Mark Lanegan: Ковбой-отшельник

Mark Lanegan

18 июля в Петербург пожаловал Mark Lanegan — одинокий ковбой от рок-музыки, друг и соратник Курта Кобейна, большой любитель коллабораций и черного цвета.

 

Карьера музыканта началась в 1985 году в гранж-группе Screaming Trees, которая наряду с такими группами как Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam и Soundgarden составляла костяк гранж-сцены Сиэтла. Параллельно с работой в группе Марк записывал и выпускал сольные альбомы, и именно сольное творчество принесло ему успех, тогда как Screaming Trees распались в 2000 году.

 

На счету Ланегана 10 сольных альбомов, звучание которых варьируется от акустического фолка до альтернативного рока и блюза. Несколько лет назад музыкант начал экспериментировать с электроникой — это отчетливо слышно на последних альбомах. В одном интервью Марк признался, что сейчас он сочиняет новую музыку в основном на драм-машине и лишь потом накладывает гитару и вокал.

 

Отдельного упоминания заслуживаю коллаборации Марка с другими исполнителями. Ланеган успешно сотрудничал с Queens Of The Stone Age, Слэшем (Guns N’ Roses), Moby, Unkle, The Gutter Twins. Был ведущим вокалистом в проекте Soulsavers, впоследствии уступив эту роль лидеру Depeche Mode Дэйву Гаану. При этом Ланеген не пытается выглядеть каким-то суперменом от рок-музыки, не устраивает скандалы и не попадает на страницы желтой прессы. В общем, всячески сторонится атрибутов рок-звезды, ведет скромный образ жизни и творит в свое удовольствие. Идеальный образ ковбоя-отшельника из вестерна.

 

 

Марк посетил Петербург в рамках европейской части тура в поддержку альбома «Gargoyle», который он выпустил в прошлом году. Вместе с Ланеганом приехал его бэнд, в который входят барабанщик, три гитариста (один из которых периодически исполнял роль клавишника) и подруга Марка Шелли Брайан, выполняющая роль бэк-вокалистки. Аншлага не случилось, но нельзя сказать, что вместительный клуб «Космонавт» пустовал. На концерт пришли именно те, кто давно желал увидеть Марка в деле, что наилучшим образом сказалось на атмосфере мероприятия.

 

Музыканты открыли выступление песней «Death’s Head Tattoo», далее прозвучали «The Gravedigger’s Song» и «Hit the City». С первых минут в зале установилась блюзовая атмосфера — полумрак, скудный свет софитов, едва освещающих сцену, легкая дымка и узнаваемый вокал с хрипотцой, который невозможно спутать с чьим-то другим. Поначалу казалось, что музыканты на сцене слишком статичны, однако этому есть свое объяснение. На концертах Ланеган берет своей харизмой, при этом никак не выделяясь. Он просто стоял за микрофонной стойкой и пел, излучая какой-то магнетизм, и этого было вполне достаточно. Музыканты его бэнда, как вымуштрованные солдаты, играли свои роли, при этом так же ничем не выделяясь.

 

Основной упор был сделан на музыку и тексты песен, и такой подход работает. Когда слушателя ничего не отвлекает, он начинает погружаться в музыку, вникать в смысл песен, чувствовать энергетику, в конце концов. И в итоге рождаются эмоции. Да-да, на этом концерте именно эмоции публики были лакмусовой бумажкой. И, судя по продолжительным овациям после каждой песни, людям действительно понравилось выступление группы.

 

Сет-лист был просто шикарен — тут вам и новинки с альбома «Gargoyle», и целая россыпь хитов с альбомов «Blues Funeral» и «Phantom Radio», и более ранние композиции. А в финале, словно вишенка на торте — кавер на «Atmosphere» Joy Division. Под величественные фанфары знаменитой композиции можно было подвести итог полуторачасового блюзового трипа, и, честно говоря, этот опыт хочется поскорее повторить. Музыка Марка Ланегана вызывает привыкание.

 

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фото Елены Карповой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.