Между миром и мюзиклом. Встреча в ЦДРИ

Видно, в этом и есть моё ярмо:
Ввысь лететь и парить в изнеможенье.
Антон Арцев

Компанию-организатора «Алых Парусов»-next не упрекнёшь в бездействии, хотя до спектаклей, в силу известных причин, пока дело не дошло. Но обеим заинтересованным сторонам – артистам и зрителям – скучать не приходится. Летом прошёл яркий сборный концерт звёзд этого произведения Максима Дунаевского, в планах ещё несколько, а в конце сентября в ЦДРИ стартовала серия творческих встреч «Мир мюзикла с Ярославом Баярунасом», первым гостем которого стал Антон Арцев.

Как говорится, «два мира – два детства», и наверняка не все молодые меломаны в курсе, кто такой Арцев, а многие взрослые не в курсе, куда ставить ударение в фамилии Баярунаса (подсказка – на букву «я»). Как подчеркнул ведущий сразу после исполнения знаковой для события арии (на минуточку, Джекилла, стремящегося к познанию внутренней правды), собеседники родились в разных странах: Антон в СССР, а Ярослав в постсоветской России. Поэтому вечер, в сущности, был посвящён взаимному обогащению знаниями и впечатлениями, хотя превалировало, разумеется, заявленное раскрытие «нутра» гостя.

Пересказывать богатую на перипетии биографию Антона Арцева – дело неблагодарное. Её стоило послушать вживую от самого артиста. Одно перечисление мест, через которые, как сквозь горнило, прошёл его музыкальный и актёрский талант, займёт не одну строчку, попробуем: Новочеркасский политех, колледж аналогичной направленности, служба в армии, ЛГИТМИК (ленинградская театральная академия), питерские театры им. Комиссаржевской и ТЮЗ, московский театр «Бенефис»… и везде он пел, играл, создавал группы (в том числе небезызвестный «Оникс» имел в своем составе этот ценный кадр), а вынужденные простои использовал для самообразования, в результате чего теперь рулит собственной звукозаписывающей студией «Зимородок». Клип «от Антона» на песню лётчиков многие заметили в период самоизоляции. В 2000-ых начались мюзиклы: «Норд Ост», «Ромео и Джульетта», «Три мушкетёра», работа в московском театре Луны (завсегдатаи вспомнят спектакль Латенаса «Ричард Третий»)… не так давно Арцева увидели и оценили зрители проекта «КарамазоВЫ», ну и, разумеется, он был и остался в «Алых парусах» самым философическим Эглем.

Нет, всё-таки стоило это увидеть вживую: собеседники практически разыгрывали жизнь Антона в лицах, сопровождая историю песнями из упомянутых мюзиклов: мы услышали манифест Сани Григорьева, жалобу Лоренцо (в альтернативном переводе, максимально приближенном к оригиналу по смыслу), мемуары Атоса и богоборческую декларацию Ивана Карамазова, и не только их. Даже нереализованному на сцене проекту Ольги Моховой «Чертополох» нашлось место в концерте – прозвучало несколько песен от лица Уильяма Уоллеса. Кстати, оказалось, что Арцев, блистательно исполняющий арии Иуды из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», не видел ни одной российской постановки этого мюзикла. Исправить это собеседники запланировали не сходя с места.

Лейтмотивом в вопросах ведущего звучала тема: с чем ты вышел из этого проекта, изменил ли тебя очередной мюзикл, очередная роль? Но, как сказал один из великих, будучи «вызван» в литчасть театра: «Часть не может вызывать целое…» Цельность – вот главный атрибут личности Антона Арцева. Его девиз: «Все мечты сбываются» (добавляя в скобках: если ради этого хорошо потрудиться…) и поэтому мечтать артист призывает с разумной осторожностью. Ведь исполнение желания может подоспеть в момент, когда само желание уже нами оставлено…

В завершение вечера, после знаменитой гренгуаровской «Луны», прозвучала совсем новая авторская песня, строки из которой стали выше эпиграфом к тексту. Актёрский темперамент и вокальный диапазон Антона Арцева, потрясавшие аудиторию с плотностью, эмоционально нарушающей обозначенную в зале трогательными плакатиками дистанцию, в течение трёх часов, вдруг преобразились в негромкий лирический образ, трогательный и откровенный, который мы унесли по домам — согреваться тревожной осенью, павшей после краткого лета и напряжённой весны.

В октябре гостьей Ярослава Баярунаса станет прима и легенда российского мюзикла Елена Чарквиани. Первая встреча в ЦДРИ показала, что молодой артист открыт для общения, готов учиться (когда есть чему), безмерно любознателен и привлекательно неусидчив. Но мы же не ожидаем церемонной сдержанности от человека, который умеет петь «Верону» на немецком – так, что в воображении возникает картинка, довольно далёкая от быта средневековой Италии. Зрители старшего поколения откроют для себя с Баярунасом (чего скрывать – кумиром юных) мир мюзиклов таким, каким он стал за годы, прошедшие с нашего первого изумления проектами «Метро» и «Нотр Дам де Пари», когда соискателям ролей выдавали материал для кастинга на CD, а не сбрасывали в «вотсап», а на гастролях в доме культуры могло не оказаться никакой звуковой аппаратуры… ах нет, последняя черта, похоже, из вечных!

Не стану утверждать, что в этой заметке зафиксированы все подробности «мероприятия». Ассоль, например, бывает такая разная… разный… но что-то ведь должно остаться между нами, поверившими в «Мир мюзикла в ЦДРИ» с первой ноты!

Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Екатерины Апциаури можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.