Михаил Горшенев. Год без. Воспоминания друзей, соратников и коллег

Ровно год назад Musecube отмечал свой день рождения большим концертом в клубе «Мастерская», но редакция встречала друг друга в зале не со словами поздравлений, а с осторожным шепотом: «Ты уже слышал?» Праздничную дату нашего портала судьба навсегда связала с трагической датой смерти Миши Горшенева.

Я приехала на тот концерт с поезда, оторванная от новостей. О том, что не стало первого кумира моего рок-детства, я узнала, поднимаясь по лестнице «Мастерской» из телефонного разговора. С печальным известием звонил папа. Через полгода не стало его. В тот же день, 19 июля, отмечала день рождения папина мама. Папу, как и Горшка, звали Михаил Юрьевич. А концерт его памяти на сороковой день с гибели мы проводили в клубе «Мастерская».

Все это и много чего еще я осознала позже. Когда поняла, что смерть легенды стала для меня почти личной трагедией и плотно вошла в мою голову, не отпуская.

Ко дню трагической кончины Михаила Горшенева мне удалось собрать слова его друзей, соратников и коллег. О нем и его песнях. Впечатления, воспоминания, выводы.

Александр “Чача” Иванов, лидер группы “НАИВ”:

“Самой яркой Мишиной чертой была радикальность. Радикальность в творчестве и радикальность в жизни. При этом – он всю свою сознательную жизнь работал и совмещал эту свою беспредельность с гастролями, бесконечными переездами, жёсткими графиками туров, работой в стдудии, в театре… Как он всё это успевал – мне до сих пор не понятно. У него было множество творческих идей и обязательств перед другими людьми. И в подавляющем большинстве случаев он всё успевал делать и никого не подводил. То есть, будучи очень радикальным человеком, он умел брать себя в руки ради дела и делал дело — “за*бись”! Редкое сочетание качеств в наше время”.

Олег Грабко, генеральный директор Bomba-Piter inc.:

“Мишка, сколько его помню, был большим ребенком. Любопытным и любознательным. Ни разу не помню его в гневе, хотя, по рассказам, он был вспыльчив. Но отходчив. Последний раз мы с ним вместе летали на гастроли в Петропавловск-Камчатский в сентябре 2005 года. Они уже тогда с Князем не сильно ладили, сидели каждый в своем номере и играли в Sony PlayStation. А остальные парни со мной и с группой «СПОРТ» во всю развлекались, плавали на лодке по Авачинской бухте. Мы много спорили с Михой, о чем уже не помню, но у него на все был свой — неожиданно поперек моего — взгляд. Возможно, разница в возрасте и мировоззрении. Он полностью отдавался своему искусству, а я проагматично пытался его классифицировать и систематизировать, что ему было чуждо. aoSDj4CagWY-2

И еще, он всегда очень переживал, если кого обижали не заслуженно. Готов был порваться, чтобы защитить и восстановить справедливость. Даже его прыжки со сцены на первых «Окнах открой» в толпу милиционеров — не единственный пример. Просто, если кто хоть словом кого поливал грязью, он заступался. При нем было не возможно говорить плохо о ком то, он тут же закрывался”.

Вячеслав Никаноров, лидер группы “Ангел НеБЕС”:

«Моя первая близкая встреча с Мишей, как ни странно, состоялась не на фестивале, а в центре Петербурга – на улице Восстания. Я присматривал себе квартиру, и девушка-риэлтор сказала, что передо мной её смотрят ещё два парня – это оказался Горшок с другом. Пообщались минут 10 в достаточно веселой обстановке, в итоге квартира не понравилась ни мне, ни им. А последний раз мы общались летом 2013 года на фестивалях «Окна Открой» в Питере и на «Доброфесте» в Ярославле, где играли на одной сцене. В Ярославле это было 28 июня – меньше, чем за месяц до печального события. Чувствовалась в поведении и разговоре какая-то очень сильная озабоченность и нервное напряжение с его стороны.
Несмотря на то, что мы не были близкими друзьями, я считаю Горшка самым рок-н-ролльным персонажем нашей страны за последние 15-20 лет, он отдавался весь своему творчеству и своим идеям — это очень важно. Путь земля будет пухом…»

Андрей Федечко, фотограф и музыкант группы «Сонце-Хмари»:

«Не помню точно, когда мы познакомились. Возможно, это было на пресс-конференции журнала Fuzz в 1998-м. После ехали вместе в метро. Тогда они с Андреем еще ездили в подземке, а я интересовался: кто король, а кто шут, кто пишет тексты, кто музыку, кто придумал сочинять эти страшные сказки… Тогда же сфотографировал их. Не в метро. На пресс-конференции. Мишка на этих кадрах такой обаятельный, со своей этой беззубой улыбкой.

