Песни и наигрыши от Марьяны Садовски и Сергея Старостина

S_originalУкраинских корней, вышедшая на международный уровень собиратель и исполнитель фольклора Марьяна Садовски не ограничивается родными народными песнями. Она пользуется современными джазовыми и импровизационными техниками в вокале, что позволяет создавать   грамотный живой фольклор (не стилизацию в угоду изнеженному скудостью интонаций современному слуху), зачастую вплетенный в канву «постмодернистских» мелодик. Работала с фри-джазовым Энтони Колманом,  клезмер-сингером Михаэлем Альпертом (можно пошутить, что это «местный», американский Псой Короленко),  композитором и Френком Лондоном (все перечисленный музыканты также  – мультиинструменталисты и яркие фигуры в своих направлениях). Сегодня в Доме заслуженная певица спела с Метром Русского Фолка, Сергеем Старостиным. Этот опытнейший фольклорист также делал проекты с многими музыкантами (Леонид Федоров, проект Moscow Art Trio, Инна Желанная, Волковтрио, Хуун-Хур-Ту и другие). У обоих исполнителей есть общая страсть – ездить по стране и собирать в деревнях фольклор. На том и сошлись.

Вечер открылся песней – призывом весны. В распоряжении Сергея Старостина, кроме голоса, целый спектр различных аутентичных инструментов – гусли, рожки, флейты, много других свистелок, которыми он акомпонировал. Был один – самодельный, по звуку похожий на дудук. Этот «дудук» участвовал в духовном стихе, где сюжет описывает мальчика, плачущего о том, что он потерял «Евангелия» и Бога, который говорит ему не расстраиваться и сходить в церковь.

Были исполнены две колыбельные. Оказывается, колыбельные бывают не только «ласкательные» — бывают страшные, сюрреалистические, трагичные и эротические (в последнем случае, как рассказала Марьяна, мать, успокаивая ребенка, рассказывает, чем там дед и бабка занимаются в соседней комнате). Еще есть устрашающие колыбельные, мол, спи, дидтятя, а то я возьму дрын, обмотаю его чем-нибудь железным и ты у меня получишь. Сергей исполнил наполненную глубоким трагизмом колыбельную от лица отца, потерявшего жену («спи сыночек маленький, остался без маменьки»). Была песня от лица еще одного несчастного, который рассуждал сам с собой «не болит ли голова, не болит ли мой живот, жена дома не живет», а также, что «свекровь на печи, словно сука на цепи». Рассказывали и сказки – про то, о чем поет птичка и про то, что деньги не так уж потому что это «мертвый капитал». После «хита» Старостина «Глубоко» Марьяна исполнила Ивано-купальскую песню, в которой было очень много «драйва», потому что ночь на Ивана-Купала – это ночь, когда каждая девушка и женщина немного превращается в ведьму. Такой поворот событий очень обрадовал публику – эта песня была воспринята восторженнее остальных.

S_S originalВсе, что было исполнено, обладало сильной внутренней красотой и удивляло простотой и при этом, глубиной. Очень много содержания может быть вложено в простые и известные всем слова. В них заключена некая не назидательная философия. (Как в колыбельной — «выкопаем ямку, закопаем мамку / будем жить да поживать – нашу мамку вспоминать» — это смирение и принятие жизни, молчаливое и великое в своей трагичности).

Исполнялись только песни, которые были найдены Марьяной Садовски и Сергеем Старостиным самостоятельно.  Производят впечатление не только сами песни, но и «профессинальный» уровень их исполнения: певцы обладают красивыми и сильными голосами, от которых могут мурашки появиться на коже (этот эффект – неоспоримый признак качественной музыки).

У нас есть много представителей  так называемого стиля-жанра «фольклор», но есть проблема с его воплощением в реальности. Тот фольклор, который пели на наших широтах  — ископаемое, которое надо искать, а это нелегкий труд. Если в оригинале исполнять, то есть страх наткнуться на неприятие и отторжение восприятия у широких масс. То есть это – очень узкая специализация. Поэтому исполнители, для упрощения, скрещивают его чаще всего с роком (самый распространенный случай). Конечно, у рок-музыки, тем более русской, в истоках есть много общего с фольклором (он создавался на заваленках различных котельных и дворницких), но этот корневое сходство не спасает музыку, которая превращается в не вызывающую  попытку услужить и вашим и нашим.

Стилизация — как красивая обертка, но есть ли содержимое? Хотя мы не знаем, что — мастерство или вложенные чувства делают музыку музыкой, однако, не многим дается достичь результата, когда их музыка действительно является Музыкой. Поэтому мы благодарим Марьяну Садовски и Сергея Старостина за то, что они не только вносят неоценимый вклад в спасение и обнаружение давно забытых, но обладающих неоспоримой силой и красотой вещей, но и дают возможность слушателям ознакомиться и прочувствовать эти великие вещи. Кроме того, исполнители работают не только в аутентичном, но и в современном, постмодернистском, экспериментальном, или, если хотите, авангардном жанре. (То есть вносят вклад не только в историческую «науку», но и в «современную культуру»). Ну о том, что такое «современная культура», мы поговорим в другой раз.

Специально для MUSECUBE Мария Черкасова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.