Любовь и Музыка. Фестиваль «Свинг белой ночи», Санкт-Петербург. День третий.

30 июня в Государственной Филармонии джазовой музыки состоялся 3 концерт джазового фестиваля «Свинг белой ночи». Пожалуй, это был один из лучших фестивальных дней и не только потому, что в программе были заявлены талантливейшие музыканты из России (Игорь Бутман), Франции (Изабель Карпантье) и Америки (Джимми Кобб). То, что концерт будет запоминающимся становилось понятно при одном взгляде на публику у входа в филармонию — расслабленную, предвкушающую и настолько разнообразную, что было очевидно —  собрались истинные любители, точно знающие, зачем они здесь. Видимо поэтому на протяжении всего мероприятия в уютном, камерном зале филармонии  сохранялась чудесная, почти семейная атмосфера доверия и общего понимания глубинного смысла таинства, происходящего на сцене.

Концерт открывал биг-бэнд Игоря Бутмана — один из лучших джазовых оркестров России, которому  в начале 2012 года было присвоено звание Московского государственнного джазового оркестра.

Красивые, элегантные, в безупречно скроенных темно-синих пиджаках и атласных галстуках в яркую полоску — они были фееричны, задиристы и одновременно романтичны.

Знаменитый немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал: «Сочинять не трудно, но на удивление трудно бросать лишние ноты под стол». Неизвестно, сколько нот  падало и продолжает падать под стол замечательных джазовых исполнителей, но каждая музыкальная фраза, выпущенная со сцены биг-бэндом Игоря Бутмана, будоражила и радовала.

Первым номером прозвучала нестареющая пьеса Хэрби Хэнкока «Cantaloupe Island», а затем были  «Africa Brass» Джона Колтрейна, и «I remember Clifford» — посвящение одаренному американскому трубачу Клиффорду Брауну, трагически погибшему в возрасте 25 лет, но успевшему оказать серьезное влияние на развитие стиля джазовых трубачей. А чуть позже в блестящем металле инструментов засверкало «Полуночное солнце» Квинси Джонсона, которое «никогда не заходит». Нежное, тонкое, удивительное произведение,  настолько лиричное, что с задних рядов, где собралась журналисткая братия, было прекрасно видно, как люди в парочках, сидящих впереди, теснее прижимались друг к другу. И нет никаких сомнений, что в эту минуту многим хотелось ощутить тепло близкого человека, ведь джаз всегда волнует. Это музыка ассоциаций, музыка воображения, неизменно проникающая в скрытые закоулки души.

В завершеннии оркестр исполнил поистине волшебное произведение. «Бутман играет Гудмена» — попурри, пьеса-импровизация, посвященная отцу и навеянная произведениями талантливейшего кларнетиста и дирижера Бенни Гудмена, под музыку которого по признанию Игоря Бутмана, прошло все детство. Про эту пьесу Бутман сказал  «большая, длинная, мощная» и трудно найти более точные и емкие слова.

Во втором отделении выступала Изабель Карпантье — хрупкая и изящная француженка, с мелодичным голосом и богатой творческой биографией, приехавшая в Россию по приглашению Французского института в рамках празднования двадцатилетия подписания договора о партнерстве между городами Бордо и Санкт-Петербург.

В репертуаре Изабель самые разнообразные музыкальные проекты, отдельное место среди них занимает последний альбом испольнительницы Correspondance Française («Французское созвучие»), основу которого составили произведения французских композиторов конца 19 — начала 20 века, положенные на стихи великих поэтов Верлена, Бодлера, Вольтера и других.

Однако, для своего выступления на фестивале Изабель Карпантье выбрала популярную джазовую классику: песню Ирвина Берлина «Cheek to cheek», «My heart belongs to Daddy» из репертуара Мерилин Монро, «Сиракузы» Генри Сальвадора и замечательную французскую песню Генри Бетти «C’est si bon», не дающую покоя многим джазовым музыкантам! Но в отличие  от оригинального исполнения Ива Монтана  — легкомысленного, веселого, местами бравурного:

«C’est si bon. De se dire des mots doux, Des petits rien du tout  Mais qui en disent long.  (Это так здорово. Говорить друг другу приятные слова,  Разные глупости, Которые о многом говорят….), «C’est si bon» Изабель Карпатье мягче, романтичнее, сокровеннее и интимнее. И это было здорово!

Концерт был длинным и насыщенным. Счастливичики, оставшиеся на третье отделение, были вознагараждены блестящим совместным выступлением Джимми Кобба (знаменитейшего исполнителя на ударных инструментах) и известных америкаских музыкантов: Джо Магнарелли (труба), Ильи Луштака (гитара),  Давида Хэзилтайна (фортепиано) и Джона Вэббера (бас). Джимми Кобб — один из лучших аккомпаниаторов 20 века, талантливый музыкант-самоучка, ставший в конце 50-х годов штатным барабанщиком в группе великого джазмена Майлза Дэвиса. Кобб участвовал в записи самых известных альбомов Дэвиса — «Kind of Blue», «Sketches of Spain», «Someday My Prince Will Come», «Live at Carnegie Hall», «Live at the Blackhawk», «Porgy and Bess».

В этот вечер Джимми Кобб, который к слову сказать разменял уже восьмой десяток и по праву может считаться легендой джаза, стал настоящим подарком для петербуржского слушателя.

После концерта в фое царила непринужденная дружеская атмосфера. Музыканты третьего отделения вышли к зрителям и не без удовольстивия общались и фотографировались с публикой. И можно было украдкой вдоволь разглядывать брутального Джона Вэббера, свободно облокотившегося на барную стойку. Ну что же, и без контрабаса он был невероятно хорош!

В заключении хочется вспомнить Луиса Армстронга, который однажды сказал: «В конечном счёте существуют лишь два определения музыки: либо она хороша, либо плоха. Если она хороша для вас, то не стоит и заморачиваться – просто наслаждайтесь».

Так и было — все наслаждались!

Текст: Ксения Колосова

Фото: Юлия Мохнаткина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.