29 ноября Камерный оркестр «KREMLIN» под управлением своего художественного руководителя Миши Рахлевского представил столичным меломанам в Большом зале Московской Консерватории новую программу.

Рахлевский – большой оригинал во всём, а потому при всей изысканности программы вечера, на первый взгляд для простого слушателя она была несколько неожиданна и странна. В этот вечер оркестр решил «подружить» век XX и век восемнадцатый в лице Антона фон Веберна, Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. Несмотря на разность стилей и эпох, все сочинения прекрасно соединились между собой в одном концерте. Кажущаяся странность выбора куда-то исчезла, возможно, из-за того, что Бетховен, Веберн и Шуберт – представители Австрии и Германии – родственных друг другу стран.

Со всеми небходимыми нюансами был сыгран «Langsamer Satz». Одного из основателей «нововенской» композиторской школы Рахлевский и его оркестр показали настоящим «дитя века» начала XX столетия — нервным, порывистым, с вибрато у струнных. Миша — знаток подобной музыки. Он тонко чувствует эпоху, вдобавок к этому обладая импульсивным дирижёрским жестом и детальной фразировкой произведения, которые, безусловно, сыграли только на пользу исполнению.

Следующее произведение Веберна по звучанию во многом отличалось от «Langsamer Satz», поскольку относилось к «атональной» части творчества композитора. Для слушателей адекватное восприятие десятиминутных «Пяти частей для струнных», соч. 5 – почти мука. Рваный ритм, практически полное отсутствие мелодии в классическом её понимании и непонятные многим звуковые эффекты надо было понять и пережить. К чести коллектива, оркестр достойно справился с поставленной перед ним задачей – коллектив не путался в ритмах и выдерживал темповую сложность произведения, за что был награждён публикой заслуженными аплодисментами.

В Четвёртом концерте для фортепиано с оркестром соль мажор Бетховена (солист – Васко Дантас (Португалия)), исполненный в переложении для камерного оркестра Винсента Лахнера, оркестр оправдал название «камерный», предъявив слушателям красивый певучий звук струнных и слаженный ансамбль музыкантов, который оказался так хорош и как отдельная творческая единица, и вместе с солистом!

К слову, солист – Васко Дантас практически полностью опроверг представления о том, как должен играть представитель Португалии. Он не ярко выраженный темпераментный пианист, но при этом у него прекрасное чувство музыки, отменная техника игры, и он обладает несомненной способностью к импровизации. Его Бетховен получился без привычного слушателю и ассоциирующегося с немцем «ударного темпа» и звучания, но с тонкими нюансами, длинными фортепианными фразами и высокой скоростью игры. Васко Дантас постарался показать зрителям свою личную трактовку бетховенского концерта – с явным лирическим началом. Здесь оркестр помогал пианисту полностью в воплощении его идей. Нежно и с деликатной фразировкой прозвучала симфоническая составляющая концерта. Одно из явных достоинств Рахлевского как дирижёра – еще и в том, что он умеет по-настоящему слышать и слушать солиста. Задумка пианиста была принята публикой благосклонно, и Васко выступил на «бис», сыграв традиционную португальскую песню под названием «Fado».

Второе отделение концерта также было отдано немецкой музыке. Был заявлен струнный квартет Шуберта ре минор с неофициальным названием «Девушка и Смерть». Само произведение было написано в момент глубокого душевного кризиса композитора, что, конечно, нашло своё отражение в музыке.

Оркестру удалось ввести слушателей в состояние меланхолии и навести на размышления о вечном. Камерный оркестр выразил своим волшебным звучанием весь спектр эмоций от встречи героини с вечностью – от вихря жизни в первой части до прощания с жизнью в конце.

Отдельной похвалы заслуживает группа скрипок, которая своим нервным и насыщенным чувством звучанием держала публику в напряжении на протяжении всего квартета. С потрясающим правдоподобием коллективу удалось показать и затухание жизни главного персонажа. «В помощь» на сцену были приглашены солисты – вокалисты, исполнявшие партии Смерти и Девушки. Оркестр вполне мог звучать и без такой поддержки, но для полноты и аутентичности звучания произведения это, конечно же, было чрезвычайно важно. К сожалению, солисты не произвели должного впечатления: Смерть показалась слишком упоённой собственным величием, а Девушка – хоть и с прекрасным голосом, но чересчур пылкой.

Вывести слушателей из ощущения грусти Рахлевскому удалось легко: уходя со сцены, он предложил публике шутливый джазовый «бандитский» бис с солирующим Васко Дантасом, которому джазовые синкопы давались ничуть не хуже, чем нотный текст Бетховена. Главный же «сюрприз» для слушателей заключался в том, что дирижёр танцевал, а оркестр бисировал в прямом смысле «на ходу», уходя со сцены в артистическую Большого зала Консерватории.

Этот ход и стал элегантной финальной точкой вечера.

Наверняка в этой программе Камерный оркестр «KREMLIN» и Миша Рахлевский ставили перед собой амбициозную задачу не только сыграть «классиков» — Бетховена и Шуберта, но и хоть немного познакомить слушателей с музыкой «нововенца» Веберна. Судя по откликам из залаоркестру это удалось. Думается, такой просветительский момент в работе оркестра не просто замечателен, он – просто-таки необходим для «воспитания» слушателя. И это здорово.

По словам Рахлевского, в дальнейших планах оркестра множество разнообразных концертов, в том числе, интерактивные программы для детей «Смотри и слушай», а в Большом зале Консерватории коллектив можно будет услышать уже очень скоро – 17 января в концерте под названием «Ну очень старый Новый год».

Екатерина Новикова, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.