Марафон от Борзыкина

Четыре часа с небольшим антрактом, больше 50 песен, что играются практически без пауз – это концерт Телевизора. Зрители заранее предупреждены – не опаздывать – концерт в Зале Ожидания начнется без задержек. Еще бы – исполнение такого огромного количества песен необходимо начинать вовремя. Но все же ожидание неизбежно – успеваешь подумать, что в этот раз количество публики достаточно скромно – видимо сыграл роль крупный фестиваль примерно с той же целевой аудиторией. Но начало концерта все ближе, и публика начинает заполнять зал – верные поклонники не могут упустить возможность услышать Михаила Борзыкина.

На сцене не много инструментов – лишь самое необходимое – компьютер и барабаны. Помимо ударника Сергея Русанова рядом с лидером — Сергей Сивицкий, соло-гитара. Борзыкин же, начиная свой манифест-выступление, вооружается лишь микрофоном. За столько лет протеста, он не оставил мысли о том, что творчество может и должно быть социально значимо. И его песни — как резкие, тяжелые обвинения в адрес противника, так и глубоко личные переживания заставляют задуматься об обществе и его будущем, о городе и власти.

Как и 30 лет назад Борзыкин неутомим в деле разоблачения и высмеивания властьпредержащих. Сарказм и ирония, присущие музыканту, служат добрую службу на ниве сочинительства и не позволяют отойти от однажды выбранного пути.

Недаром и текст некоторых песен чуть меняется, становясь четким отражением действительности. Так, в «Мы идем» добавлены слова о «Жемчужном Беркуте», что «едет в Питер». Никогда не мешает освежить память о не столь давних событиях.

Он соединяет в одном концерте чуть ли не половину (треть-то точно!) официальной дискографии группы, и ретроспектива определенно пользуется успехом у зрителей. Пусть не все знают тексты, но та неуемная энергия, с которой Михаил бросает в зал резкие, порой грубые рифмы не оставляет никого равнодушным. На этом яростном фоне особенно трогательно звучат лирические «День Михаила» и «По берегам».

О танцах от Борзыкина следует сказать особо. Честно говоря, очень немного найдется рок-героев, которые уже в столь немолодом возрасте были бы так пластичны и органичны в своих движениях. Каждый взмах руки – как продолжение строки, каждый шаг – ступень ко вновь и вновь создаваемому образу «борца с режимом».

Концерт посвящен переизданию пластинки «Мегамизантроп», жесткого электронного альбома, однако о песнях из него музыканты вспоминают лишь во втором отделении, да и то ближе к концу – и так достаточно у «Телевизора» песен, которые давно не играла группа, даже несмотря на внушительные сет-листы.

Более активными становятся и зрители – под «Квадраты» и «Заколотите подвал» совершенно не хочется стоять и «внимать музыке». Внезапно зажигается одинокий фаер, который заставляет службу безопасности вспомнить о «повышенной опасности» концерта. Слэм также не заставляет себя ждать, а под пару песен на сцене возникают и зрители – видимо, погреться в лучах славы, коей у Борзыкина не так уж и много (не Стас Михайлов же!). К слову вспомнился другой исполнитель «авторской песни» — Анатолий Полотно. Именно его строки музыкант процитировал в одну из небольших пауз. Ну и разумеется, посоветовал сходить на концерт звезды шансона – после такой рекламы его без сомнения ждет успех.

Новые аранжировки старых песен все же позволяют узнать их начало, а многочисленные просьбы об исполнении «Звездной» заканчиваются неожиданным призом от артиста – два билета на Укупника на дороге не валяются! Ближе к финалу звучат «Тараканы» и «Костыли» — все же нужно вспомнить переизданный альбом, тем более, что эти композиции очень давно не играли на публике.

В заглавной строке песни «Твой папа — фашист» Борзыкин предлагают самим зрителям подставить нужное слово – штрафы и санкции не дают покоя. Но народную память сложно обмануть – все слышнее и слышнее голоса из толпы.

«Мандариновый снег» и «Сыт по горло» на бисе звучат как символ горечи и грусти, переходящей в жесткую борьбу. Опять борьбу, и не с ветряными мельницами, а вполне определенными фигурами. Как знать, возможно настоящий патриот своей страны и города когда-нибудь и добьется своих декларируемых целей, ну а пока…:

А мне остается больное солнце
И петербургский тяжелый воздух,
А по ночам – родные звезды…
Не продается это, не продается.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Евгения Мироненко смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.