Непопулярные неопределённости Валерия Белинова

Валерий Белинов больше известный под именем King B. покинул Россию в 2000-м, успев на излете российской части своей музыкальной карьеры поучаствовать в легендарном блюзовом сборнике «Я не увижу Миссиссиппи». Он уехал в Нью-Йорк работать, а в результате задержался там более, чем на десятилетие.

Первый приезд на Родину после столь большого перерыва – событие и одновременно шок. Концерт 15 апреля в клубе Cool Train завершает тур по российским городам, но видно, что Валерий всё ещё волнуется.

В российском туре редкий московский гость объединил свои усилия в творческом альянсе с Еленой Шерри – молодой вокалисткой и пианисткой. Им помогает состав, не игравший с Белиновым долгих 12 лет, именно столько, сколько он отсутствовал в стране. На сцене ритм-секция original Belinov Blues Band в составе Ивана Ковалёва (бас) и Игоря Перебеева (ударные).

Первое отделение отдано на откуп Шерри. Она поет и играет, Белинов с группой аккомпанируют. Если бы я не знал, что позади у них целый тур совместной работы, то, вероятно, решил бы, что они только-только принюхиваются, притираются друг к другу. И тем ярче выглядела Елена. По московским меркам поющая пианистка – явление изначально уникальное, а уж то и так, как это делает Шерри, и вовсе заслуживает внимания и аплодисментов. В её манере у нас мужчины то не играют, а тут вдобавок ко всему ещё и девушка!

Сказывается классическое музыкальное образование, но тем интересней, тем необычней и ярче звучат ее партии. Вкрапления фактически классических пассажей не ограничивают композиции стилистическими рамками. Я не очень люблю явные жанровые миксы, чаще всего они выглядят продуктом популистски-искусственным и не слишком жизнеспособным. Здесь же иное – использование классической техники и музыкальной ткани в совсем иной композиционной структуре. Это даже не блюз, а, скорее, джаз-рок, нередко переходящий в психоделику. Эффект усиливает использование электропиано со всеми вытекающими последствиями по звуку, звукоизвлечению и исполнительской технике. Электропиано только добавляет колорита, не давая комфортно спрятаться за чисто электрические подвывания и примочки.

Звучит Bloody Mary. Джаз-роковая, с рваной перекличкой, сотканной из коротких реплик гитары и электропиано и совсем уж невозможной психоделикой в финале. Следом – Heartless – наверное, самая странная вещь программы. В оригинале она была куда умиротворенней. Вокал Шерри – однозначно «белый», достаточно высокий и с необычным вибрато. Шерри намеренно оставляет несдержанные хвосты фраз, немного напоминая манерами Fiona Apple.

Всё первое отделение она просидела за клавиатурой, ненадолго выйдя к микрофону лишь на самом финише. Чёрная строгая юбка, чёрные туфли, изумрудный пиджак и длинные волосы. Что-то в её образе не вязалось с исполняемой музыкой. Не вязалось до перерыва, когда она сняла пиджак, обнажив плечи. Переключение образа. А на первый план во втором отделении вышел Валерий Белинов.

«В этой части концерта я спою песни из альбома «Let The Big Dog Eat» и свои новые песни. Часть вещей я посвящу великим блюзменам», — и почти без паузы продолжил, — Блюз на русском может звучать отлично. Не существует какой-то языковой концепции. Это все глупые выдумки. Этот блюз мне приснился на английском языке, а спою я его на русском». Исполняется «Blues for Robert J.» под аккомпанимент гитары. Электропиано участвовало только в длинных и отнюдь не блюзовых прологе и эпилоге.

Звучит хендриксовский Red House. Порадовали гитарные соло Белинова: незапильные, но и неленивые – сочетание для блюзменов нечастое. Нот много, но они при этом не выглядят голой техникой. Валерий играет нелаконично и одновременно сочным жирным звуком.

King B. исполняет вещь своего имени, как он сам представил его – «апокалиптический блюз». Шаффл по ритму, но с густым плетёным звучанием и психоделичными гармониями. На ещё одной авторской Big Fat Mama Белинов уничтожил ритм вхлам, играя длинными быстрыми фразами, вписавшись, впрочем, в «поворот», и, разве что ударник, кажется, так и не понял, куда он попал. Кто-то в зале, говоря по телефону, очень уместно произнёс «здесь слишком много неопределённостей». Воистину так.

В финале после неожиданных слов «не подведи нас, пожалуйста, мать Россия» исполняется битловская Don’t Let Me Down с бэк-вокалом Елены Шерри в припеве.

Закругляясь, скажу, что при всей, казалось бы, стилистической обычности репертуара, Валерий Белинов сумел словить какую-то особую исполнительскую фишку. У него свой почерк, узнаваемый и яркий, который не затеряется среди в общем немногочисленного племени российских исполнителей блюза. Альянс с Шерри добавляет контраста поколений и сводит их обоих в экстазе неожиданных гармоний. «Я единственный видел Миссиссиппи до Катрины. Другие – после. Это уже не считается», — парадоксальные мысли, необычное звукоизвлечение, редкий концерт. Жаль, что музыканта по имени King B. увидело и услышало от силы десятка два неслучайных посетителей Cool Train.

Текст: Андрей Ордальонов
Фото: Иван Буров

Полный фотоотчёт здесь


Один комментарий на ««Непопулярные неопределённости Валерия Белинова»»

  1. Аватар пользователя Любовь

    Интересно и чутко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.