Концерт для пианино в четыре руки

«Жизнь — это пепел, зола и еще рассказ» сказал не чуждый философии римский император Марк Аврелий.


Не чуждая философии и поэзии утонченная литовская певица Алина Орлова наверняка согласилась со столь достопочтенным мыслителем, добавив – еще и песня!

Композиции Орловой словно маленькие пьесы: сцена и декорации – пианино, а за ним целый сонм историй, разыгранных самим автором. И всегда аншлаг в зрительском зале. Не обошлось без него и в клубе «ArtеFAQ» 18 мая. Орлова играла здесь на следующий день после участия в фестивале «Черешневый лес» и выглядела довольно уставшей, о чем в начале концерта призналась сама, подчеркнув при этом, что «для вас, я готова петь и играть всегда». Зрители воздали должное исполнительнице с помощью аплодисментов и еще теснее окружили любимую диву. В отличие от выступления в «Парке Горького», контакт между певицей и зрителями получился настолько близким, что казалось концерт, будет сыгран в четыре руки, и невидимые пальцы слушателей будут подыгрывать Орловой, оказавшейся на сцене на этот раз без своей группы.

Алина начала свою программу с коротеньких англоязычных песен, затем – мешая малоизвестные композиции и «хиты», русские стихи с литовскими. Прозвучали Menulis, Чудеса, Спи, сыгранная на каримбе Čia, Лихорадка, Утомленные солнцем («про любовь, которой нет»), Nesvarbu, Lovesong, Zeme, Sukis Greitai. Кульминацией концерта (или моноспектакля) стала композиция на стихи Пушкина «Ворон», в которую Орлова смогла вместить всю свою мощь, все свою энергетику, всю себя. Глядя на нее из глубины зала можно было представить, как из-за спины певицы вырастают черные крылья и сама она начинает парить, распевая «лети». Черно-белые клавиши вонзались в плоть инструмента — еще немного и он бы начал кровоточить. И если в хорошем спектакле, нет – нет да появится призрак («Гамлет», как лучший пример), то уж не сам ли призрак Александра Сергеевича явился бы к нам, по окончанию песни, что бы снять шляпу перед этой девушкой?

Однако на этом экскурс к лучшим образцам русской поэзии Орлова не закончила, представив в качестве заключительной песни совершенно новую композицию, написанную на стихи Анны Ахматовой, связав тем самым золотой и серебряный век.

«Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу — мою тоску
В пустынную ночь опять.

Милый! не дрогнет твоя рука.
И мне недолго терпеть.
Вылетит птица — моя тоска,
Сядет на ветку и станет петь.

Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
«Голос знакомый, а слов не пойму» —
И опустил глаза».

Орловой удалось виртуозно справиться с ахматовским текстом, переложив его на музыку. За несколько минут она прожила это стихотворение от точки до точки, как будто сама превратилась в птицу тоски, поющую с ветвей древа жизни.
Умение певицы с несравненным обаянием работать не только с собственными текстами поразительно. Вышеупомянутый «Ворон», «трип-хоп пьеса» на стихи Уильяма Блейка «An island in the moon», песня-молитва «Голуби», а теперь еще и Ахматова. И это не говоря о каверах на современных исполнителей, которые у Орловой также выходят великолепно (не случайно на каждом концерте зрители отчаянно просят певицу исполнить песню Юрия Шевчука «Летели Облака» или Виктора Цоя «Кукушка»).

Концерт получился недолгим – Орлова по-видимому исчерпала все свои силы до дна – однако, как и все он остался незабываемым. Очарованные песнями певицы зрители еще долго провожали ее аплодисментами, и в этих хлопках отчетливо слышалось трепыхание крыльев птицы тоски.

Алексей Сурин, специально для Musecube.
Фото — Юлия Калугина.


Один комментарий на ««Концерт для пианино в четыре руки»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.