У нас с Мишей много историй, много съемок, две записанные вместе песни. Одна – кавер на песню «Ели мясо мужики», которую мы в шутку записали на украинском языке с нашей группой «Сонце-Хмари». Другая – «13 рана», написанная под впечатлением от фильма «10 жизней Нестора Махно». У Миши родилась музыка, идея для песни и фраза «На 4 стороны Богу не молюсь». Он позвонил мне и говорит: «Ты же на украинском пишешь? Напиши текст для песни!» А я писал только свои тексты, так вот по заказу не знал, как. Месяца полтора-два сидел, никак не получалось. А буквально накануне назначенной с Мишкой встречи засел и написал. Ему очень понравилось, и сначала он стал ее исполнять а капелла. Мне очень нравилось Мишкино четкое произношение, но в итоге он стал исполнять эту песню на «суржике», смеси русского с украинским. Мы подумали: Махно говорил на нем, пусть Миша тоже так поет. Даже переводили обратно некоторые слова на русский.

В планах были ещё записи. Мишке было интересно петь на украинском. Не знаю, откуда у него была такая тяга. А я всё не мог выбрать подходящие ему композиции. Буквально за 9 дней до его смерти, 10 июля, выбор был сделан: «Сияние» и «Вдома». Увы, записать не успели. Лешка Горшенев без лишних слов согласился их исполнить вместо брата.

Когда мне сообщили о Мишиной смерти, у меня холод побежал по коже, и сейчас даже от этой мысли бегут мурашки. Для меня это был шок, я не ожидал, что он уйдет первым из моих рок-н-ролльных друзей. Если пофантазировать о возможности встречи с Мишей — просто пообщались бы по душам. А если на целый день… мы бы сделали фотосессию – и одного, и с детьми, и с женой. И клип бы сняли, и пару песен бы записали.
Любите и цените близких, пока они живы».

Алексей Горшенев, лидер группы «Кукрыниксы»:

«Я очень хотел исполнить Мишину песню «Отражение», потому что это такая темная романтика, которая в Мише точно была. Это важная его сторона, которую обходить стороной ни в коем случае нельзя. А его мечты и надежды заключены в песне “Счастье”. Это совокупность всего, сумма всех его песен, и это последнее, над чем он работал».

Ольга Прихуйдалова, хореограф зонг-оперы TODD:

“Он был невыносим и трогателен одновременно, мне нравилось с ним работать, я ему верила, и в творчестве он не врал и дал фору многим профессиональным актерам на сцене. Он стал мне сниться после ухода и многое подсказывает, что и как будет. Вот этого я точно не ожидала, что наши отношения не закончатся и после. Самая знаменитая история – про «бабочку». Когда я ввела на роль Тодда нового актера, во время прогона, когда тот вышел на сцену, в зал влетела очень большая бабочка. А на дворе февраль! И эта бабочка подлетала ко всем, кто был раньше вместе с Мишей в спектакле , а к чужим людям нет, потом она подлетела к нашей режиссерской группе, облетела нас всех и села рядом со мной”.

Диана Арбенина, лидер группы “Ночные Снайперы”:

«Первые четыре строчки моей песни “Ау” были написаны 10 лет назад. Слова из нее «Мой дом пахнет летом, я переживаю о тех, кто на марсе не загорает» известны. Но, вероятно, никуда бы это дальше не пошло, если бы не смерть Михаила Горшенева. Смерть этого парня меня потрясла. Несмотря на то, что я теряла и друзей, и близких, но именно тогда я вдруг поняла, что мы смертны. Нам не так много времени отмерено и бессмертие иллюзорно. Сложно остаться счастливым, зная, что постепенно все близкие тебе люди уйдут. Но жизнь не терпит уныния».

Алексей Смирнов, лидер группы «КАФЕ»:

«С Мишкой я знаком был с давних времен – помимо рок-тусовки, мы оказались еще и соседями, жили буквально в остановке друг от друга. Ржевка-Пороховые. Район, скажем так, откровенно гопницкий, всех музыкантов в косухах местная урла наперечет знала. Вот и держались мы стайками для собственного спокойствия и безопасности. Ни за что не поверите, что нас сблизило. Не музыка, не алкоголь и не общие знакомые. А подростковая страсть к изучению военной истории. Невероятно, правда?»

Китана Фрайхайт, фотограф портала Musecube:

«Миша никогда не играл на публику, но всегда проникался людьми, при первом знакомстве с человеком ловил его суть. У него можно было учиться быть собой, быть честным, не бояться говорить, не бояться быть осмеянным, непонятым. Если бы пришлось рисовать его, это был бы такой огромный Миша с огромными крыльями, которые закрывают всех его любимых людей.
И он никуда не ушел, он рядом и всегда будет рядом».

Уже год песни Горшка звучат из всех плееров, колонок и микрофонов страны. А значит сейчас его дело удается ему как нельзя лучше. Мир знает своего героя, мир слушает своего короля.

Материал подготовила Даша МИШИНА, специально для Musecube
Портал выражает огромную благодарность всем героям и Андрею Федечко за предоставленные для материала снимки


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.