Мансардный фанк – осмысленный и беспощадный

19 марта 2019 года на мансарде Клуба Алексея Козлова состоялся концерт Николая Арутюнова и группы Funky Soul. «Мы дебютируем на этой сцене, – поясняет Арутюнов и продолжает, — Funky Soul неоднократно выступала в клубе по месту его прежней дислокации на проспекте Мира. Концерты группы с успехом проходили на большой сцене Клуба Козлова уже здесь, на Маросейке, а теперь выступаем ещё и под крышей, среди зелени и с видом на тёмное вечернее небо».

Как в жизни, так и на сцене Арутюнов – энергичный человек. Того же самого он требует и от участников группы. Скучные и унылые не пройдут естественный отбор, а даже если и пройдут первичный кастинг, не смогут существовать в условиях активности Funky Soul на сцене. В тесноте, да не в обиде. Funky Soul – это не трио и даже не квинтет, а целых 10 участников, то есть фактически целый оркестр. В последнее время состав группы стабилен. Поменялся лишь клавишник, а, вернее, клавишница. Казалось бы, какой пустяк! Но, о, чудо, группа зазвучала иначе! Новые руки – это новые акценты, свежие эмоции и много-много желания соответствовать высокой планке музыканта группы Николая Арутюнова.

Николай Арутюнов

На сегодняшний день Funky Soul – это Николай Арутюнов – вокал, Сергей Виноградов – гитара, Руслан Матьязов – бас-гитара, Екатерина Пирогова — клавишные, Николай Ефимов — ударные, Анна Юдис и Екатерина Кореневская – бэк-вокал, Владимир Родионов – труба, Марат Галеев — баритон-саксофон, Евгений Маник — тенор-саксофон.

 

Конфигурация сцены заставляет музыкантов выкручиваться. Духовики не помещаются на подмостках и фактически стоят в зале. В итоге, перегруппировываясь по ходу пьесы, музыканты работают на разные зоны. Сложно? Наверняка. Вместе с тем, такой концерт сродни выступлению на ринге, где пространство открыто практически со всех сторон, условно «безопасными» оказываются лишь тылы.

 

Музыканты в постоянном движении: шаг туда, шаг сюда, синхронно, группами или поодиночке. Но установка «чем меньше времени проводишь в устойчивом положении, тем лучше» работает на все сто. Каждое первое мгновение – вспышка, каждое второе мгновение — кратковременная фиксация. Элементы явно хорошо отрежиссированы, но это и правильно. Шоу такого уровня не может происходить совсем уж спонтанно. Другой вопрос, что элементы – это кубики, из которых музыканты начинают лепить ту уникальную и неповторимую картинку, которую видят зрители. Единственное исключение – реггей, когда напускная расхлябанность – обязательная составляющая стиля. На фоне острого фанка и лиричного соула реггей под названием «Культура и искусство» звучит неожиданно. Впрочем, стилям свойственно взаимопроникновение, а потому даже вопроса не возникает, как в репертуар фанк-соул группы попали, например, «Hold You Close» Larry Graham с симфороковым началом и откровенно экстравагантным припевом или «Climbing Up The Ladder» из репертуара The Isley Brothers, где фанк прорастает из мощного вступления с яркими хардроковыми аллюзиями.

Мансардный фанк – осмысленный и беспощадный
Анна Юдис и Екатерина Кореневская

Традиционно репертуар группы состоит из двух частей – авторской русскоязычной и англоязычной классики, вышедшей из-под пера и из сердца Bobby Bland, Larry Graham, Otis Redding и им подобным махинам. Так когда-то было с Лигой Блюза, именно так всё происходит и с Funky Soul. История повторяется: идя по одному и тому же пути, Арутюнов вновь добился того, что ещё совсем недавно казалось невозможным. Две половины репертуара Funky Soul: русскоязычная и англоязычная стали абсолютно равновесными, а, например, «Фанки-обезьянки» или «Бронефанк» звучат не менее сочно и убедительно, чем «Keep On Loving You» или «Joy To The World». Понятие «фирмА» просто-напросто теряет смысл, настолько вкусно и гармонично саранжирована и исполнена авторская часть программы. Показательный пример – русскоязычная композиция «Шпионы», созданная по всем канонам стиля. По этой песне можно писать пособие: «Из чего состоит фанк». Послушайте «Шпионов» внимательно, и сразу всё станет ясно!

 

Искать в текстах суперсмысл бессмысленно, да и просто не нужно. Слова должны соответствовать настроению, и, кроме того, укладываться соответственно в рваную ритмику фанка и мелодичную структуру соула. На этом, собственно, и всё. Дальше – только умение представить произведения, а ещё мотивация слушать и слышать. Успех будет гарантирован.

 

Николай Арутюнов раскачивает мелодию ноту за нотой, такт за тактом. Не только зал и аудиторию, а именно ещё и музыку! Это важно. Для кого-то это непосильная задача. Для Николая, тем более, с учётом узнаваемого тембра и подачи, – как дважды два. Харизма такова, что в принципе достаточно только выйти, а публика уже стонет от восторга и готова подчиняться. Фальцет с характерной хрипотцой в финале – лучшее завершение! Красивые, будто расщеплённые бэки заставляют закрыть глаза, уносят так далеко, что забываешь, что концерт происходит на мансарде Клуба Алексея Козлова. Аккуратно свингующая труба с оттяжками сильной доли – украшение любой музыки, полноценная духовая секция из трёх человек – вообще богатство.

Мансардный фанк – осмысленный и беспощадный
Владимир Родионов, Анна Юдис, Екатерина Кореневская, Екатерина Пирогова, Евгений Маник, Николай Арутюноя, Сергей Виноградов, Марат Галеев

Впечатляют драматические вступления, резкие финалы и безукоризненные стоп-брейки, являющиеся своего рода отсечками между фразами, мыслями и даже отдельными словами. Многосложные комбинации простых элементов – в этом суть фанка, который в чём-то сродни бильярду, когда в результате рикошетов, «перепасовок» и комбинаций шары виртуозно закатываются в лузы. Эта музыка – сложное варево, само по себе являющееся результатом синтеза букета веществ. Это варево, к которому возникает привыкание. Эта музыка – фанк, осмысленный и беспощадный, с аппетитными прослойками соула и острыми приправами из прога, харда и, чёрт знает, из чего ещё. И, может быть, именно столь многочисленный состав и есть причина того, что каждый находит в нём что-то своё. Можно слушать, пытаясь разобраться в хитросплетениях инструментальных партий. Можно вникать в тексты, ища в них глубинный смысл и философскую подоплёку. Но правильнее, как представляется, забить на всё и просто получать кайф.

 

Отгремела «Everybody Needs Somebody» авторства Solomon Burke. Концерт закончен, но послевкусие будет преследовать слушателей ещё долго. В результате двух отделений шумной музыки в ушах гул и острые риффы, от которых так просто не отделаться. Казалось бы, организм нуждается в тишине и отдыхе. Но не тут-то было. Не успеваешь добраться домой, как начинаешь хотеть на концерт Funky Soul вновь.

 

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Кирилла Видеева здесь

P.S. Авторы материала благодарят арт-директора Клуба Алексея Козлова Араика Акопяна за возможность посещения концерта.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.