Этноэклектика Анжелики Марковой в клубе Козлова: время миррании

Этноэклектика Анжелики Марковой в Клубе Козлова: время миррании

Музыка – единственный язык, доступный без словаря каждому, кто хотел бы понять, постичь и проникнуть в души народов, разобрав на кирпичики преданья старины глубокой. Своей вдумчивостью этот процесс не терпит спешки. Шаг за шагом, гармония за гармонией, аккорд за аккордом, звук за звуком. Так и этнопрограмма Анжелики Марковой под загадочным названием Mirrania создавалась не мгновенно: начиная с 2010 года, когда была записана первая часть, транзитом через, можно так сказать, пробную премьеру на фестивале «Усадьба Джаз» в 2017-м и вплоть до настоящего полноценного показа в 2018-м. От первого до последнего такта процесс создания занял долгих 8 лет.

 

Презентация программы состоялась 5 ноября в Клубе Алексея Козлова. Премьера – всегда дело волнительное. Премьера Миррании – в особенности. Это комок нервов, сгусток энергии всех времён и народов, который музыкантам прямо сейчас и здесь предстоит выплеснуть в зал. Сергей Макеев (рояль), Талгат Хасенов (клавиши), Дмитрий Сланский (ударные), Дмитрий Серебряник (перкусссия), Владимир Тирон (саксофон, кларнет), Александр Родовский (гитара), Дмитрий Максимов (бас-гитара), Екатерина Модина (виолончель), Георгий Осмоловский (скрипка) и, конечно, Анжелика Маркова – рисковые ребята, которые взялись тянуть такой интересный, но такой непростой воз.

 

Один сверяет часы, водя пальцем по партитуре, другой мечтательно смотрит в окно, третий теребит манжет, четвертый раскачивается, засунув руки в карманы. Виновница торжества – «та, кто поёт», великолепная Анжелика прячется где-то за кулисами. Уже совсем скоро. Уже отчётливо ощущается дыхание музыки. Уже не за горами царство этнической музыки, в которой предстоит погрузиться всем собравшимся.

 

Звучит голос Вилли Мельникова. Что он говорит? О чём? Когда-нибудь кому-то удастся понять и это. В тишине раздаются первые слова, затем первые звуки … Затихает шелест голосов в зале, перестают перезвякиваться бокалы. Наступает время миррании. Это абсолютно сборный проект, объединяющий в настоящее время под своим крылом 14 композиций, исполненных Анжеликой на 9 языках. У истоков миррании стоял композитор и мультиинструменталист Миуш Шкирман, позже подключились другие, в том числе, Мария Глазкова, без которой вряд ли были бы возможны все «этапы большого пути», начиная с того выступления на «Усадьбе джаз» до концерта в Клубе Алексея Козлова и даже видеонарезки про «Липу». И всё же на сегодня – это, прежде всего, авторский проект Анжелики Марковой.

 

Этноэклектика Анжелики Марковой в Клубе Козлова: время миррании

Несмотря на сборность программы, Миррания – в чистом виде сюита, в которой каждая следующая композиция как будто вытекает из предыдущей. Со сцены звучат разные языки и отличающиеся ритмы, объединённые в одно кружево, в котором фламандские узоры сменяют арабскую вязь, а характЕрные балканские треньканья переходят в чёткие библейские образы. Авторская музыка и обработки известных произведений, корни которых порой лежат глубоко в истории культур и религий, исполняется в рамках одной программы, имя которой Миррания.

 

Окружающий мир неоднороден. Расы и народы, времена и религии сменяют друг друга, порождая как свидетельство давно минувших дней пласты культуры. Образцы и образы, лица и лики смотрят на нас сквозь столетия, пронзают взглядом, расщепляя на атомы, принуждая мыслить и помнить, познавать и сравнивать. Такие разные, такие непохожие, сталкиваясь в таких разных мировоззрениях, они переплетаются в одну единую историю мироздания, насыщенную этническими мотивами, звуками, подвластными природе. Многозвучие Миррании захватывает, поражая масштабами. Клавиши и рояль дополняют друг друга, скрипка пререкается с виолончелью, накладываясь на изящные перкуссионные россыпи. Грув ритм-секции деликатен. Гитара то присоединяется к басу, то отрывается, уходя в свободное плавание. Это и есть творимая история музыки, рассказ о том, как было, и о том, как будет. Между пьесами нет слов. Всё правильно: текст вклинился бы вставной челюстью, сломал канву и порвал ткань. Тишина заменяет речь, отсекая мысли одну от другой. Душа вещей, сила мысли, свет взгляда, страсть дыхания трепещут. Общая история, положенная на ноты соединяет души и сердца народов.

 

Слушатели аплодируют и несут цветы. Это успех. Волшебство Миррании состоялось. В бескрайней северной России, в ноябрьской Москве неожиданно оказалась востребованной музыка, изложенная в виде сложной многочастной формы, пропитанная фольклорными интонациями, собранными отовсюду по крупицам. Полтора часа пролетели на одном дыхании. Наверняка, теперь Миррания разойдётся на цитаты. Композиции растащат, тобы исполнять, возможно, по-другому и даже в других обстоятельствах. Но это ли не радость для творца, когда его музыкальные дети начинают жить своей собственной, независимой жизнью!? Но жизнь не заканчивается, и, я верю, Миррания ещё не раз и не два прозвучит целиком в своём перворожденном виде. Когда-нибудь это всенепременно случится. А пока в душе полный восторг. Удовольствие колоссальное. Спасибо, Анжелика Маркова! Спасибо, музыканты! Спасибо, всем, кто причастен!

 

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фотографии автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.