24 марта театр им. Натальи Сац представил фортепьянный Детский альбом Чайковского в исполнении пианиста Алексея Гориболя, солистов театра и поэтессы Веры Павловой.
Попасть взрослому человеку в детский музыкальный театр уже большая удача. К сожалению, у нас не принято ходить в такие места без детей. Камнями, конечно, там не закидают, но будешь чувствовать себя неловко, мол, чего притащился, когда тебе доступны все взрослые развлечения столицы. А ведь если кому не случилось завязать знакомство с классикой в детстве, то начать стоит именно с этих лёгких, приятный пьес Чайковского, и потихоньку настраивать свои уши на восприятие более сложных вещей. Тем более, что в Детском альбоме уже звучат некоторые темы из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Орлеанской девы».
Концерт идёт на Малой сцене и состоит из двух отделений: в первом — вокальный цикл «Шестнадцать детских песен», во втором собственно Детский альбом и стихи. Предполагается, что он станет прологом в серии камерных программ. В афише театра уже есть «Детская филармония» и «Портреты композиторов», и вот должен появиться еще один абонемент.
Представление ориентировано на зрителей 6+, возможно потому что Пётр Ильич посвятил эти пьесы своему племяннику Володе Давыдову, ему как раз было шесть. Чайковский писал издателю о том, что огорчен внешним видом сборника нот: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно». Однако почти всем современным маленьким зрителям концерт оказался не по возрасту, они не могли усидеть, быстро уставали, начинали болтать. Может тогда дети взрослели быстрей, или современному ребёнку с клиповым мышлением просто скучно смотреть на одну картинку целых 30 минут без дополнительной анимации и интерактива.
Как бы то ни было, лучше приводить сюда детей 9-10 лет, которые уже учили в школе стихи Плещеева, Аксакова, Сурикова про ласточку и весну, знают песенку «…мой Лизочек». Узнавая недавно выученные строки, больше шансов понять концерт и услышать, как красиво они звучат под музыку. Однозначно ведите сюда ребёнка, если он учится в музыкальной школе, чтобы послушать «Болезнь куклы» или «Старинную французскую песню», такой, какой она задумывалась композитором. Это вдохновляет! Энтузиазма хватит еще как минимум на пару недель занятий.
А лучше сходите на концерт сами! Это действительно самый простой и приятный способ начать случать классическую музыку и пение. Сергей Петрищев (тенор), Анна Холмовская (меццо-сопрано), Мария Деева (сопрано) создают обстановку гостиной, музыкального салона, где нет традиционного оперного пафоса и напряжения. Это редкий случай, когда нам — зрителям — не придется тужиться в попытках разобрать, о чем поют, и напряженно следить за поворотами сюжета.
Все второе отделение вы будете заниматься узнаванием себя в ироничных и иногда грустных стихах Веры Павловой.
ВЕлик велИк,
куртка мала.
Весел и дик,
мчусь, как стрела.
Скорости свист…
Короток, крут,
скользок, тернист
путь в травмопункт.
Детский альбом для нас и о нас — взрослых. Это редкая возможность посмотреть на себя многолетней давности и вырасти заново.
Ученицы музыкальной школы,
мы звонили друг другу,
клали трубку на пюпитр,
играли разученные пьесы.
Трубка падала на пол,
следом падали ноты,
родители бесновались:
Сантехник не дозвонится!
А мы всё равно играли,
с ошибками, с грязной педалью,
хихикая и чертыхаясь.
В этом не было упрямства.
Просто прекрасную музыку
невозможно вынести в одиночку.
Светлана Кириенко специально для MUSECUBE
Фото предоставлены пресс-службой Театра им. Н. Сац
Добавить комментарий