Капитан Беллерофонт Борис Гребенщиков

от автора

в

«На БГ» нам с фотографом в прошедшую субботу шлось легко и радостно. Последний раз на концерте «Аквариума» в Crocus City Hall я была год назад, и, будучи бедной студенткой, сидела на галерке, под самым потолком. Разглядеть с такой высоты со своим аховым зрением я могла только плакат, изображающий какое-то индийское божество наподобие Шивы, который в последние годы стал чем-то вроде визитной карточки группы. Он неизменно висит над установкой ударника, а вокруг обычно аккуратно расставлены разные диковинные инструменты и красивые гитары.

Борис Гребенщиков

«Бьется солнце о тучи над моей головой.
Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой»

В этот раз путь наш лежал в ведущий по рейтингу «принимаемых» музыкантов клуб столицы Arena Moscow, с поистине огромной концертной площадкой и шикарным качеством звука и света, а также организации самого выступления.
На часах – без 15 минут 9 часов вечера, зал постепенно наполняется спокойными, умиротворенными людьми разных возрастов. У всех на лицах – улыбки, многие смеются, тихонько переговаривариваются, делясь впечатлениями от нового альбома «Аквариума». За спиной я слышу дрожащий женский голос: «А я целовалась с БГ…», и в этот момент понимаю, что сегодня вечером Бориса Борисовича здесь будут много и с упоением обожать, вербально и мысленно, активно и пассивно проявляя эмоции. За 15 минут до начала концерта мы познакомились с одной семейной парой – ребята лет 25, с горящими глазами. Девушка со славным именем Мария сказала мне: «Вон, посмотри – люди приходят с цветами. Жалко, что пресс-зона такая широкая, и до БГ так далеко… Он – один из немногих, к кому хочется просто подойти и сказать «Спасибо».

«А твоя красота – свет в окне
Потерянному в снегах.
Твоя красота ошеломляет меня, я не могу устоять на ногах…»

Ровно в 21:00 музыканты вышли на сцену. Этот факт приятно удивил, обрадовал, это был некий акт взаимности со стороны группы – дань уважения поклонникам, которых не заставили стоя ждать час, полтора или даже больше, как это обычно бывает на концертах. Вышли, все как один, в красивых концертных костюмах, белых рубашках, черных жилетках, многие – в стильных черных очках. Ни дать, ни взять – оркестр! И с ними, конечно, БГ. И вот мы смотрим, как он стремительными, четкими движениями берет гитару, затем берет микрофонную стойку, берет аккорд, берет первые ноты… А я все думаю: боже, ну как же можно всю жизнь пить по-черному и так отлично сохраниться?…

Борис Гребенщиков

«Если ты не знаешь, зачем ты живёшь, это не повод стрелять разрывными,
Ты можешь попасть прямо в сердце своей половины»

Борис Борисович ничего не сказал – просто начал играть. Несмотря на то, что на протяжении всего концерта из зала доносились громкие и настойчивые реплики, взывающие к вниманию Гребенщикова, тот остался невозмутим. Атмосфера нагрелась, как будто в зале взошло невидимое солнышко или будто кто-то сунул каждому из нас за пазуху по резиновой грелке. Полная, безграничная власть этого человека над залом осознается только сейчас, по прошествии пары дней после того вечера. Хотя тогда мне казалось, что все идет как-то странно: очень спокойно, очень как-то камерно, совсем не похоже на старый «Аквариум».

«А ты записан в GPS, теперь беги — не беги
Черные птицы будут сужать над тобой круги»

Полноценного общения у Гребенщикова с поклонниками так и не получилось. Он обронил несколько фраз, пару раз улыбнулся, по-восточному сложил ладони в благодарном поклоне – и все. Разочарование. В глубине души я пыталась найти оправдание его молчанию: может, усталость, нет настроения, мало ли что могло быть причиной… Но мы все шли сюда, как на исповедь, и стояли вот так, молча, в свете разноцветных софитов, окруженные плавной музыкой, будто водой, что вытекла сквозь дыру в стеклянной оболочке аквариума.

«Резной ветер, хрустальный ветер
Поздно считать связи и интриги
Смотри, как горят эти книги…»

Заморский флейтист Брайан Финнеган, присоединившийся к группе в 2007 году, гипнотизировал инструментом воображаемую кобру. С середины концерта вся звучащая музыка превратилась в одно огромное, размытое пятно света, звука, отдельных мелодий и спокойного, чуть заметно прокуренного мужского голоса. Наше время подошло к концу.

Борис Гребенщиков

«А твоя красота – свет в окне
Потерянному в снегах.
Твоя красота ошеломляет меня, я не могу устоять на ногах…»

В то мгновение, когда БГ с улыбкой кланялся публике, подумалось мне, что никогда я не считала его гением. Он, может быть, даже особенно не талантлив в музыке, в поэзии, в его песнях нет ничего сложного, технически невыполнимого, инновационного, прорывного. Секрет такой бешеной, преданной, чистой любви к нему – в нем самом, в его обаянии, его энергетике, его спокойной вальяжной манере держать себя, кротко и с достоинством, его исключительной способности заставить людей верить. Не в себя, конечно, а в любовь. Он – всего лишь посредник, проводник, электрод, по которому текут в микрофон токи Вселенной. Может быть, потому что он сам — верит?…

«Прекрасная ты, достаточно – я.
Наверное, мы — плохая семья…»

Спасибо, Борис Борисович. За то, что вырастили на своих песнях за 40 лет не одно поколение. За то, что вы – часть нашей культуры и истории, часть нашего самосознания, нашей души.

P.S.: Скажу еще, что новый альбом «Назад в Архангельск» прозвучал целиком, а кроме него – такие старые композиции, как «Чай», «Трамонтана», «Ну-ка мечи-стаканы на стол..», «Джа даст нам все», «Кострома Mon Amour», «Слова растамана»…

«И, радость моя, посмотри как чудны
Посмотри, как чудны
Дела твои, Господи»

Фотоотчет Татьяны Старенькой с концерта группы Аквариум в Arena Moscow 3 декабря 2011 года смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.