Ни минуты покоя, начиная сначала в который раз – 46 лет, 46 раз

Задумывались вы, что диапазон звучания гитары схож с диапазоном человеческого голоса и, потому, человек, поющий под перебор шести струн, весьма ограничен? Или, что человек слышит за время жизни сотни тысяч голосов, а голос своей любимой музыки узнает через телефонные помехи мгновенно? Это — простые истины, которыми на концерте в Минске 24 октября поделились музыканты группы Машина времени.

Место, где горит свет в тысячи ватт, наполняется неспешно людьми. Можно понаблюдать за гостями. На концерт пришли люди разных возрастов, из разных социальных пластов: пожилые семейные пары, отец с дочкой, парень привел девушку на свидание, дедушка с внуком, а вон там, на галерке, студентки рассматривают зал. Как много поколений объединяет музыка! Нужно отдать должное неутомимым фанатам Машины времени, — это хороший пример. В отличие от них, я — плохая фанатка, только год назад дотронувшаяся до книги Андрея Макаревича «Сам овца», мигом перенесшей меня в детство. Ведь Андрей Вадимович прав – детство запоминается звуками и остается с нами на протяжении всего пути. Музыка помогает вспомнить самих себя, молодых и неотразимых. Музыка – лишь часть общей картины счастья.

«Но дорога кончается там, где начинается дом. И когда путь уже за спиной, улыбнется тебе дом родной…» — с этих слов начался концерт бардов, повидавших многое за эти 45 лет существования легендарной группы Машина времени. Один текст песни перетекает в другой, да и не концерт это вовсе, а рассказ. «Мир состоит из очень простых вещей.» — нет, это не лозунг и не призыв распустить свои длинные волосы и надеть плетеные сандалии. Это — любовь Рождественская, переплетающаяся с негодованием. Любовь Есенинская, наполненная сожалением. Любовь Стругацких – честная, не утонувшая в суете. «Ты просто верил и шел на свет. И я знаю, что ты дойдешь!»

Как любая дорога истинного барда переплетается и с тревогами: «Мама, город по крыше засыпало снегом. Мне приснилось, что мы потеряли друг друга. Мама, слышишь, как плачет над городом вьюга». Как здорово видеть, как мама гладит по спинке свое дитя, чтобы успокоить, уберечь, помочь поверить в лучшее: «Просто ангел не может найти свои ноты… он найдет их, дружок, в этом нету омнения, и над небом опять зазвенит его пение. Вот тогда слово в строку, дружок, вот тогда ногу в стремя».

Существует ли время? Большинство из нас знает, что такое время, пока не задумывается о нем. Тикающие часы на запястье, будильник около кровати, пустые клетки календаря. Может показаться, что время цельное и единое, и все мы живем в этом потоке, стараясь не опаздывать на работу и вовремя забирать детей из школы. В минуте шестьдесят секунд, в часе шестьдесят минут, двадцать четыре часа в сутках и триста шестьдесят пять дней в году. Иногда мы просто смотрим на часы и желаем, чтобы в сутках было больше времени. Время едино и абсолютно, если верить сэру Исааку Ньютону. Но что, если я скажу вам, что время — это иллюзия, проявление наших представлений о причинности? Экспериментальные данные показывают, что время — это то, что мы измеряем часами. А часами мы измеряем численный порядок материальных изменений, то есть движение в пространстве. Так и группа Машина времени оправдывает свое название, своим же фактом существования в пространстве, своим творчеством и текстами. Доказывающая возможность путешествия во времени.

Лирическим центром концерта стала акустическая часть из трех песен: «Флаг над замком», которую Андрей Макаревич исполнил под лаконичный аккомпанемент гитары и трубы Александра Дитковского; раритетной «15 к 30», когда-то написанной лидером к 15-летию группы и к своему 30-летию; «Место, где свет». Многие песни были спеты в вокальном дуэте Андрея Макаревича и Александра Кутикова, а «Эти реки никуда не текут» исполнил клавишник Андрей Державин. Для сохранения звучания 80-90-х годов музыканты использовали свои старые инструменты. Например, композицию «Марионетки» Андрей Макаревич исполнил на той гитаре, которая была у него во время записи более 25 лет назад.

Ближе к завершению концерта группа вместе с публикой исполнила свои самые известные песни: «За тех, кто в море», «Скачки» и сакральную «Поворот». А на бис гости услышали еще два всенародных хита: «Однажды мир прогнётся под нас» и «Пока горит свеча». В последней песне Андрей Макаревич аккомпанировал себе на синтезаторе.

Двадцать три песни назад я никогда не была на концертах своих кумиров, а двадцать пять песен назад мне хотелось сдаться, но еще не спето о главном и мне предстоит это спеть, или лучше — написать. Кто-то рядом пойдет, а кто-то станет самой горькой растравою, но об этом не стоит переживать. Ведь та птица, что вырезана на нашем запястье, вынесет нас за мгновение из холодного ада. И в этом наша награда. Да! Счастье – внезапно, как сказал Андрей Вадимович, и, может быть, оно вон за тем поворотом.

Анастасия Кавцевич, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.