дирижёром, но и одним из немногих современных композиторов, которые обращались к жанру военного марша, и тем самым, внёс значительный вклад в расширение репертуара военных оркестров. Если в марше «Рында» под управлением Алексея Карабанова чётко прослеживались качание морских волн, звучание корабельного колокола и жизнь на флоте в целом, то в другом марше – «Генерал Милорадович», посвящённому судьбе генерала, убитого во время восстания декабристов, в исполнении сводного хора суворовцев Московского военно-музыкального училища и хора МГУ торжественно и благородно прозвучала молитва «Господи, помилуй». Для Валерия Халилова этот марш, как и фигура Милорадовича, имел особое значение. Причиной интереса Валерия Михайловича к этой персоне послужили именно трагичность судьбы генерала, а также период, в котором он жил, время царской России.
Необычные вставки в музыкальных произведениях Халилова-композитора были с воодушевлением и восторгом встречены слушателями в зале. В другом прозвучавшем в концерте марше – «Красноармеец Сухов», к примеру, многие узнали мотивы из фильма «Белое солнце пустыни», а финальный хор на слова Булата Окуджавы «Ваше благородие, госпожа удача» провожали бурными аплодисментами.
Удачной находкой стало выступление Александра и Михаила Халиловых – брата и племянника Валерия Михайловича. Александр Халилов продирижировал посвящённым ему одноимённым маршем, а под управлением капитан-лейтенанта Михаила Халилова прозвучал марш «Кант», где дирижёр продемонстрировал тонкое чувство ритма и высокий уровень владения оркестром.
С интересом публика встретила джазовые импровизации, в которых, несмотря на юный возраст, ярко и мощно раскрылся исполнительский потенциал курсантов Военного института военных дирижёров и Московского военно-музыкального училища. Своей энергией они сумели захватить зал, а чётко выдержанный ритм, юношеский задор, отличная выучка и непринуждённость, с которой ансамбль держался на сцене, лишь добавил произведению «остроты».
Лирическая составляющая творчества Валерия Халилова была представлена в концерте вальсами и романсами. Нежно и трепетно, словно перенося слушателей в начало 50–х годов, в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ прозвучал вальс «Бегония». Музыканты военного оркестра своим исполнением сумели передать сильное романтическое начало Халилова-композитора. Особый, трагический смысл на концерте приобрели слова романса «Не суждено», одного из последних сочинений Валерия Михайловича, исполненного солисткой оркестра, лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, Светланой Ильиной, а в вальсе «Сирень» прозвучали ноты тоски по безвозвратно ушедшему.
Иосиф Кобзон и Александра Пахмутова, которых связывало с Халиловым многолетнее тесное творческое сотрудничество, также отдали дань уважения генерал — лейтенанту, вспомнив о его редких человеческих и музыкальных качествах.
Отдельно стоит отметить выступление на протяжении всего концерта Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, перед которым стояла непростая задача – выступить с разными дирижёрами и с разноплановой музыкой. Оркестр с поставленной задачей справился достойно. Группа медных духовых продемонстрировала мощь и всю красоту звучания духового оркестра. Возможно, именно поэтому многим вокалистам на концерте было весьма непросто выступать с коллективом – часто оркестр «заглушал» солистов. «Отделиться» от оркестра удавалось немногим. К примеру, это удалось солисту ансамбля имени Александрова Борису Дьякову, чей сильный баритон сыграл, что называется, «на контрасте» со звучанием группы ударных и группы духовых.
Творчество Валерия Халилова, прежде всего, посвящено таким вечным и близким любому человеку темам, как любовь к семье, любовь к своей Родине, память и уважение к предкам. Каждый слушатель в звучащей на концерте музыке находил что-то родное и близкое конкретно ему, но равнодушным в зале не остался никто.
В этом свете кажется очень понятным единство в финале концерта хора дирижёров со зрителями в песне «Навсегда, великая страна» – зал встал, чтобы поддержать артистов. Это единство наглядно показало, кем был Валерий Халилов для своих слушателей и музыкальной жизни нашей страны.
В его произведении «Вечный огонь» есть слова: «Нет, не для смерти жизнь дана, а для победы». Значит, будет так. Прошедший концерт дал на это надежду.
Екатерина Новикова, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь
Добавить комментарий