Наедине с музыкой

4 марта в Московском международном Доме музыки выступил британский пианист Пол Льюис. В свой дебютный на российской сцене концерт музыкант включил произведения Баха, Бетховена, Листа и Мусоргского.
paul-lewis
***
Полу Льюису 41 год. Он родился в Ливерпуле в совсем не музыкальной семье: папа- рабочий, мама- бухгалтер. И музыкой заниматься начал достаточно поздно — в 12 лет. После окончания музыкального училища в Манчестере он продолжал обучение у разных педагогов, в том числе- и у известного австрийского пианиста Альфреда Бренделя. Карьера Льюиса стала стремительно развиваться после победы на международном конкурсе в Лондоне в 1994 году. В репертуаре пианиста- произведения Бетховена, Шуберта, Листа, Шумана, Моцарта, Мусоргского… В 2005-2007 годах Пол Льюис посетил США и многие европейские страны с циклом всех 32-х сонат Бетховена, и теперь имеет репутацию одного из самых глубоких интерпретаторов музыки великого венского классика. На фестивале BBC Proms’2010 Льюис стал первым пианистом, исполнившим все фортепианные концерты Бетховена в одном сезоне. Вместе со своей женой, норвежской виолончелисткой Бьерн Льюис Пол руководит фестивалем камерной музыки Midsummer Music в родной Великобритании.

***
Программу первого отделения открыла хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха в переложении Бузони — Прииди, язычников Спаситель. С первых же тактов Льюису удалось буквально загипнотизировать зал, воцарилась такая тишина, что было слышно каждую ноту — как рождается аккорд и как он “гаснет”. Зрители сидели не шелохнувшись (что редко случается в первые минуты после того, как все займут свои места). В огромном (и, к сожалению, неполном) Светлановском зале такой Бах звучал очень непривычно: казалось, что мы все подслушиваем, в то время как пианист играет в одиночестве и только для Всевышнего. Удивительное piano, мягкие движения рук, напевность – и несколько минут пролетают незаметно, звуки тают и исчезают в Вечности, откуда и пришли.
3366836720_6db972fb25_z
Небольшая пауза — и вот мы уже слышим вполне земные (на контрасте с Бахом) звуки ми-бемольной сонаты №13 Бетховена. В названии композитор указал: Quasi una fantasia, то есть нечто вроде фантазии. И действительно — игривое andante первой части создает беззаботное настроение, которое не ассоциируется у меня с музыкой монументального, страстного Бетховена. Но вот уже вторая часть allegro наполняется знакомыми бетховенскими аккордами и чередованием меланхоличных и “вспыльчивых” интонаций. За adagio третьей части следует яркое allegro vivace, “венчая” эту благородную (как и вся бетховенская музыка) сонату, написанную более двухсот лет назад…

Скрывшись на мгновение за кулисами после аплодисментов, Льюис вновь возвращается к публике и к Баху: звучит еще одна хоральная прелюдия- Взываю к Тебе, Господи Иисусе Христе. Этот мотив знаком большинству слушателей, но — в оригинальной, органной версии. Опять piano, и неторопливо звучит молитва, разливаясь медленной, полноводной рекой…

И снова пианист берет небольшую паузу, чтобы, не уходя со сцены, настроиться на Бетховена: звучит знаменитая “Лунная” (соната №14 до-диез минор). И если под музыку баховскихпрелюдий можно было плыть по течению, то Лунная сразу уносит куда-то ввысь. Вся великая музыка- космос, он вокруг нас, внутри нас, но этот бетховенский лунный свет- освещает нам путь в невиданные уголки Вселенной. И какой контраст, как непохожи между собой три части этой сонаты! Вторая часть (allegretto) — это уютная музыка из музыкальных салонов XVIII века. А тема третьей части, конечно, на слуху у многих, но о том, что это – часть Лунной сонаты Бетховена, наверное, знаютневсе. Да, его сонаты- это огромный мир, в котором каждая часть удивительно красочна и глубока!
1Paul-Lewis
Во втором отделении прозвучали три пьесы Ференца Листа- Ноктюрн “Бессонница”, “Рок” и “Рихард Вагнер- Венеция”. Лист прозвучал слишком резко и замысловато — возможно, после Баха и Бетховена. А вот финал вечера — прекрасные, загадочные, неповторимые “Картинки с выставки” Мусоргского – словно разбудили зал, можно было почувствовать всеобщее оживление и любопытство: как Льюис сыграет русскую музыку? Сам пианист в интервью каналу “Культура” сказал: “Картинки с выставки” – один из самых шокирующих циклов, которые я знаю. Все, что там намешано, – стопроцентные изобретения Мусоргского. Кроме, разве что, русской церковной музыки, которая звучит в конце». Потрясающая идея- прогулка вдоль картин! Cколько сказочных и реалистичных образов- когда слышишь“Картинки”, кажется, что листаешь книгу сказок в старинном переплете.

Такая сложнейшая, разнообразная программа концерта вызвала очень теплое одобрение у московской публики. Пианист показал, что ему доступны и баховские “кружева”, и темпераментные сонаты Бетховена, и музыка Мусоргского. Жаль, что на бис Пол так ничего и не сыграл (неужели расстроился из-за неполного зала?). “Оказаться здесь впервые – это волнующе, – признается Пол Льюис. – Всегда хотел приехать в Россию – часто воображал себе Москву – с детства слушал Рахманинова, Прокофьева, Скрябина…” Мистер Льюис, приезжайте еще, очень хочется услышать вашего Моцарта. C оркестром.

Софья Тихомирова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.